В этом году в съемках RideThePlanet принимает участие Егор Дружинин — 29-летний сноубордер из Сочи. Во фрирайд-тусовке он известен давно, как и его особый, узнаваемый стиль — "серфовый", плавно-динамичный и уверенный на любом, даже самом сложном рельефе. Однако он никогда не стремился попасть в объективы фотографов и видеокамер, и мы рады восполнить этот пробел.
- Привет, Егор!
- Привет!
- Как давно ты катаешься на сноуборде?
- Примерно с 1998 года, получается уже 12 сезонов. Правда, когда начинал, то учился еще в институте, и особо не было времени на катание. Так что начало было плавным, а потом, когда стал работать в этой сфере, – то и больше смог кататься. Когда я учился на первых курсах, была возможность брать бесплатные пропуски на канатку, а когда закончил учиться – стал работать инструктором и, соответственно, уже проводил всю зиму в горах.
- А у тебя было спортивное детство – какие-то секции или спонтанно появился в твоей жизни именно сноубординг?
- У меня папа занимается альпинизмом, и он с детства брал нас с братом в горы. Мы начинали кататься вообще на деревянных беговых лыжах: когда выпадало много снега, поднимались пешком в лес, на чайные плантации, на всякие горочки и холмы, и скатывались оттуда. В те времена в Красной Поляне не было канатных дорог, были только бугели, и летал в Поляну рейсовый вертолет. И мы еще выбирались с родителями туда на выходные и занимались там — пытались кататься, учиться.
Еще в детстве я активно занимался парусным спортом. А всякие у-шу, плавание были, но не столь фанатично, как это и лыжи.
- В какой момент ты стал спонсируемым райдером?
- Сначала меня периодически поддерживала компания Николая Полякова – компания горных проводников "Мастерская приключений", они выдавали снаряжение и выделяли средства на участие в соревнованиях. У нас была команда "Мастерская приключений", и мы выступали за Красную Поляну на соревнованиях в Приэльбрусье и Домбае. В это же время я участвовал в этапе Freeride World Tour в Красной Поляне. Потом был какой-то провал, не было никаких постоянных спонсоров и поддерживали друзья, а что-то из снаряжения приобреталось собственными силами. А в этом году меня поддерживает компания "Триал-Спорт", и можно сказать, что это наиболее полноценный спонсор. В этом году мне выдали снаряжение, одежду, какие-то средства для поездок.
- А как ты вообще относишься к соревнованиям? Помню, в прошлом году тебе дали wild card на участие в этапе Freeride World Tour в Красной Поляне, а тебя не было в тот момент в стране. Ты из-за этого расстроился?
- Нет, не расстроился. Честно говоря, раньше мне это было более интересно. А в тот момент оставаться на всю зиму в регионе ради участия в этом этапе мне не хотелось, происходило много других интересных мероприятий. А как к обязательствам перед спонсорами я к этому никогда не относился, ведь не все заключается в соревнованиях. Интереса сейчас поменьше, хотя, конечно, когда я пересматриваю ролики с соревнований прошлых лет, мне хочется снова поучаствовать – чтобы увидеться с друзьями, которые встречаются, к сожалению, только на соревнованиях. Все-таки наши соревнования – это не спорт, а больше обмен опытом. Открываешь для себя какие-то новые возможности, общение с райдерами из других регионов – это большой опыт, я считаю.
- Можешь в двух словах описать, что для тебя сноубординг?
- Я не мыслю себя без катания… Это моя жизнь. То, ради чего хочется жить.
- Давай вернемся снова к теме твоей родины, Красная Поляна для фрирайдеров — одно из любимых мест. С этими изменениями, которые активно там происходят, какое ты видишь будущее?
- Сейчас, к сожалению, все выглядит не лучшим образом, но есть надежда и вера, что скоро закончится вся эта стройка, и Поляна преобразится, снова примет красивый облик. Я думаю, что если в мире в целом, на нашей планете будет стабильная ситуация, то и в Красной Поляне все может измениться к лучшему. Откроются новые канатки… Хотя хочется, чтобы все делалось немножко аккуратнее, чем то, как это делается сейчас.
- А представь, что эти строки читают люди, ответственные за принятие решений по поводу этой реорганизации. Ты как местный райдер, как человек гор, что можешь сказать и даже посоветовать по этому поводу?
- На мой взгляд, некоторые работы, которые сейчас ведутся, вообще бесполезны. Курорты строят в таких местах, которые в принципе не очень для этого подходят. Не учитывается экспозиция склонов, в том числе по отношению к морю. Пара новых курортов – "Горная Карусель" и "Роза Хутор". Так вот "Карусель", на мой взгляд, не очень подходит для большинства катающихся. Еще хотелось бы, чтобы курорты не строились так бездумно, когда вырубается лес, взрывают горы. По итогу, это не принесет много радости и удовольствия.
Поэтому пожелания – чтобы люди все-таки старались сохранить дикую природу, чем пытаться на нее повлиять, думать о тех животных, которые там живут. И больше человечности во всех этих мероприятиях. Чтобы люди думали не только о себе, как они будут развлекаться, как больше заработать денег, а и о том, что всех нас окружает.
- Да, пожелания такие, на самом деле, можно адресовать любому человеку на планете… Скажи, а перед тобой в жизни когда-нибудь вставал вопрос выбора — катание или учеба, катание или некая карьера?
- Да, возникали такие вопросы. Когда я учился в институте, был момент, что можно было поучаствовать в соревнованиях, а у меня были экзамены. Никак не удавалось совместить и в итоге пришлось уехать сдавать экзамены. Но когда я закончил институт, стало посвободнее. Я смог самостоятельно принимать решения, выбирать – работа, тренировка или участие в соревнованиях. В общем-то, я никогда не разделял и стараюсь придерживаться в жизни такого момента – принимать решения самостоятельно, не зависеть ни от каких-то обстоятельств, ни от друзей... Следовать внутреннему голосу, сердцу, разуму. Ну, в общем, по возможности быть свободным от обстоятельств.
- В чем ты в данный момент видишь свое развитие как райдер или как горный гид? Какие аспекты тебе наиболее интересны?
- Сейчас мне наиболее интересно изучение снега и разных ситуаций в горах. Хочу поучаствовать в некоторых работах в Красной Поляне с лавинщиками, узнать что-то новое. Читаю сейчас книгу "Охотники за лавинами" Монтгомери Отуотера. А как райдеру всегда есть чему учиться. Я очень рад покататься с более опытными райдерами. Интересно побывать в разных горах, попробовать разный снег, почувствовать, что это такое. Я считаю, что чем больше разнообразия в катании — с кем и где это происходит, — тем выше становится твой собственный уровень.
- Какие знания из других областей помогают тебе в горах?
- Это, например, метеорология, или навигация, как говорят в парусном спорте. Знание и предсказание погоды в горах бывает необходимо.
- Как-то в прошлом году я помню, как мы с тобой сидели у печки в Кашмире, и я заметила, что ты знаешь и пользуешься разными традиционными средствами медицины – акупунктура, травы. Изучаешь это, применяешь на практике?
- Да, это тоже мне очень интересно. Я стараюсь, если какие-то недомогания, в первую очередь не идти по классической схеме "врач — таблетки", а заниматься самолечением и использовать разные народные методы. Летом и осенью в горах мы всегда собираем травы, сушим, потом завариваем чай, это для иммунитета. Массаж тоже хорош, для общего тонуса. Еще у нас в Поляне есть группа людей, которые плотно занимаются баней и связанными с ней темами, мне это очень интересно.
- Короче, в физическом плане не забываете про себя. Ты, кстати, один из немногих райдеров, кто всегда хорошо разминается перед спуском – это заметно, потому что большинство этого не делают.
- Да, это, кстати, важный момент. Я всем, кто начинает с нами заниматься (в программах "Школы фрирайда", разработанных Егором), советую и перед спуском, и даже после катания мышцы привести в тонус, потянуться, размяться. Я считаю, что это нужно делать обязательно. Да и не только при катании, а чтобы просто хорошо себя чувствовать. Если с утра сделать небольшую, на 15-20 минут зарядку, то отлично начинаешь себя чувствовать, в тонусе.
- Ты как-то уезжал на зиму в теплые края, на весь сезон остался там?
- Да, как-то было пару лет назад. Мне очень хотелось попробовать кайтсерфинг, и я оказался во Вьетнаме, но провел там не всю зиму, а ноябрь и декабрь. До этого пробовал учиться с кайтом в Анапе, но когда появилась возможность поехать на океан, то, конечно, я это сделал. Мне очень понравилось, но когда начинается зимний сезон и в горах выпадает снег, мне хочется отправиться в горы со сноубордом и кататься там.
- То есть у тебя не было соблазна остаться в комфортной теплой среде и развиваться как райдер, к примеру, в кайтсерфинге?
- Нет, все-таки горы и снег меня больше притягивают. Есть желание, конечно, дальше тренироваться и пробовать кайтсерфинг, серфинг – водная стихия мне близка с детства. Но я не готов заменить горы морем, хочется совмещать. Так что стоит выбрать для этого не зиму, а другие времена года, когда в горах уже заканчивается сезон.
- Сейчас свой сезон ты открыл в Архызе – это новое для тебя место?
- Да, новое, и оно удивительное, почти все из нашей компании там оказались первый раз. И еще получилось так, что сейчас все вместе открывали там сезон. Отличное место, приятный мягкий климат, горы не очень высокие, в среднем 2500—3000 м надо уровнем моря. Но тем не менее очень разнообразный рельеф позволяет и продвинутым, и, может быть, начинающим райдерам совершенствоваться во фрирайде. Хотелось бы еще там оказаться, мне очень понравилось.
- Какие возможности в Архызе с катанием? В приоритете вертолет или там есть возможности для ски-тура? Канатка, видимо, пока на стадии проекта...
- Конечно, для вертолета это огромный район с кучей возможностей, но я прекрасно понимаю, что не всегда и не у всех есть возможность кататься и летать на вертолете. И рассматривая район с точки зрения походов бэккантри, мы нашли здесь подходящие леса, горы, довольно безопасные подъемы и отличные спуски. Я думаю, что, если будет возможность оказаться там в марте-апреле, я бы с удовольствием походил там и покатался вне зависимости от вертолета. Канатка там строится, но когда она будет готова и будут ли интересные возможности катания с ее помощью, пока непонятно. С другой стороны, тоже не хочется, чтобы все горы были застроены канатками, а чтобы были дикие места, не освоенные цивилизацией. Куда можно приехать и пожить в хижинах или даже в палатках — хоть это и сурово, но я думаю, что можно найти в себе силы на такие походные мероприятия.
- Можно провести какие-то параллели с другими местами, чтобы представить себе условия?
- В целом, конечно, это Кавказ, поэтому кому-то во время катания иногда склон напоминал что-то в районе Приэльбрусья или того же Домбая. В принципе, Добмай здесь очень близко находится, и с тех мест, где мы катались, было видно вершины домбайского региона. Местами рельеф похож на краснополянский, такие же леса — дубы, буки, грабы... Но, несмотря на схожие моменты, конечно, ни на что конкретно этот регион не похож.
- Что именно тебе особенно понравилось в Архызе? То, ради чего ты посоветовал бы друзьям туда поехать?
- Мне очень понравился климат — он отличается от высоких гор тем, что не так сухо, все-таки близость к морю сказывается. И все-таки сильной влажности тут тоже нет, что-то среднее между Приэльбрусьем и Красной Поляной. Катание мне понравилось, но о качестве снега говорить сложно, потому что снег был не свежий, а местами передутый, задутый. Еще мне очень понравилось, когда пилоты Heliaction нас однажды забросили на вершину, оттуда открывался обалденный вид на Черное море, берег Абхазии, и даже было видно хребты и вершины Турции. Это был один из наиболее ярких моментов, а потом был спуск по леднику — волшебно!
- А по поводу съемок — ты впервые оказался в процессе, посвященном только этому делу. Какие твои впечатления?
- Да, на съемках я впервые, и обстановка способствовала — нас очень хорошо принимали, и были созданы все условия, чтобы мы могли полностью настроиться на процесс. И поскольку я был настроен на это, то и все свои усилия направлял на то, чтобы правильно прошли съемки, чтобы в команде сохранялся общий позитивный настрой. Были, конечно, неувязки и разные сложности, но, тем не менее, эти дни прошли в слаженном духе всей команды, и мне понравилось.
- Как тебе новая доска?
- Да, сейчас у меня новая Nitro Pantera 166. Для мягкого, пушистого снега она мне кажется жестковатой, но для универсального катания вполне подходит. Фрирайд - это же не только катание по пуху, но и жесткий снег, лед, иногда очень твердый наст. На спуске, когда уже село солнце, — твердый снег, перекристаллизовавшийся, с корочкой, доска такой жесткости уже оптимальна. В целом, к снаряжению постепенно привыкаю, но все равно это только начало, и еще надо раскатываться и раскатываться.
- Ски-тур ты ходишь со сплитбордом?
- Нет, сплитборда у меня, к сожалению, пока нет, хожу на лыжах. Лыжи мне тоже очень нравятся, надеюсь повышать свое мастерство с каждым сезоном и прилагаю к этому усилия. Мне интересен сам процесс, хочется освоить горнолыжную технику катания. В детстве, когда еще не было сноуборда, я начинал на лыжах, а потом забросил их, но вот буквально пару лет назад снова мне это стало интересно. В этом году у меня появились новые лыжи, хочется освоить катание по глубокому снегу, так что буду продолжать.
- Ну и в заключение, какие твои планы на сезон?
- Жду не дождусь, когда наконец выпадет у нас в Поляне побольше снега и откроют наконец канатки. В принципе, снег давно уже лежит в горах, и можно аккуратно, без фанатизма делать спуски. Но я надеюсь, что вся инфраструктура заработает, и будет возможность полноценно раскатываться и тренироваться у нас дома, в Поляне. Потом, к концу января, у нас опять выезд в Гималаи, в Гульмарг — небольшая компания моих местных друзей и мой брат, у нас уже есть набранные группы для школы фрирайда. Потом к весне возвращаюсь сюда, надеюсь, у меня состоится еще несколько поездок в Европу, в том числе с командой RideThePlanet. Ну и, конечно, хотелось бы покататься еще здесь, в Красной Поляне. Опыт прошлых сезонов показывает, что весной, в марте-апреле, здесь катание вполне уверенное, при этом немного людей на трассах. Так что надеюсь, этот сезон будет также удачным и в плане катания, и в плане общения и съемок.
Текст: Дарья ПУДЕНКО