"Северный полюс - Гренландия": в упряжке россиян - два вожака

Telegram Дзен

ЭКСТРИМ

Как уже сообщал "СЭ", 6 апреля приняла старт уникальная экспедиция Федора Конюхова и Виктора Симонова "Карелия – Северный полюс – Гренландия".

Последняя остановка перед забросом на Северный полюс была на "Барнео" – единственной полярной станции на Северном полюсе. Она располагается километрах в 50 от полюса, и поскольку льды постоянно движутся – кружится вокруг него. К примеру, с 5 по 8 апреля "Барнео" продрейфовала от 43-й долготы до 117-й!

…Вертолет забросил путешественников с грузами, собаками и группой сопровождения до полюса за 25 минут. И после довольно коротких проводов Конюхов и Симонов отправились в путь. Первым на лыжах пошел Симонов, позади на упряжке с нартами – Конюхов.

Вечером первого дня экспедиции группа вышла на связь. И сообщила: после старта в 15.00, было пройдено 7 километров и разбит лагерь на ночевку.

А уже на следующий день отважным путешественникам пришлось принять холодный душ при температуре в минус 30 градусов... Даже в апреле в Арктике местами проходят большие трещины, некоторые из которых припорошены снегом. В одну из таких и принялись проваливаться сани, которыми правил Конюхов. Очень помогли собаки, которые продолжили тащить свой груз с удвоенной силой. Итог в принципе банальной в Арктике ситуации – промочена часть одежды и груза. Опытные россияне восприняли все как рабочий момент и, просушившись, продолжили путь.

Накануне старта экспедиции мы как раз разговаривали с путешественниками об их четвероногих помощниках.

Виктор Симонов: – У каждой собаки своя позиция. Вожак выбирает дорогу, он устает морально, а не физически. Далее идут собаки, которые тащат сани, а две последние перед нартами все время оборачиваются и наблюдают, ведь бывает, что с горки тяжелые нарты прилично накатывают и могут налететь на собак. Они должны это вовремя почувствовать.

– Как насчет авторитета вожака в стае?

– Конечно, он важен, а иначе собака не будет вожаком. Вот эту маленькую девочку Космо все уважают. У собак сука априори "старше", и ей все подчиняются. Именно поэтому в упряжке всегда ставится несколько сук.

Федор Конюхов: – Космо – это так называемый второй вожак. Первый – кобель Вуки. Космо идет рядом и помогает ему. Один Вуки работать и бежать не будет. Уважение к вожакам проявляется во всем: их первыми кормят, первыми запрягают, больше с ними общаются, могут даже в дом пускать.

Симонов: – Когда ставишь вожаков в упряжку, они настраивают всех. Вообще собаки очень четко прослеживают то, что человек обращает внимание на определенную особь.

– Такое выделение не порождает зависть?

– Какая зависть?! Просто у каждой собаки своя функция: кто-то вожак, кто-то "колесо", кто-то "рабочая лошадка".

Конюхов: – А кто-то "тормоза"! И функция этих последних собак тоже очень и очень важная.

– И все-таки два вожака - это как-то странно...

– Вот вам случай. Было два вожака. Я поставил их вместе. И один раз во время тренировки, когда на пути было дерево, они пошли в разные стороны! Сани врезались в дерево... Каждый из них принял свое решение – и вот итог! Понимаете, почему нельзя двух мальчиков ставить вожаками? В нашей упряжке решение принимает Вуки, а Космо его поддерживает. Вы скажете – в Арктике нет деревьев. Зато там есть торосы!

Симонов: – Один раз я видел торос высотой в 40 метров – вмерзший айсберг. Такие препятствия необходимо обходить. Вот почему путь наш будет гораздо длиннее, чем заявленные 4000 километров. Путь по Арктике и подъем на Гренландию будет раза в два длиннее, чем по прямой. Даже в Гренландии не получится пройти по прямой – там же тоже будут холмы.

– Вы планируете проходить каждый день какой-то определенный километраж или это, в том числе, будет зависеть от возможностей собак?

– Конечно, от собак! Мы будем пристально смотреть за их состоянием. Это человек может потерпеть, собака не может. Извините за тавтологию: собака не может сделать больше, чем она может. Мы будем делать "дневки" – остановки на день отдыха, будем делать остановки по ходу дневного пути.

– В рассказах Джека Лондона, на которых многие из нас познают Север, часто упоминают об обуви для ездовых собак. Такое применять будете?

– Тапочки! У нас с собой 5 тысяч штук закуплено. Это запас на Гренландию. Тапочки нужны не для согрева лап, а чтобы лапы не ранились о камни. Мы везем с собой огромную аптечку, и там есть все, в том числе и все необходимое, чтобы зашивать раны.

– От собак – к людям. Вы тоже будете применять сухое питание?

– Да, сублимированные продукты. В среднем мы должны есть по 800 граммов в день, что составит 4000 килокалорий. Нам нужно питаться, чтобы двигаться. Питание будет очень углеводистым и очень калорийным. Понятно, что мы будем стараться есть и витамины. Ведь если 4 месяца на фоне больших физических нагрузок плохо питаться, потеря необходимых минералов организмом будет громадная. Именно из-за плохого физического состояния в годы покорения Арктики и было такое большое количество незавершенных экспедиций.