Шестикратный чемпион мира остался без медали на "Московской сабле", но смотрит в будущее с оптимизмом
В российской столице прошел традиционный турнир "Московская сабля". Наши мужчины до решающих поединков не добрались. А ведь в июле в Москве пройдет чемпионат мира. Корреспондент "СЭ" пообщался с 31-летним Алексеем Якименко, который вот уже на протяжении 13 лет является одним из основных претендентов на победу в соревнованиях любого уровня.
– По ходу поединка с венгром Тамашем Дечи в 1/8 финала вы долгое время вели, но дожать соперника не сумели. С чем это связываете?
– В какой-то момент я просто потерял нить боя. Для меня вообще весь турнир складывался довольно нестабильно. Удачные моменты порой сменялись потерей концентрации. Даже первый бой с иранцем дался очень тяжело. Наверное, дело в том, что я долгое время восстанавливался после травмы. Пропустил из-за этого турнир в Мадриде. Старался, конечно, поскорее набрать форму, но подготовка все равно получилась несколько сумбурной. В общем, выступить лучше на "Московской сабле" я мог, а вот хуже – едва ли.
– Правильно понимаю, что ваша форма после травмы возрастает по нарастающей, и на чемпионате Европы, который через неделю стартует в Монтре, вы будете чувствовать себя более уверенно?
– Надеюсь. Какой-то нервозности накануне этого старта у меня нет. И в Москве ее не было, наоборот старался получать удовольствие от фехтования. Даже когда проигрывал. Негативного осадка, несмотря на далекое место, у меня не осталось. Досадно только перед людьми, которые ждали от нашей команды результата. В субботу перекинулись парой слов с президентом федерации Александром Михайловым, но их хватило, чтобы понять насколько он не удовлетворён итогами. Я пообещал ему, что на двух ближайших стартах мы обязательно реабилитируемся. Медали будут!
– Два ближайших старта – это чемпионат Европы и чемпионат мира в Москве?
– Да.
– В этом сезоне у вас пока нет ни одной большой победы…
– Правильно, но я фехтую достаточно стабильно. Звезд с неба не хватаю, однако в восьмерку, в финалы попадаю регулярно.
– Хотите сказать, отсутствие золотых медалей совсем не давит?
– Порой выгоднее иметь среднюю стабильность, чем скакать с первого места на 32-е. Конечно, лучше постоянно попадать в тройку, но на такую феерию способны только Соня Великая, Ольга Харлан и Мариэль Загунис. Но у мужчин конкуренция на порядок выше. Зафехтовали даже иранцы и бразильцы. Поэтому нужно реально смотреть на вещи и просто не опускаться ниже среднего уровня. А вот на главные старты подходить в максимальной готовности. Кто-то может считать иначе. Но вот я в прошлом году на шести турнирах подряд был в призах, а затем наступил спад. Это тяжело. Зачем повторять?
– Стабильность, о которой вы говорите, важна в плане отбора на Олимпийские игры, где от одной страны может квалифицироваться лишь два спортсмена?
– Если честно, я не забиваю этим голову. Наоборот стараюсь быть максимально расслабленным, ищу свое фехтование. Если удастся найти – результат придет.
– Но как можно не думать об этом отборе, если у нас в команде победители двух последних чемпионатов мира Николай Ковалев и Вениамин Решетникова? А в этом сезоне успешнее них выглядит молодой Камиль Ибрагимов.
– Время от времени мысли, конечно, проскакивают. Но за мою спортивную карьеру не раз были очень сложные ситуации. Сейчас я понимаю, что переживать и изводить себя по поводу отбора смысла нет. Приложу со своей стороны максимальные усилия, а там – будь, что будет.
– Такой внутренней конкуренции больше нет ни у кого?
– В Италии и Корее ситуация схожа с нашей. Все решит мировой рейтинг.
– Для вас имеет значение, выиграете ли вы когда-нибудь личное золото чемпионата мира или Олимпийских игр или шести побед на мировых чемпионатов в командном турнире достаточно для того, чтобы считать карьеру успешной?
– Я горжусь своими двумя личными бронзовыми медалями и командным победам радуюсь ничуть не меньше, чем собственным. Но разговоры об индивидуальном золотое слышу постоянно. Мол, все что можно, уже давно собрал, а с титулом чемпиона мира пока все никак не получается. Что поделаешь? Бывает и так. Я стараюсь, как могу, и буду продолжать гнуть свою линию.
– Но у вас есть какое-то объяснение этой неприятной тенденции?
– Трудно сказать. Пока чемпионаты мира складываются тяжело. То приболею, то соперник неудобный, то не повезет, то слишком рано поверю в успех. Постоянно всплывают какие-то мелочи.
– Ваша карьера напоминает мне путь лыжника Александра Легкова, который многократно, будучи одним из основных фаворитов, ломал палки на финише, не угадывал с тактикой, падал, но в конце концов стал олимпийским чемпионом в Сочи.
– Я не ищу подобных параллелей. Просто иду от турнира у турниру. А сломается у меня шпага или нет – время покажет. Стараюсь относиться к подобным вещам философски, по-доброму.
Москва. "Московская сабля". Мужчины. 1. Дольничану (Румыния). 2. Сабо (Германия). 3. Дечи и Шелаги (оба – Венгрия)… 7. ИБРАГИМОВ… 9. ЯКИМЕНКО. 10. КОВАЛЕВ… 22. РЕШЕТНИКОВ…