За флажки!

Telegram Дзен

   Вряд ли стоит описывать перипетии борьбы пар в короткой программе, тем более, что когда этот репортаж появится в газете, будут уже известны результаты финала. Поэтому я о другом. О танцорах, которым именно сегодня предстоит разыгрывать первенство в оригинальном танце.

ЛЕЗУТ И ЛЕЗУТ

   Третье место, которое после обязательного проката заняли Яна Хохлова и Сергей Новицкий, вселило определенный оптимизм. Дело было вовсе не в неожиданном падении американки Танит Белбин (хотя, не случись его, Яна с Сергеем вряд ли бы удержались на завоеванной в итоге позиции). А в самом катании россиян. За прошедшие со времени европейского первенства два месяца Хохлова и Новицкий заметно прибавили в классе исполнения и одним этим сильно подкупили арбитров. Последним запрещается давать какие-либо интервью в ходе соревнований (правила Международного союза конькобежцев довольно строги на этот счет - вплоть до исключения судьи из числа обслуживающих турнир), однако именно во вторник мне довелось невольно услышать чужой судейский разговор, суть которого сводилась к тому, что не так много спортсменов способны до такой степени нахально стремиться забраться на пьедестал, при том, что судьи, как известно, всегда имеют своих конкретных фаворитов на каждом чемпионате. Дословно фраза звучала так: "Их (Хохлову и Новицкого. - Прим. Е.В.) убираешь второй оценкой, убираешь, а они все лезут и лезут. Как черти из табакерки".

   Вплоть до нынешнего чемпионата Яне и Сергею еще не доводилось выступать в роли лидеров. Таких, как все те, с кем россияне соперничали во вторник. По шкале судейских симпатий российские танцоры значительно уступали на протяжении сезона и Белбин/Агосто, и чемпионам Европы Изабель Делобель/Оливье Шонфельдеру, и юным канадцам Тессе Виртю/Скотту Моиру. Причем в отношении последнего из названных дуэтов эти симпатии казались слегка надуманными. Скорее они были следствием того, что Виртю/Моир - первая пара Канады, страны с достаточно большим танцевальным авторитетом. А Хохлова с Новицким - резервисты, временно занявшие по стечению обстоятельств место лидеров своей команды.

   Падение Белбин в обязательном танце сильно спутало все судейские карты. Именно судейские: когда имеешь дело с безоговорочным лидером, ему заранее уготованы наиболее высокие баллы за компоненты. Собственно, Белбин и Агосто удержались на пятой позиции только благодаря "артистической" составляющей. Танец по большому счету столько не стоил. Потому что падение в нем гораздо сильнее ломает композицию, хореографический замысел и интерпретацию образа нежели в одиночном или парном катании.

   Фиаско фаворитов мгновенно породило кучу домыслов по поводу возможного развития дальнейших событий. Все они сводились к тому, что уже в оригинальном танце судьи наверняка предпримут усилия заново "втащить" американцев в лидерскую тройку. Если учесть, что с технической точки зрения Белбин и Агосто ничуть не сильнее трех лидирующих на данный момент дуэтов, остается предположить, что тащить их будут прежде всего второй оценкой.

   Если пытаться рассуждать логически, пять компонентов, из которых складывается вторая половина оценки, - абсурд. Именно эти составляющие наиболее необъективны. Именуются они красиво: владение коньком, связующая работа ног, исполнение, хореографическая композиция, интерпретация, но по сути обозначают одно и то же: артистическое восприятие. Более того, любой судья в глубине души признает, что баллы за артистизм в подавляющем большинстве случаев берутся с потолка. И что сами арбитры не всегда способны объяснить, почему один фигурист получает за хореографию или интерпретацию программы 7,0, а другой - 7,25. Другими словами, как не было в этом никаких критериев при старой системе судейства, так и нет сейчас. Кроме титулов и выслуги лет тех, кого судят, разумеется. Когда я однажды поинтересовалась у одного из представителей ИСУ, почему никому не приходит в голову сократить количество артистических слагаемых хотя бы до трех, чтобы таким образом уменьшить необъективность судейства, ответ был дан обескураживающий: "На это никто не пойдет. Компьютерная программа, которая была разработана по просьбе ИСУ, слишком дорого стоит. Если снова менять правила, нужно заказывать программу заново. И снова платить большие деньги".

   Собственно, это отступление я сделала лишь для того, чтобы стало понятно: пробиться в группу потенциальных медалистов, не имея за спиной убедительного послужного списка и престижа сильной страны - задача практически невыполнимая. Именно поэтому первое выступление в Гетеборге Хохловой и Новицкого я бы назвала выдающимся.

РЕКОРДНЫЙ РЫВОК

   Малая "бронза" в парном катании Юки Кавагути и Александра Смирнова, завоеванная фигуристами в короткой программе, - явление того же порядка. При заявленной сложности на общую сумму 34,80 фигуристы набрали с учетом надбавок за качество 42,28. Эта техническая сумма стала второй: Кавагути и Смирнов сумели на 1,53 опередить чемпионов Европы Алену Савченко и Робина Шелковы. А вот сумма за компоненты у них оказалась лишь четвертой: впереди оказались китайцы Дан Чжан/Хао Чжан, Савченко/Шелковы и второй китайский дуэт Цинь Пан/Цзян Тон, занявший в короткой программе итоговое пятое место. Это тоже было закономерно: выставить паре, второй раз выступающей на мировом первенстве, более высокие оценки за компоненты, нежели действующим чемпионам мира, не рискнул бы ни один судья.

   Марии Мухортовой и Максиму Транькову повезло меньше. Как заметил после проката тренер пары Олег Васильев, спортсмены выступили вполне достойно. Незначительно улучшили свой личный рекорд, то есть показали, что продолжают двигаться по восходящей. Но этого хватило лишь на шестую позицию. И естественно, не произвело столь сильного впечатления, нежели рывок соотечественников, прыгнувших аж на 10 баллов выше предыдущего лучшего результата.

   Вчерашние состязания женщин лишний раз навели на мысль, что прыгать выше головы - обязательное условие, для того чтобы тебя заметили на мировом уровне. Как прыгнула в 2006-м на чемпионате Европы в Лионе 16-летняя грузинка Элене Гедеванишвили. Но потом случилась известная история с депортацией родителей фигуристки из России, вынужденной сменой сначала одного тренера, затем - другого, и из спортсменки, потенциально способной составить конкуренцию сильнейшим одиночницам мира, Гедеванишвили превратилась в "одну из".

   Нацеленность на результат - отдельная тема для разговора. Этот термин уже давно применяется по отношению к представительницам Японии и Кореи в женском катании, и, как следствие, Мики Андо, Мао Асаду и Ю-На Ким заведомо считают фаворитками чемпионата. Равно как Дайсуке Такахаши - в турнире мужчин.

ГЛАВНОЕ - ИСПОЛНЕНИЕ

   Обязательность такого качества была тем не менее поставлена под сомнение не кем иным, как двукратным чемпионом мира Стефаном Ламбьелем. Его пресс-конференция состоялась вчера как раз в то время, когда девушки начали "короткие" выступления. Ламбьель подробно рассказывал о том, что в Гетеборге больше всего хочет чисто откатать произвольное фламенко, чтобы таким образом доставить зрителям максимум удовольствия от своей любимой программы, которую ему предстоит исполнить на соревнованиях в последний раз.

   В зале присутствовал и тренер фигуриста - Питер Грюттер.

   - Складывается впечатление, что вашему ученику совершенно не важно, какое место он займет в итоге, - не удержалась я от комментария.

   - Это действительно так, - неожиданно подтвердил Грюттер. - Я прекрасно помню времена, когда у вас между собой соперничали Алексей Ягудин и Евгений Плющенко, при этом каждого из них интересовало только первое место. Такой настрой хорош, но отнимает слишком много нервов. Что касается Стефана, я не раз замечал, что он мрачнеет, едва начинает слышать о том, что должен победить на том или ином турнире. Поэтому мы ставим во главу угла не результат, а исполнение. Он сам прекрасно понимает, что если покажет в своей программе все, что хочет показать, место обязательно будет высоким. Моя же задача как тренера - помочь ему как можно дольше сохранить свежей психику. Для этого необходимо, чтобы он получал удовольствие от каждой тренировки. Чтобы они были разнообразными. Постоянно загонять себя в рамки правил довольно неприятно. Приведу простой пример: на тренировках, когда Стефан исполняет свои фирменные вращения, еще не было случая, чтобы окружающие не начинали ему аплодировать. Но ни разу, понимаете, ни разу я не слышал аплодисментов, когда Стефан делал вращение четвертого уровня, выполняя в нем все, что предписано нынешними правилами. С некоторых пор я вынашиваю идею предложить ИСУ вернуть в программы чемпионатов квалификационные прокаты, но вообще исключить из них прыжки и вращения. Тогда станет совершенно очевидно, кто из фигуристов чего стоит. Можно будет увидеть работу ног, связки, переходы, хореографию. По-настоящему хорошо исполнить такую программу не так просто. В тренировках мы иногда практикуем такие прокаты, и могу сказать, что у Ламбьеля они отнимают значительно больше сил, нежели те, что с прыжками.

   - Говоря о прыжках, невозможно не вспомнить проблемный для вашего спортсмена тройной аксель.

   - Я не вижу в этом большой проблемы. Хотя, если честно, не понимаю: почему именно аксель столько лет остается обязательным прыжком в короткой программе. Было бы гораздо справедливее, на мой взгляд, чередовать прыжки от сезона к сезону. Мы пока не решили, будем пробовать в Гетеборге тройной аксель или нет. Возможно, в короткой ограничимся двойным прыжком, но в этом случае Стефану нужно делать каскад 4+3 или 4+2. Главная его проблема сейчас заключается не столько в акселе, сколько в лезвиях коньков. Стефан недавно поменял их, но заточка вышла неудачной. В итоге первая тренировка в Гетеборге у нас получилась скомканной. Пришлось точить коньки заново, но опробовать их еще раз у нас пока не было возможности. Если все будет в порядке, но тройной аксель мы тем не мене, решим не включать в программу, я хотел бы, чтобы Стефан исполнил в произвольной два двойных акселя, но с вращением в разные стороны. С моей точки зрения, такие вещи делают программу намного более разнообразной и интересной, хотя и не уверен, что судьи это оценят.

   Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Гетеборга