Общий смотр

Telegram Дзен

Обозреватель "СЭ" размышляет об итогах предсезонных прокатов, состоявшихся в подмосковном Одинцове

Каждый год, когда сезон фигурного катания открывается официальными прокатами фигуристов сборной, кто-нибудь непременно задает мне вопрос: зачем они вообще нужны, эти прокаты?

Традиция устраивать предсезонный смотр своим "внутренним силам" возникла несколько десятилетий назад и была продиктована, как мне кажется, тем, что при той, советских времен, конкуренции было очень важно понять, на кого делать ставку. Так что негласное деление спортсменов на первых и вторых номеров происходило именно тогда.

Кардинальное изменение правил судейства, которое началось после Игр-2002 и продолжается до сих пор, добавило прокатам иной смысл: увидеть, насколько правильно поставлены программы тех, кому предстоит выступать за страну. Ну а поскольку внутреннего расчета на "первый-второй" в фигурном катании никто не отменял, задача спортсменов и тренеров осталась на прокатах прежней: приложить максимум усилий для того, чтобы показать товар лицом.

В отношении "первых лиц" задача на этот раз получилась недовыполненной. Чемпионы Европы Юко Кавагути и Александр Смирнов показали лишь короткую программу, а точнее - ее весьма приблизительный скелет. После перенесенной в апреле операции на плечевом суставе Юко еще не начинала работать в полную силу (предполагается, что такое разрешение врачи дадут фигуристке через месяц, после заключительного обследования в Японии). Смирнов тоже перенес летом серьезную травму - надорвал связки голеностопа, из-за чего ноге был предписан полный покой на три недели.

Татьяна Волосожар и Максим Траньков показали две очень неплохие по задумке и исполнению программы, но фигуристов было впору пожалеть. Несмотря на то что серьезная совместная работа началась у них лишь 4 июля, а возможность выступать за Россию спортсмены получат лишь в конце зимы, их начиная с первых чисел сентября просматривают чуть ли не каждую неделю, требуя невероятного. А именно - идеальной скатанности и идеальных элементов.

В силу вышеизложенного мне вообще не представляется необходимым давать оценку прокатам первых двух пар в Одинцове. Это ведь как смотреть на деликатесный полуфабрикат в руках хорошего повара: понятно, что в приготовленном виде блюдо будет изысканно-неповторимым, но пробовать его сырым - увольте!

Куда больше пиши для размышлений дал "второй эшелон". При том, что свои программы представили на суд публики такие "устоявшиеся" и скатанные дуэты, как Вера Базарова/Юрий Ларионов и Любовь Илюшечкина/Нодари Майсурадзе, львиная доля восторгов (не столько зрительских, сколько профессиональных) досталась недавней одиночнице Катарине Гербольд и Александру Энберту. Фигуристам, поставленным в пару Тамарой Москвиной несколько месяцев назад. При всей очевидной сырости и нескатанности программ выступление Гербольд и Энберта было прекрасным отчетом на тему "Как я провел лето". Не удивлюсь, если уже к зиме лидерами "второго эшелона" (и, соответственно, претендентами на третью вакансию в сборной команде) станут именно эти спортсмены.

Столь же сильно бросалась в глаза работа двух танцевальных пар Елены Кустаровой. Понятно, что юниорский дуэт Ксения Монько/Кирилл Халявин, для которых соревновательный сезон начался победой на сентябрьском этапе "Гран-при" в Румынии, был просто обязан находиться к осени в хорошей форме. Но и за обоими танцами Екатерины Бобровой/Дмитрия Соловьева чувствовался поистине грандиозный труд как самих спортсменов, так и тренера.

После того, как всемирно признанные "гаранты танцевального качества" Марина Зуева и Игорь Шпильбанд взяли под свое крыло Яну Хохлову и Федора Андреева, а Александр Жулин публично пообещал сенсацию в виде выхода на взрослый уровень своих учеников Елены Ильиных/Никиты Кацалапова, у Бобровой с Соловьевым по большому счету не осталось никакого другого выхода, кроме адовой работы. Этакой заочной попытки как можно дальше уйти вперед от потенциальных соперников уже на подготовительном этапе. Что они блестяще и сделали.

Другое дело, что обещанной Жулиным сенсации не случилось. Чемпионы мира среди юниоров показали две очень симпатичные программы, поставленные в лучших традициях ледовых шоу: интригующе, эмоционально, многообещающе. Но не более того.

Подобный шлейф ожиданий уже не первый год сопровождает в одиночном катании двух учеников Алексея Мишина - Артура Гачинского и Лизу Тухтамышеву. Артур, которого за глаза нередко именуют "вторым Плющенко", приехал в Одинцово прямо из Дмитрова, где выиграл первый этап кубка России, прекрасно выполнив четверной тулуп и тройной аксель. Возможно, имело смысл вообще освободить спортсмена от проката произвольной в Одинцове: справиться с программой Артур не сумел, вместо наиболее сложных прыжков выполнил в произвольной программе "бабочки", поэтому и сильного впечатления не оставил. Как и мужские прокаты в целом - слишком свеж еще в памяти уровень, заданный вице-чемпионом ванкуверских Игр Евгением Плющенко, сравнения с которым российские одиночники пока не выдерживают.

Тухтамышева честно отработала оба дня и за себя, и "за того парня". Единственное, что огорчает, - отсутствие возможности выступать во взрослых турнирах: еще целый год Лизе вместе с победительницей третьего этапа "Гран-при" Аделиной Сотниковой предстоит работать по юниорскому календарю. Зато можно быть уверенным: в девичьем юниорском катании у России в этом сезоне все будет в порядке.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ