Кризис жанра

Telegram Дзен

ГРАН-ПРИ. Финал

Заключительный вид программы завершился в воскресенье триумфом американского танцевального дуэта Мэрил Дэвис/Чарли Уайта. В произвольном танце они опередили олимпийских чемпионов Ванкувера канадцев Тессу Вирту/Скотта Моира всего на 0,05. Российский дуэт в составе вице-чемпионов Европы Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева занял последнее место.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Квебека

Описывать выступление пар, поднявшихся в Квебеке на пьедестал, я не стану: когда судьи второй оценкой ставят "десятки" за мастерство катания, исполнение, хореографию и интерпретацию замысла постановщика сразу двум дуэтам, впечатление невозможно передать словами. На двоих у американского и канадского дуэта таких "десяток" набралось 22. И это было заслуженно.

Скотт Моир изрядно пощекотал нервы канадской публике, упав в коротком танце. Собственно, это и предрешило расстановку на пьедестале. Из-за дурацкой ошибки Вирту/Моир вполне могли бы вообще вылететь из числа медалистов, но им повезло: падение случилось не на заданном элементе, а между связками. Поэтому общая оценка сильно не пострадала. И стало понятно, что в очередной раз в спор сильнейших канадской и американской пар не ввяжется никакой другой дуэт.

Из числа "других" внимания прежде всего заслуживала работа Анжелики Крыловой и Паскуале Камерленго с канадцами Кэйтлин Уивер/Андре Поже и французами Натали Пешала/Фабьеном Бурза. Я не случайно назвала канадский дуэт впереди французского. Натали и Фабьен пришли к супружескому дуэту Крыловой/Камерленго чемпионами Европы и уже сложившимися мастерами, вся работа с которыми обычно сводится к тому, чтобы "не испортить". А вот стремительный прогресс Уивер/Поже - стопроцентная тренерская заслуга.

Выступление в Квебеке сильнейших российских танцоров Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева стало если не катастрофой, то изрядным ушатом холодной воды. В коротком танце пара тоже заняла последнее, шестое место, но плотность результатов была такова, что хотелось верить: в произвольном выступлении фигуристы непременно поборются за более высокое место. Воскресный старт расставил все по своим местам. И не в пользу России.

Разговаривая после короткой программы с тренером российского дуэта Еленой Кустаровой, я пыталась понять: неужели она не видит, насколько стремительно уходит вперед танцевальная элита? Неужели не понимает, что ее спортсмены выпадают из этой элиты все сильнее и сильнее? Разговор оставил тяжелый осадок. Признать, что Боброва и Соловьев в чем-то хуже соперников, Елена отказалась наотрез.

Но как тогда воспринимать показанный российским дуэтом результат?

Накануне первого дня соревнований я разговорилась на катке с Мариной Зуевой. Тогда я еще была почти уверена, что Боброва и Соловьев наверняка опередят в Квебеке брата и сестру Шибутани - американских подопечных Зуевой и Игоря Шпильбанда. "На что вы делаете ставку в отношении этого дуэта?" - спросила я Марину. И услышала: "На чистоту исполнения элементов, как и раньше. На элегантность. И на танец как таковой. Да, работа с братом и сестрой ограничивает постановщика в выборе тем. Да, в танце очень важны отношения между мужчиной и женщиной. Но кто сказал, что эти отношения обязательно должны быть интимными?"

Затем Зуева сменила тему, начала рассказывать о том, как важно бывает вовремя "проверить" в соревнованиях костюмы спортсменов. "Удивительно, - говорила она, - но восприятие костюмов зависит от множества вещей. От размера зала, количества публики, цвета льда, освещения и даже того, как одеты соперники. На тренировках почему-то никогда не удается понять, удачны костюмы или нет. Это становится ясно только на соревнованиях".

Слушая Марину, я думала о том, что позволить себе вот так размышлять о костюмах может лишь тренер, стопроцентно уверенный в собственном профессионализме и правильности своей тренерской стратегии. Став соавторами уникального олимпийского результата, Зуева и Шпильбанд сделали себя именно такими тренерами. И в значительной степени определили направление танцев на льду: ведь именно чемпион всегда становится лицом вида спорта и ориентиром для остальных.

Если же говорить более предметно, то Марина с Игорем сначала стремительно превратили танцы в абсолютный спорт, а потом столь же стремительно стали двигаться в сторону абсолютной танцевальности.

Российскую танцевальную школу всегда отличало стремление к драматургии. По театральному тяжелой, с переизбытком страстей и эмоций. Именно в это направление, как в омут, бросалось подавляющее большинство дуэтов. Выплывали немногие. Считаные, я бы сказала, единицы.

В этом же стиле перед судьями и публикой предстала в воскресенье Боброва. Впечатление довершил монументальный маскарадный наряд и тяжелый макияж, больше смахивающий на сценический грим. Надо ли говорить, что в окружении легких в эмоциях и беззаботно танцующих соперников Катя и Дмитрий изначально выглядели инородными фигурами?

Ну а итоговая оценка за компоненты программы окончательно засвидетельствовала, что танец россиян арбитрам откровенно не понравился.

Откуда же тогда у тренера столь всепоглощающая уверенность в правильности выбранного пути? Ведь Елена была совершенно искренна, говоря:

- Наше отставание - дело временное. Мы все делаем правильно. В техническом плане все шесть пар, которые выступают в Квебеке, находятся на одном уровне. Просто нам немного не хватило времени на то, чтобы ворваться в элиту.

Скорее всего, Кустарова угодила в довольно распространенную ловушку, в которую до нее попадали десятки ничуть не менее сильных тренеров. Прогресс Бобровой и Соловьева на взрослом льду был вполне стремителен. Достаточно сказать, что в 2010-м на своем первом чемпионате Европы они были девятыми, а год спустя заняли второе место. Причем разница в баллах с чемпионским дуэтом была настолько невелика, что это вполне могло спровоцировать массу ненужных иллюзий.

Здесь следует пояснить: не секрет, что звание первой российской пары испокон веков считалось в танцах на льду достаточно серьезным бонусом. Первые достижения в этом ранге - всегда определенный аванс. Так было с Татьяной Навкой/Романом Костомаровым, выигравшими свой первый чемпионат мира исключительно благодаря национальной принадлежности. Затем - с Оксаной Домниной/Максимом Шабалиным, с Яной Хохловой/Сергеем Новицким. Самое опрометчивое для спортсменов и их тренеров - не принять это в расчет, добившись высокого результата. А расценить результат исключительно как личную заслугу, дань своим талантам и умениям.

В этом случае вместе с успехом неизбежно приходит уверенность в том, что так теперь будет всегда. Что нужно просто продолжать работать, как работали. И великие достижения сами начнут падать под ноги.

Это и есть главная иллюзия. Чем выше поднимается спортсмен, тем активнее он и его тренер должны смотреть по сторонам, улавливать тенденции, воспринимать и пропускать через себя наиболее интересные идеи. Иначе они перестают удивлять. И отрезвление не заставляет себя ждать.

В этом плане весьма показательной была карьера Хохловой и Новицкого: после того, как в 2009-м фигуристы в отсутствие Домниной и Шабалина автоматически попали в ранг первой пары страны и выиграли чемпионат Европы, они лишь чуть-чуть сбавили обороты в своем стремлении вперед. Ехали на мировое первенство в Лос-Анджелес с твердым намерением выиграть и его тоже. А заняли шестое место. И по большому счету никогда больше не были так интересны, как за год до своей европейской победы - в знаменитой "Ночи на Лысой горе". Все, что было потом, было всего лишь модифицированной эксплуатацией однажды найденного удачного образа.

И как тут не вспомнить знаменитое выражение выдающегося тренера Станислава Жука: "Даже стояние на пьедестале - это потеря темпа".

Я отнюдь не хочу сказать, что Боброва и Соловьев не хотят или не умеют работать. Как раз о работоспособности дуэта в кругах фигурного катания ходят легенды. Как и о готовности их наставников к постоянному тренерскому самопожертвованию. Просто от ошибок в этой профессии не застрахован никто.

Вполне возможно, что, добившись со своими спортсменами первых мало-мальски значимых результатов, тренеры свято уверовали в то, что нащупали секретную тропинку к успеху. Свою собственную, по которой можно идти не торопясь, не опасаясь, что тебя обойдут на вираже или столкнут с обрыва. А тропинка совершенно неожиданно завела в тупик.

Стоит ли паниковать по этому поводу? Думаю, что нет. Если взглянуть на выступление Бобровой и Соловьева с технической точки зрения, нетрудно увидеть, что с элементами там все в полном порядке: сложность произвольного танца вполне сопоставима с той, что демонстрировали все сильнейшие дуэты. Россиянам не удалось получить максимальный уровень сложности за шаги, но это скорее вопрос вкатанности программы. Другими словами - поправимо. То же самое можно сказать о передержанной поддержке, за что дуэт получил в Квебеке штраф в один балл. Останется лишь подобрать приличествующую товару упаковку.

Правда, для этого сначала все-таки придется признать, что нынешняя никуда не годится.

Финал "Гран-при". Танцы. Итоговый зачет. 1. Дэвис/Уайт (США) - 188,55. 2. Вирту/Моир (Канада) - 183,34. 3. Пешала/Бурза (Франция) - 169,69. 4. Уивер/Поже (Канада) - 166,07. 5. Шибутани/Шибутани (США) - 160,55. 6. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 157,30.