Выдающийся российский тренер рассказал о подготовке к чемпионату Европы своих учеников - олимпийского чемпиона Турина-2006 Евгения Плющенко и Артура Гачинского
- Чемпионат России показал, что возвращение Евгения Плющенко состоялось. Как продвигается его подготовка к ЧЕ?
- Могу честно сказать, что нога до сих пор Евгения тревожит. Проблема есть, и она будет решаться, по-видимому, сразу же по окончании чемпионата Европы.
- Вы имеете в виду операцию?
- Да.
- Сейчас Плющенко выполняет на тренировках четверные прыжки?
- Да, выполняет. Он и в Саранске их делал.
- Чем это, кстати, было обусловлено? Ведь сам Евгений признавался, что на российских соревнованиях, принимая во внимание все осенние проблемы со здоровьем, он может появиться и без четверного. И потому его четверные в Саранске многие восприняли как своего рода риск.
- Моя тренерская концепция заключается в том, что мужское одиночное катание не может существовать без четверного прыжка. Если проводить в жизнь лозунг о том, чтобы выигрывать за счет транзишнс, придется организовывать одиночные мужские танцы. Я считаю, что ни один серьезный спортсмен не должен выходить на соревнования без четверного прыжка. Это справедливо для всех моих учеников, не только для Плющенко.
- А как обстоит дело с каскадом "4+3"?
- В принципе его он тоже делает. Задача, которая сейчас стоит перед Плющенко, - обозначить свое присутствие на высшем уровне, подлечиться и затем уже идти дальше, разучивать другие четверные.
- Это, видимо, касается уже следующего сезона?
- Да. Вы знаете, я со многими своими спортсменами мысленно уже в следующем сезоне (улыбается).
- Федерации пришлось запрашивать у ISU специальное разрешение для Плющенко выступать на чемпионате Европы в связи с отсутствием у него необходимого количества рейтинговых очков. Вас в принципе беспокоил этот вопрос?
- Нет, абсолютно. Я не раз говорил, что не только Плющенко нужна поддержка ISU, но и самому ISU нужен Плющенко. Почему, понятно. Появление Жени увеличивает интерес к соревнованиям, будь то Саранск или чемпионат Европы.
- Возвращаясь к выступлению Евгения в Саранске, вы остались им довольны?
- Ну всем бывает доволен только недалекий тренер. Нам еще предстоит большой объем работы. Позитивный момент в том, что он преодолел себя и во второй раз вернулся в спорт. Он восстановил четверной прыжок, по-прежнему прекрасно владеет тройными акселями, которые все еще остаются камнем преткновения для многих фигуристов в мире. Кроме того, Женя улучшил вращения, шаги. Но еще надо работать над многими аспектами. Над какими именно, не скажу - зачем же говорить о слабостях?
- Насколько сложно, на ваш взгляд, ему было выходить на лед и соревноваться после столь значительного перерыва?
- Очень сложно. Только дурак может не волноваться, когда проделана такая работа. Дело в том, что сложно само по себе совершить второе возвращение - и сразу на национальном чемпионате. В принципе сложно - безотносительно того, Плющенко это сделал или кто-то еще.
- Евгений признавался, что даже подзабыл немного, как соревноваться.
- Не знаю, говорил он так или нет. Но могу точно сказать, что ему это очень интересно.
- Как вы считаете, ему с психологической точки зрения важно выиграть этот чемпионат Европы?
- Думаю, нет. В этом сезоне у нас стоит задача просто вернуться. Нынешнее возвращение, как я уже говорил, - это не штурм, это осада. В свою реальную силу Плющенко еще не вошел. Этот турнир - своего рода этап подготовки.
- Как дела у других ваших учеников - Артура Гачинского и Елизаветы Туктамышевой, которые готовятся к чемпионату Европы и юношеской Олимпиаде соответственно.
- Артур в хорошей форме, делает каскад с акселями и производит в целом очень позитивное впечатление. Мы подумываем о включении в программу двух четверных прыжков. Лиза перед чемпионатом России приболела и не успела восстановиться после возвращения из Канады с финала "Гран-при". Но неудача в Саранске отнюдь не снижает ее потенциала.
- На московском этапе "Гран-при" Артур сетовал, что по ходу работы над образной составляющей программ куда-то внезапно "ушли" прыжки. В Саранске у него также не получилось избежать ошибок. К чемпионату Европы эти проблемы удастся решить окончательно?
- Думаю, да. Просто Артур очень круто начал сезон, а потом несколько вышел из спортивной формы. Сейчас он ее восстанавливает. И то, что он показал в Саранске, было катанием высокого класса, я так считаю.
- В нем что-нибудь поменялось после того, как Плющенко окончательно вернулся и они стали работать бок о бок?
- У них замечательное содружество. Как бы многие ни хотели, у них нет антипатий друг к другу. У каждого из них есть вера в свой талант, и это позволяет им идти вперед. Этот тандем напоминает мне то время, когда вместе катались Урманов, Ягудин и Плющенко.
- Какие-то изменения в программах к чемпионату Европы у Плющенко и Гачинского планируются?
- Серьезных - нет. У Артура поменяем местами вращения. У Жени все зависит от того, какое количество сложных прыжков он будет делать. Не хотел бы, честно говоря, конкретизировать, сколько именно их будет. Но программа от этого также может поменяться.
- Как вы сформулировали бы задачу для каждого из них?
- Я бы сказал так: показать, что они находятся в когорте сильнейших фигуристов Европы. Если доберутся до чемпионата мира, задача будет такой же.
- Как Туктамышева переживает последние неудачи, в Саранске в том числе?
- Для нее это неприятно, конечно. Понятно, что она выступила ниже своих возможностей. Но она катается замечательно, у нее великолепная техника прыжков, надо просто собрать все в одну цепочку. В отношении Лизы у меня есть как большие надежды, так и понимание того, что предстоит еще много работы. Этим и занят, так что у меня сейчас как никогда интересная тренерская жизнь.
- У нее не появилось каких-то дополнительных страхов, связанных с осознанием того, что теперь она - один из лидеров женского катания?
- Вы имеете в виду, что такой груз лидерства юной девочке не по плечам? Может быть, и так. Жизнь покажет, но пока я не паникую (улыбается).
Екатерина КУЛИНИЧЕВА