Дневник Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ
Обозреватель "СЭ" - об особенностях Ниццы, города, в котором проходит чемпионат мира по фигурному катанию
Пожилая француженка несколькими неторопливыми стежками прикрепила к большому бумажному пакету суровой ниткой несколько веточек цветущей лаванды. Прежде чем вложить в упаковку купленную мной плетеную соломенную сумку, она достала с полки стеклянный флакон с пульверизатором и брызнула на бумагу, отчего по крошечной лавке разлился густой лавандовый аромат, смешанный со столь же густым – до головокружения - благоуханием живых пряных трав на подоконнике: тимьяна, розмарина, шалфея, мяты. Уже давно пора было торопиться на каток, где начинались соревнования, я же, прислонившись к дверному косяку, понимала, что совершенно не хочу никуда идти.
Ницца – город солнца и запахов. Ароматами специй и парфюмерии заполнены узенькие улочки города, их гоняет ветер по знаменитой Английской набережной, и даже из цветочных ящиков на подоконниках свисают гривы все тех же тимьяна, розмарина и лаванды. В Ницце хочется даже не гулять, а встать где-нибудь на уголке, не мешая прохожим, закрыть глаза и подставить лицо солнцу.
Ницца – город-праздник. Проведение любого мероприятия здесь выдержано в традициях Канн с его знаменитым кинофестивалем. Отличие лишь в том, что в дорожка, по которой дефилируют приглашенные звезды, в Каннах красная, а в Ницце – голубая. В остальном ощущения схожие: металлические барьеры отсекают от звезд любопытных, и только руки тянутся сквозь ограждение: взять автограф, прикоснуться, пощупать...
И это тоже рождает в воздухе удивительную ауру внутреннего восторга. Вызывает постоянную улыбку и ощущение счастья уже от того, что ты при всем этом присутствуешь.
И только поздним вечером, забравшись в постель, оставив окна открытыми и слушая, как где-то вдалеке надрывно продолжает стонать скрипка уличного музыканта, ты осознаешь, до какой степени вымотан и опустошен.
Для меня всегда было некой загадкой: каким образом спортсменам удается от всего этого отрешиться, заставить себя не поддаваться чувству всеобщей расслабленности? И удается ли? Читая сообщения спортсменов в блогах, твиттерах и на официальных сайтах, было понятно, что на самом деле большинство выступающих точно так же попало под очарование Ниццы. И продолжает терять энергию, вбирая в себя бесконечные впечатления удивительного города и спеша поделиться ими со всем миром.
Не от этого ли первый официальный день чемпионата завершился таким количеством разочарований?
Когда-то я писала об Олимпиадах: "Первые дни любых Игр всегда сопровождаются всеобщим сумасшедшим возбуждением. Журналисты, обслуживающий персонал, прохожие на улицах, совершенно чужие друг другу люди - знакомятся, обмениваются сувенирами, мнениями, визитными карточками. Эмоции хлещут через край: спокойный тон - редкость. Все гипертрофированно громко: разговор переходит в крик, смех - в гомерический, до истерики, хохот, шаг - в бег. Словно внутри у каждого до предела закручена тугая тонкая струна. Опытные тренеры больше всего боятся именно этого: водоворот человеческих эмоций, где вслед за кульминацией всегда наступает апатия, не может не затронуть самих спортсменов. И крайне важно уметь ему противостоять".
Коварство Ниццы – в ином. Во всеобщей расслабленности. Вкусная еда, вкусные напитки, вкусный – до одурения – воздух. А ты среди всего этого великолепия должен отрешиться от всего и собраться на свой решающий бой. Ну в самом деле, где силы-то на это взять?
Я отнюдь не пытаюсь найти оправдания тем, кто "не смог". Скорее, прекрасно их понимаю. Но одновременно с этим не могу не восхищаться теми, кто самоотверженно бьется в Ницце за чемпионство. Потом, через несколько дней, я обязательно спрошу у них – насколько мучительно это было, выдирать из души, из всего своего существа этот сказочный город с его ароматами и соблазнами и не видеть ничего вокруг, кроме льда.
А лед, кстати, во всех случившихся неудачах совершенно не при чем. Нормальный здесь, в Ницце, лед.