Игорь Шпильбанд: "К тому, что случилось у нас с Зуевой, я готов не был"

Telegram Дзен

Сенсация прогремела в июне: информационные агентства сообщили, что распался самый успешный тренерский дуэт последнего времени в танцах на льду. Представители российской тренерской школы Марина Зуева и Игорь Шпильбанд, много лет работающие за океаном, прекратили сотрудничество.

Три ведущих дуэта группы - олимпийские чемпионы Ванкувера канадцы Тесса Вирту и Скотт Моир, чемпионы мира-2011 американцы Мэрил Дэвис и Чарли Уайт и их соотечественники, бронзовые призеры того же мирового первенства Майя и Алекс Шибутани - остались с Зуевой в Кэнтоне (штат Мичиган). Причем с тех пор все стороны были более чем скупы на комментарии по поводу случившегося.

За Шпильбандом, сумевшим в кратчайшие сроки найти новую тренировочную базу неподалеку - в Нови, все тот же Мичиган, ушли американцы Мэдисон Чок и Эван Бейтс, а также литовцы Изабелла Тобиас и Дэйвидас Стагнюнас. Вскоре к ним присоединились россияне Екатерина Рязанова и Илья Ткаченко вместе с итальянцами Анной Каппеллини и Лукой Ланотте.

СМОТРЮ В БУДУЩЕЕ

- Игорь, сколько танцевальных дуэтов входят в вашу группу?

- Этим летом у меня работало около десяти пар. Помимо Чок и Бейтса, Каппеллини и Ланотте, Рязановой и Ткаченко, Тобиас и Стагнюнаса это поляки Юстина Плутовска и Петер Гербер, несколько юниорских дуэтов из Канады, Америки, Франции и Италии. Также я помогал еще одной итальянской паре Шарлен Гийяр и Марко Фаббри. И буквально несколько недель у меня тренировались Евгения Косыгина и Николай Морошкин - спортсмены Алексея Горшкова.

- Был ли кто-то еще, кто хотел поработать с вами, но кому пришлось отказать - к примеру, из-за нехватки времени? Ведь вы вынуждены были заниматься обустройством на новом месте...

- Нет, никому не отказывал. На катке в Нови, где теперь работаю, две "поляны" - и одна из них в моем распоряжении фактически весь день. Безусловно, организационная часть отняла много времени. Но ничего, я справился.

- Насколько быстро удалось все устроить?

- Было сложно, потому что я не ожидал того, что случилось, и не был готов к вынужденному переезду. Многие арены к тому моменту уже распродали лед или закрылись на лето. Но в итоге нам повезло: в Нови оказалось достаточное количество льда, поэтому рабочий процесс не остановился. Чисто по-человечески пережить случившееся было, конечно, куда тяжелее.

- Можно сказать, что уже пережили?

- (После паузы.) Я считаю, что смотрю в будущее (улыбается).

- Вы вообще отходчивый человек?

- Отходчивый. Но не забывчивый.

ЗВОНИЛИ ОТОВСЮДУ

- У вас наверняка много предложений...

- Было очень приятно, когда стали звонить отовсюду. Из Флориды, из Калифорнии, из Нью-Йорка. Но мне не хотелось переезжать далеко, потому что было бы трудно перевезти всех фигуристов. Кто-то, к примеру, учится в университете. Да и я привык к Мичигану, где живу уже больше двух десятилетий. Там и мои друзья, и специалисты, с которыми работаю многие годы. Всю эту структуру можно перенести с одного катка на другой, а вот из штата в штат - уже намного сложнее.

- Вас ведь звали и в Россию?

- Мне действительно позвонили из российской федерации фигурного катания. Предложили поддержку. Никаких конкретных разговоров мы не вели, но мне было очень приятно.

- Это вообще было возможно - убедить вас переехать из США?

- Я бы не стал говорить таких слов, как "возможно" или "невозможно". Сейчас в нашем мире возможно все. Просто это крайне сложно. В Нови мне удалось все организовать в короткий срок. Помогло наличие широких профессиональных контактов в Мичигане со специалистами и по балету, и по акробатике, и по ОФП. А если бы решил куда-то срываться, то пришлось бы искать всех заново.

- Кто из тренеров работает сейчас с вами в Нови? Летом, знаю, к вам приезжали Барбара Фузар-Поли и Марина Климова, но, если правильно понимаю, не на постоянной основе.

- Да, Барбара и Марина приезжали несколько раз и оказали мне огромную помощь. Это очень грамотные специалисты. Но расписание сложилось так, что в их постоянном присутствии не было необходимости.

- То есть теперь, после десяти лет тренерского партнерства, вы предпочитаете справляться сами?

- Я ведь так работал и до Марины (Зуевой. - Прим. Е.К.) - практически 15 лет. Причем у моей группы был достаточно серьезный уровень.

МЭРИЛ МНЕ ПИШЕТ

- Общаетесь ли вы со спортсменами, оставшимися в Кэнтоне?

- Сказать, что мы общаемся, нельзя - нет времени. Работа на новом месте занимает меня полностью. Но мы по-прежнему в хороших отношениях. Скажем, Мэрил (Дэвис. - Прим. Е.К.) постоянно пишет мне по электронной почте, поздравляет с успехами Мэдисон и Эвана (Чок и Бейтса. - Прим. Е.К.). К спортсменам у меня нет никаких претензий. Они в этой ситуации - жертвы.

- Получается, официальная версия, озвученная клубом Arctic Edge, - о том, что три ведущих дуэта отказались работать с вами из-за неких разногласий, не соответствует действительности?

- Да, это неправда.

- Вам интересно, что происходит у ваших бывших учеников, какими получились их новые программы?

- Безусловно. Зачем я буду врать (улыбается)? Я вообще с интересом смотрю программы всех пар мира, а тем более - такого уровня, как они. Каждая их программа может привнести в танцы что-то новое.

- А вы уже видели кого-то из них? Во время контрольных прокатов сборной США, например?

- Нет. В Америке прокаты организованы так, что каждый дуэт могут видеть только специалисты и тренеры данных фигуристов.

- Всех интересует, насколько распад вашего с Зуевой тандема способен изменить положение дел в танцах на льду. И сказаться на недосягаемом положении тех же Вирту и Моира, Дэвис и Уайта... Каково ваше мнение на этот счет?

- (Улыбается.) Мне трудно комментировать это, поскольку в нынешнем сезоне я еще не видел ни тех, ни других. Но считаю, что потенциал у обоих дуэтов достаточно сильный. Остальным будет не так просто их достать. До Олимпиады полтора года, и мне кажется это… (делает небольшую паузу) достаточно сложно, скажем так.

РЯЗАНОВА И ТКАЧЕНКО ЕЩЕ УДИВЯТ

- Еще весной о сотрудничестве с вами договорились Екатерина Рязанова и Илья Ткаченко, а также их тренер Алексей Горшков. Чего они хотели получить от работы с вами?

- Наверное, искали некое новое дыхание в творчестве, в постановках, в технике катания. Мы с Алексеем знаем друг друга очень много лет, так что найти общий язык было несложно. Пока мы проработали всего три месяца, но впечатления у меня очень положительные. Чувствую в этой паре громадный потенциал и получил огромное удовольствие от работы с ней.

- Чего, на ваш взгляд, им недоставало в предыдущие годы, чтобы на равных бороться за звание первого или, скажем, второго номера российской сборной?

- Считаю, они смогут побороться за это звание и в этом сезоне, и в следующий, олимпийский год. У них есть для этого все - просто нужно немножко времени. Оба очень хорошо катаются. Илья - просто изумительный партнер, Катя - очень выразительная, эмоциональная, сильная партнерша. Для них необходимо найти правильные программы и музыку. И тогда эта пара засверкает и удивит болельщиков.

- Вы сразу согласились с идеей Татьяны Тарасовой заменить их первый вариант произвольного танца Hey You на вальс из "Крестного отца"?

- Да. Когда мы начали работать над программой Pink Floyd, идея казалась интересной и свежей. Но программа получалась слишком ровной, поэтому решили выбрать более эмоциональную музыку. Благодаря "Крестному отцу" я лучше понял эту пару. Думаю, это то, что им нужно.

- На турнире в финском Эспо ваши новые ученики Каппеллини и Ланотте выиграли произвольный танец, но по сумме двух программ уступили Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву. Каково ваше впечатление от этого российского дуэта, который в межсезонье тоже сменил тренера?

- Мне, к сожалению, не удалось на них посмотреть: был полностью занят работой с тремя своими парами. Давайте отвечу на этот вопрос как-нибудь в другой раз. Могу сказать одно: три месяца - слишком короткий срок, чтобы делать выводы. Нельзя говорить, что спортсмены перешли к другому тренеру - и тут же все у них изменилось. И что со старым все было плохо, а с новым - все хорошо. Так не бывает. Можно сразу заметить разве что какие-то интересные находки, программы. Но чтобы увидеть результаты серьезной работы, времени нужно больше.

О "КАРМЕН" ДУМАЛ ДАВНО

- В прошлом сезоне большинство ведущих дуэтов предпочли легкие танцевальные программы. Дэвис и Уайт в последний момент даже заменили драматическую по характеру "Дорогу" на "Летучую мышь". А сейчас многие фигуристы решили, наоборот, "катать драму". В танцах на льду новая мода?

- Не знаю, можно ли тут применить понятие "мода". Каждая пара из года в год по идее старается показать что-то новое - так они продолжают развиваться. И именно это, думаю, можно считать главной тенденцией. Если каждый сезон делать только танцевальные программы или только драматические, это будет повторение. Нынешние правила в танцах очень жесткие - они требуют и смены ритма, и смены характера. И в первую очередь при поиске музыки исходишь, конечно, из этого.

- Как получилось, что сразу две пары из числа лидеров одновременно пришли к теме "Кармен" (кроме Каппеллини и Ланотте ее выбрали для своего произвольного танца и Вирту/Моир. - Прим. Е.К.)?

- У меня идея "Кармен" существовала уже много-много лет. Даже программа была скомпонована - для пары, которая так и не состоялась. И когда ко мне пришли Анна с Лукой, я подумал, что для них эта тема будет в самый раз.

- В фигурном катании было несколько знаменитых "Кармен". В чем особенность программы Каппеллини и Ланотте?

- Последний раз, напомню, "Кармен" была на Олимпиаде 2006 года в Турине у Татьяны Навки и Романа Костомарова. Но там были Тореодор и Кармен, а у Луки и Анны совершенно другая история и иная драма - Кармен и Хосе, история любви, измены, ревности. Исходя из этого, и музыкальные фрагменты использованы другие. Понимаете, это настолько сильная вещь, настолько потрясающая музыка, что можно сделать несколько программ и не повториться. Мне показалось, что сейчас "Кармен" соответствует тому, что хочет ISU.

- Вы пересматривали какую-либо из постановок прошлых лет?

- Честно говоря, нет. Прекрасно помню их все, в том числе программу Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина. Я смотрел балеты с Майей Плисецкой и не только. К "Кармен" обращались разные балетмейстеры, трактовавшие эту тему в разном ключе. Если хотите, самое близкое к тому, что делают Анна и Лука, - это исполнение Плисецкой. Кстати, с ребятами работала хореограф Людмила Власова, бывшая балерина Большого театра. Она тоже многое внесла в эту программу.

Екатерина КУЛИНИЧЕВА
Эспо - Москва