Спецкор "СЭ" рассуждает о шансах российских пар в произвольной программе чемпионата мира, принимая во внимание олимпийские перспективы.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Лондона
Когда пишешь репортаж в номер и помимо наблюдения за соревнованиями вынужден контролировать множество технических деталей, включая размер текста и время его отправки, многое остается за кадром. Не остается времени даже на то, чтобы заглянуть в какие-то справочники, что-то вспомнить. Например, то, как в 2001 году и тоже в Канаде Елена Бережная и Антон Сихарулидзе проиграли мировое первенство Джеми Сале и Давиду Пеллетье. Лена с Антоном тогда, как мне кажется, слишком сильно успели вжиться в роль лидеров. Которых все любят и которым для того, чтобы выиграть, достаточно просто не упасть. Они бы стали первыми и тогда, в Канаде, не прыгни Сале и Пеллетье выше своих голов. Лихо тогда прыгнули: с куражом, нахальством и соответствующей сложностью – практически так же, как в Лондоне, их соотечественники Меган Дюамэль/Эрик Рэдфорд.
Похоже, с Аленой Савченко и Робином Шелковы, которых канадцы хоть и на крошечное расстояние, но опередили, тоже сыграла злую шутку самоуверенность. Совершенно естественная, замечу. Если спортсмен четыре раза становится чемпионом мира в таком виде спорта, как фигурное катание, он, согласитесь, вправе рассчитывать на лояльное отношение со стороны судей. А тут вдруг такая неприятность! Ничего ужасного, конечно же, не произошло – короткая программа – еще не все соревнования, однако звоночек прозвучал, причем не только для немцев. Своим прокатом Дюамэль/Рэдфорд четко обрисовали границы своих притязаний. Не нынешних, а как раз олимпийских. Понятно же, что пара, только начинающая свой по-настоящему успешный спортивный путь, в дальнейшем станет только прибавлять. В то время как на сильный прогресс способны отнюдь не все их соперники.
Нынешнюю ситуацию в российском парном катании я сравнила бы с китайской – с недостаточно подросшим до конкурентоспособного состояния молодняком и порядком уставшими "ветеранами". Причем во вторую категорию уже попадают не только Кавагути/Смирнов, но и Базарова/Ларионов.
Рассуждая перед началом соревнований о послечемпионатном будущем Веры и Юрия, оставшихся накануне мирового первенства без тренера, Татьяна Тарасова заметила, что не видит смысла искать фигуристам нового наставника на олимпийский сезон: с Виктором Кудрявцевым, отвечающим за техническую сторону катания, как и с хореографом Людмилой Власовой, у спортсменов выработалось полное взаимопонимание, достигнута договоренность о постановке новых программ у Игоря Шпильбанда, музыка для этих программ тоже есть. То есть имеется все, что необходимо для полноценной работы. Что касается потенциальной работы спортсменов с новым наставником, велик риск, что выбранный специалист начнет пытаться подстроить Веру и Юрия под свой стиль и свое понимание фигурного катания. А это вполне способно вообще сломать столь хрупкий дуэт.
Насколько дуэт хрупок, стало очевидно в короткой программе, когда Вера сорвала прыжок. Винить в этом спортсменку не поворачивался язык, но факт был налицо: запаса прочности фигуристке просто не хватило. Можно сколько угодно костерить судей, оценивших "компонентную" часть выступления Базаровой и Ларионова лишь седьмой суммой баллов, но это был вполне красноречивый знак и отнюдь не в пользу спортсменов.
Что касается Кавагути/Смирнова, лимит прочности отсутствует и у этого дуэта тоже. Не говоря уже о некоторых проблемных элементах, о которых прекрасно осведомлены судьи.
Вот и выходит, что в качестве стопроцентного фаворита у России остается всего одна пара – нынешние лидеры чемпионата мира Волосожар и Траньков.
Я отнюдь не стремлюсь принизить амбиции остальных. Но, честно говоря, несколько сомневаюсь в их способности прыгнуть через год выше головы. А ведь и немцам, и наиболее опытной китайской паре, и российским, выступающим сейчас в Лондоне, понадобится именно это. А именно - абсолютно точное попадание в цель, начиная с подбора музыки, причесок, костюмов, стиля и заканчивая качеством элементов. Причем показывать все это нужно будет не только на Играх, но и на всех предыдущих турнирах сезона: наработанная репутация вполне может оказаться в Сочи решающим фактором.
В свое время, только начав выводить на высокий уровень Максима с его прежней партнершей Марией Мухортовой, тогдашний тренер пары Олег Васильев сказал, что, по его мнению, потолок возможностей Савченко и Шелковы уже достаточно близок и что вряд ли они сумеют двигаться дальше такими же гигантскими шагами, как было раньше. В то время как у его спортсменов есть куда расти и в техническом плане, и в исполнительском. Было это, правда, пять лет назад на чемпионате Европы в Загребе, после чего немцы, не подозревавшие о прогнозе российского тренера, выиграли все четыре мировых первенства, но логика размышлений Васильева была совершенно понятна и, более того, имела под собой на тот момент определенные основания.
Следуя этой же логике, уже сейчас можно предположить, что отнюдь не немцы и не китайцы могут оказаться в числе главных соперников россиян в битвах за олимпийское золото. А именно канадцы, которые, к слову, в короткой программе нынешнего чемпионата превзошли Волосожар и Транькова в части техники, набрав 41,10 против российских 39,70.
С другой стороны, на этот счет есть прекрасное, не раз оправдывавшее себя правило: предупрежден – значит, вооружен...