Программа-максимум

Telegram Дзен

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

Лидером женского турнира после исполнения короткой программы стали в среду сразу две российские спортсменки – Аделина Сотникова и Юлия Липницкая.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Будапешта

Первая сенсация случилась еще в предпоследней группе участниц, куда по жребию попали действующая чемпионка Европы Каролина Костнер и вице-чемпионка – Сотникова. Именно россиянка оставила этот раунд за собой – выиграла у Костнер почти 2 балла технической оценкой и всего 0,1 уступила ей в оценке за компоненты. Похожий сюжет уже имел место в поединке этих двух спортсменок – год назад. На чемпионате Европы в Загребе Сотникова выиграла короткую программу, но там Костнер откаталась с грубой ошибкой – упала при исполнении каскада.

Открывала группу грузинка Элене Гедеванишвили, когда-то ставшая открытием мирового фигурного катания. То было, правда, в пору совсем раннего этапа ее карьеры, когда подготовкой спортсменки занималась нынешний тренер Сотниковой Елена Буянова. Собственно и результаты того периода – пятое место на чемпионате Европы и 10-е – на Играх в Турине были для 16-летней Гедеванишвили великим достижением. Потом Элене стала кочевать от тренера к тренеру, последней попыткой "найти себя"  казался переход минувшим летом к известному в советские времена специалисту Эдуарду Плинеру, но с ним спортсменка проработала немного – не выдержала тренерских требований и постоянного контроля. И вернулась к прежнему наставнику – Брайану Орсеру.

Переход, безусловно, пошел на пользу: Элене откаталась без срывов, но результат уже не впечатлял. Особенно в сравнении с баллами, которые были выставлены Костнер.

За 11 лет своих выступлений в чемпионатах Европы (пять из которых были выиграны) итальянка блестяще научилась использовать свои сильные стороны – стать, скольжение, выразительность. Как заметила однажды известный российский тренер Этери Тутберидзе  (она привезла в Будапешт Юлию Липницкую и Сергея Воронова), "когда смотришь, как Костнер катается "вживую", прощаешь ей все. Потому что она постоянно в "образе". И настолько уверена, что она лучше и красивее всех, что ты начинаешь вместе с ней в это верить.

В том же интервью Этери, правда, добавила, что совершенно не уверена, что Костнер сумела бы сохранять высокую скорость катания, если бы ей не прощали отсутствие между элементами сложных шагов.

Момент, когда судьи перестанут выделять итальянку из числа остальных соперниц (то есть заведомо подчеркивать оценкой за компоненты ее особость), неизбежно должен был наступить. Он и наступил – в Будапеште. Десятая доля балла, разделившая российскую и итальянскую спортсменок, подчеркивала это более чем убедительно.

Костнер, стоит отдать ей должное, максимально плодотворно использовала время, образовавшееся у нее в связи с непопаданием в финал "Гран-при" - поменяла обе программы, поставив новую короткую и реанимировав старую произвольную. Насколько пристало лидеру мирового катания возвращаться к старому "гардеробу"  - вопрос вторичный. Близость Олимпийских игр сбивает в этом плане многих. Ведь даже олимпийский чемпион Турина Евгений Плющенко, продумывая стратегический арсенал на этот сезон, не придумал ничего лучшего, чем слепить произвольную программу из наиболее выразительных кусков своих старых композиций.

За день до начала соревнований я разговаривала на эту тему с Александром Жулиным, чья танцевальная пара – действующие чемпионы Европы Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев - тоже решила вернуться к прошлогоднему танцу. В Будапешт тренер приехал всего на два дня – выводить на старт своих танцоров, выступающих за Турцию. Пояснил, применительно к программе Екатерины и Дмитрия, что дело не столько в не очень удачном выборе самой идеи танца, но и в чисто тренерской ошибке, в которой Жулин признался в присущей ему ироничной манере. 

- Помните песню: "Я на десять тыщ рванул, как на 500 – и спекся"? Вот так получилось и у меня: в первые две минуты 20 секунд программы я столько всего наворотил, что вторую половину танца ребята доезжали из последних сил. А в произвольной программе так нельзя: концовка всегда должна быть ударной. Мы мучались, пытались постоянно что-то менять, придумывать заново, но желаемого результата это не приносило. Вот и решили вернуться к своей лучшей программе. Особенно сильно этого хотели сами спортсмены. Уже первый прокат превзошел все наши ожидания, и это лишний раз подтвердило, что мы сделали правильный шаг.

На вопрос, не боится ли он, что возврат к старому танцу может негативно отразиться на судейских оценках, Жулин ответил:

- В самом факте возврата я не вижу ничего страшного. Не каждому даже гораздо более опытному тренеру удается сделать выдающиеся постановки в олимпийский год. Не мы первые, не мы последние, кто предпочитает в олимпийском сезоне возвращаться к своим лучшим программам. Так в этом году поступил даже трехкратный чемпион мира Патрик Чан. Главное ведь не какую программу ты катаешь, а как именно ты ее катаешь. 

Похожий тактический шаг со сменой программ предприняла в декабре и вице-чемпионка мира-2012 Алена Леонова. В короткой программе она вернулась к "Барыне", которую катала в олимпийском сезоне-2010. Просто тогда Алена воспринималась как подающая весьма большие надежды дебютантка, сумевшая выиграть в предолимпийском сезоне юниорское первенство мира и стать четвертой на взрослом чемпионате континента. Соответственно и прочили ей выдающееся спортивное будущее. Сейчас же европейский чемпионат стал для Леоновой турниром последней надежды – гипотетической возможностью показать второй внутрироссийский результат  и таким образом отобраться на вторую для себя Олимпиаду.

Откаталась она в среду хорошо, но, как и в случае с Гедеванишвили, уже по оценкам было понятно, что судьи не находят в катании Леоновой достаточных аргументов, чтобы рассматривать ее в числе пассажиров медального эшелона: вторая оценка Алены оказалась почти на три балла ниже, чем у Костнер и Сотниковой.

Впрочем, на тот момент, когда подопечная Николая Морозова закончила программу, все продолжало зависеть от третьей российской участницы – Липницкой. После того как Юля стала второй на декабрьском чемпионате России, выиграв произвольную программу, один из известных тренеров назвал ее прирожденным дуэлянтом, особо отметив, что при столь зашкаливающем объеме спортивной злости Липницкая способна сохранять совершенно холодную голову. Уважение вызывал и уровень притязаний спортсменки и тренера в этом сезоне. Когда я как-то поинтересовалась у Тутберидзе, почему в произвольной программе ее ученица прыгает каскад из трех прыжков в начале программы, хотя могла бы перенести третий из элементов во вторую половину, тренер отреагировала достаточно скептически: "Ну и что нам это даст? Прибавку в несколько десятых балла? Стоит ли ради этого вообще что-то менять".

В короткой программе Липницкой имелся достаточно весомый козырь в виде каскада из тройных лутца и тулупа. Базовая стоимость этой прыжковой связки составляла 10,10, в то время как "тулупный" каскад, исполненный Сотниковой и Костнер, имел несколько более низкую цену – 8,20.

Первоначальная техническая сумма, которая начисляется по ходу программы, составила у Липницкой почти 40 баллов. После того как судьи заново пересмотрели все "сомнительные" моменты проката на видеоповторе, оценка снизилась до 38,06, но все равно осталась самой высокой.

Женщины. Короткая программа. 1. СОТНИКОВА - 70,73. 2. ЛИПНИЦКАЯ - 69,97. 3. Костнер (Италия) - 68.97. 4. ЛЕОНОВА - 64,09. 5. Мейте (Франция) - 58,64. 6. Маркеи (Италия) - 57,38.