Обозреватель "СЭ" - о ситуации в российских танцах
Травма и последующая за ней операция мениска, сделанная в среду Дмитрию Соловьеву, временно вывела из строя сильнейший российский танцевальный дуэт и создала в российских танцах крайне любопытную ситуацию: каждая из четырех пар, претендующих на места в российской сборной, похоже, начнут сезон при совершенно равных стартовых условиях. Другими словами, прежде всего сами спортсмены должны будут определить "внутреннюю" расстановку сил не только на этот сезон, но, возможно, на следующие три года вплоть до Игр в Пхенчхане.
За исключением победителей юниорского первенства мира-2011 Ксении Монько/Кирилла Халявина, выступающих вместе с самого начала карьеры, всем остальным придется, условно говоря, танцевать "от печки" – то есть не рассчитывая ни на какие былые заслуги. Касается это, разумеется, прежде всего свежесложившихся нынешним летом дуэтов (Елены Ильиных/Руслана Жиганшина и Виктории Синициной/Никиты Кацалапова), но вот парадокс: и тем и другим досталось в этом сезоне по два этапа "Гран-при", в то время как Александра Степанова/Иван Букин официально получили лишь один старт, а значит, изначально были поставлены в позицию аутсайдеров.
Отчасти это было справедливо: талантливые подопечные Ирины Жук и Александра Свинина завершили юниорскую карьеру победой на первенстве мира-2013, но свой первый взрослый сезон начали не слишком удачно: выступая на этапе "Гран-при" в Канаде упали с поддержки и остались восьмыми. А спустя несколько месяцев у Ивана возникли достаточно серьезные проблемы со здоровьем, которые привели к тому, что концовка сезона получилась преждевременно оборванной.
Сейчас все идет к тому, что Степанова и Букин все-таки получат второй этап в серии "Гран-при", а с ним – право бороться за место в финале серии. Если это произойдет, говорить, что права этой пары как-то ущемляются, уже не придется.
У какой из перечисленных пар может оказаться больше шансов на успех? Можно попробовать разобраться во всех "за" и "против" уже сейчас.
СТЕПАНОВА/БУКИН
Тренеры дуэта, прекрасно понимая, насколько серьезные задачи ждут их спортсменов, пошли, пожалуй, наиболее сложным (но единственно возможным для решения поставленных задач) путем: выбрали для произвольного танца достаточно интересную музыку и напичкали постановку сложными и в то же самое время необычными элементами. Наиболее “козырной” из этих элементов – твиззлы, исполняемые в приседе на одной ноге – пистолетике: элемент четвертого уровня сложности, но лишь в том случае, когда выполнен на хорошей скорости и без потерь равновесия.
Фото - Алексей Иванов, "СЭ"
Уязвимость таких постановок всегда заключается в том, что они по-настоящему “играют” лишь в том случае, когда программа накатана до автоматизма, а исполнение элементов становится безукоризненным. Добиться подобного в начале сезона практически невозможно. Думаю, что именно по этой причине программа не “прозвучала” на предсезонных прокатах так, как этого хотелось тренерам и исполнителям. Но если она “прозвучит” в серии осенних стартов, это наверняка сделает Степанову и Букина опасными соперниками для всех действующих лиц сезона.
Соревновательный дебют пары намечен на начало октября и должен состояться на турнире Finlandia Trophy. Комментируя возможную замену Бобровой и Соловьева на этапах “Гран-при”, Ирина Жук заметила, что их подопечные готовы выступить на любом из этапов, которые могут быть им предоставлены. Понятно, что для тренеров сейчас главное любой ценой этот второй старт получить, но, безусловно, для пары будет значительно комфортнее, если к их законному, четвертому по счету московскому этапу, который пройдет в середине ноября, добавится следующий – французский. Если же Международный союз конькобежцев отдаст Букину и Степановой не пятый, а первый турнир – в США, это будет означать, что быть в состоянии полной боевой готовности танцорам нужно на целый месяц раньше планируемого: важность этапа “Гран-при” все-таки намного выше, чем у финского турнира.
Хотя и в такой ситуации есть плюс: до следующего выхода на международный лед остается достаточно много времени чтобы “подретушировать” замеченные в режиме крупных соревнований недоделки.
СИНИЦИНА/КАЦАЛАПОВ
Эту пару с момента постановки фигуристами программ не видел никто, если не считать гуляющую по интернету запись одного из показательных выступлений, поставленного по принципу “Ледникового периода” и призванного подать в максимально выгодном свете то немногое, что умеют люди, катающиеся вместе считанные дни. Безусловный плюс заключается в том, что после ухода из группы Зуевой олимпийских чемпионов Ванкувера и Сочи, у тренера, имеющего репутацию выдающегося стратега и постановщика, освободилось много времени и ресурсов. Которые и были активно брошены на подготовку российской пары.
Никита КАЦАЛАПОВ. Фото - Федор Успенский ,"СЭ"
Контрольные прокаты Синицина и Кацалапов пропустили, однако до того, как начнутся турниры “Гран-при” Марина Зуева все-таки планирует привезти свой дуэт в Москву и показать специалистам. Возможно как раз для того, чтобы у всех тех, кто имеет прямое или опосредованное отношение к российской танцевальной политике сложилось по возможности позитивное впечатление о паре еще до того, как они выйдут на международную орбиту.
Первым таким выходом для Синициной и Кацалапова станет выступление на московском этапе и этот дебютный старт должен стать крайне важным: именно в Москве в очной борьбе сойдутся три российских дуэта из четырех – за исключением Монько и Халявина. Если пара Зуевой имеет амбиции на то, чтобы стать в России лучшей, выигрывать нужно уже там. И стараться стабилизировать завоеванные позиции на заключительном этапе серии – в Японии
МОНЬКО/ХАЛЯВИН
В травме Соловьева, лишившей Россию дуэта-лидера, есть, тем не менее, безусловный плюс для Ксении и Кирилла: на период восстановления товарищей по группе они становятся у Александра Жулина и его тренерского коллектива основной парой. Другой вопрос, что научить спортсменов показывать в соревнованиях хотя бы все то, что превосходно получается на тренировках Жулину до сих пор удавалось не очень хорошо. Халявин и Монько – тот самый случай, когда для обретения уверенности в себе нужно выступать на публике как можно чаще. Возможно, в своей прошлой карьере фигуристам не хватало как раз ощущения собственной исключительности – и у предыдущих тренеров, и у нынешних они всегда находились на вторых ролях.
Фото - Алексей Иванов, "СЭ"
То, что Монько/Халявину дважды предстоят очные дуэти с Синициной/Кацалаповым – скорее плюс: уже на этом отрезке сезона станет ясно, закаляет танцоров жесткая борьба, или обескураживает.
ИЛЬИНЫХ/ЖИГАНШИН
Незадолго до Олимпийских игр в Сочи комментируя катание одной из российских спортсменок известный тренер Валентин Николаев сказал: “Все ее прыжки – это прежде всего нечеловеческой силы характер”.
Ильиных и Жиганшин, похоже, – тот же самый случай. Оба не по собственной инициативе оказались в амплуа оставленных партнеров, обоим есть что и кому доказывать. Первый старт “Гран-при” планируется для этого дуэта в Китае на второй неделе ноября и, разумеется, фигуристы полны решимости бороться там за каждый свой шанс и, разумеется, высокое место на пьедестале.
Елена ИЛЬИНЫХ. Фото - Никита Успенский, "СЭ"
Это представляется не такой простой задачей: во-первых, в числе участников заявлены действующие чемпионы мира Анна Капеллини/Лука Ланотте, во вторых, изрядную опасность для россиян представляют давно и хорошо скатанные Майя и Алекс Шибутани.
Ну а московский старт – вообще отдельная история: посмотреть на очное противостояние “бывших” захотят, думаю, многие.
БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ
Пропуск части послеолимпийского сезона парой-лидером – прецедент в фигурном катании не столь редкий. До того, как стало известно, что травма колена не позволит Дмитрию продолжать тренировки, этот дуэт однозначно шел впереди танцевального российского локомотива, причем с хорошим отрывом. Насколько опасным может оказаться для фигуристов вынужденный тайм-аут? Лично я вижу главную опасность как раз в равенстве сил четырех дуэтов второго эшелона: при подобной конкуренции прогресс спортсменов идет, как правило, гораздо быстрее, чем в ситуации некой устоявшейся табели о рангах. Другими словами, не исключено что уже к концу нынешнего сезона, если не раньше, соперники Бобровой и Соловьева (кто именно ими станет – не главный вопрос) дорастут до реальной конкуренции с ними в очень многих компонентах мастерства.
Фото AFP
С другой стороны, переживать по этому поводу стоит разве что самим фигуристам и их тренерскому штабу. Российские танцы в целом способны от этой гонки амбиций только выиграть.