Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Лужников
Для того чтобы иметь шанс тоже пробиться в финал, Ксении Столбовой и Федору Климову позарез нужна была только победа, в то время как Юко Кавагути и Александру Смирнову, получившим свои первые 15 очков за победу на этапе в Пекине, вполне хватало и второго места. Это вовсе не означало, что задача может оказаться легкой: московская пара прекрасно выступила в коротком прокате, но и питерская была вполне неплоха – потеря баллов, не позволившая Кавагути и Смирнову добиться более высокого результата в короткой программе, произошла из-за достаточно нелепого "недосмотра" – недостаточно низкой посадке партнера в тодесе, из-за чего элемент был оценен лишь первым уровнем сложности.
Что касается качества катания, оба дуэта были достойны друг друга как по изысканности линий, так и по стильности. Когда у таких мастеров прокаты выходят безошибочными, то последнее, что хочется делать, – это выставлять оценки. Хочется просто наслаждаться зрелищем.
Этапы "Гран-при" в отличие от многих других соревнований характерны тем, что идет постоянное заочное сравнение фигуристов с соперниками. Вот и в Москве было совершенно невозможно не вспоминать действующих чемпионов мира Меган Дюамэль и Эрика Редфорда, с которыми уже в начале декабря наверняка схлестнется минимум одна из выступающих в Москве российских пар.
Толчком к дискуссии послужило пятничное выступление канадской одиночницы Элейн Шартран: канадка, имевшая на своем первом этапе лишь 12-й результат, неожиданно проехала весьма сложную короткую программу без потерь и стала второй, обойдя обладательницу всех высших юниорских титулов Евгению Медведеву и олимпийскую чемпионку Аделину Сотникову. Техника канадской спортсменки оставляла желать много лучшего, как и чистота линий, но, наблюдая за тем, как девушка мужественно вытаскивает элемент за элементом, олимпийский чемпион Олег Васильев заметил:
– А вы знаете, что в Канаде вообще не склонны придавать работе над техникой слишком большое значение? В том числе и в парном катании. Позиция тренеров в этом вопросе проста: каждый спортсмен выполняет элементы так, как ему удобнее. Если человеку суждено выбраться наверх, он выберется. Нет – так не нужно на такого и время тратить. Ведь та же Дюамэль отнюдь не образец технического совершенства и изящества. Но это же не мешает паре выигрывать?
– Откуда же тогда берется стабильность? – поинтересовалась я у тренера.
– А вы когда-нибудь видели, как разминается Меган, – ответил он встречным вопросом. – Нет? А я, признаться, наблюдал неоднократно, причем с большим интересом. На первый взгляд Дюамэль делает в разминке множество странных и даже смешных упражнений. Но они небессмысленны. Таким образом Меган очень основательно прорабатывает абсолютно все мышцы, даже самые мелкие. И разминается всегда минут по сорок, не делая пауз и ни на что не отвлекаясь.
Понятно, что такая тщательная проработка тела дает спортсмену совершенно иную координацию как в воздухе, так и во всех парных элементах. Поэтому у канадки прекрасно получается "спасать" на приземлениях даже то, что изначально выполняется с достаточно несовершенной техникой.
– Но ведь и вы в пору своих выступлений с Еленой Валовой были достаточно стабильны в сложных элементах. Работали над этим специально?
– У Тамары Москвиной на этот счет имелся стандарт: в тех тренировках, где отрабатывалась техника, мы с Леной должны были выполнять один элемент в минуту. А тренировка на льду длилась час сорок. Представляете, что это такое? Это, во-первых, означает, что на протяжении всего времени у тебя нет ни одной лишней секунды: выполнил один элемент, перевел дух и сразу начинаешь готовиться к другому. А во-вторых, ты автоматически перестаешь тратить время на разговоры или на споры с тренером: когда тренировка заканчивается, хочется только одного – снять коньки и лечь отдыхать. Не думаю, что с подобной интенсивностью сейчас способен тренироваться в России хоть один спортсмен.
***
В пятницу вечером стало известно, что наиболее предвкушаемая дуэль нынешнего розыгрыша – между чемпионами мира и олимпийскими чемпионами Сочи Татьяной Волосожар и Максимом Траньковым откладывается на неопределенный срок: из-за травмы пятки, которую в Бордо получила Татьяна, дуэт был вынужден объявить о своем отказе от старта на заключительном этапе "Гран-при" в Японии. Такой тип травмы – едва ли не самое плохое, что может случиться с фигуристом: конструкция ботинка и конька такова, что основной крепежный болт располагается в каблуке – прямо под пяткой. При каждом приземлении на эту часть ступни приходится наиболее чувствительный удар: если же пятка уже травмирована, любой прокат способен многократно усугубить проблему.
От подобной травмы в свое время сильно страдал китаец Хонбо Чжао, выступавший в парном катании с Шэнь Сюэ: постоянное воспаление в пяточной кости со временем перекинулось на ахилл, началось воспаление сухожилия – и на то, чтобы привести ногу в порядок и дать спортсменам возможность выступить на своей последней Олимпиаде в Ванкувере (которую представители Поднебесной и выиграли), понадобились поистине титанические усилия огромного количества китайских медиков.
Ну а Волосожар и Траньков в итоге выступали в Москве в группе поддержки Столбовой и Климова – смотрели соревнования с трибуны.
Красивой борьбы между лидерами на этот раз не получилось. Можно было сколько угодно рассуждать о двух четверных выбросах Кавагути/Смирнова или невероятно удачной и стильной постановке их соперников, но ошибались и те, и те. Юко дважды не устояла на приземлениях, Ксении с Федором заминусовали прыжковый каскад и параллельный тройной сальхов, и даже если кому-то итоговый результат показался не совсем справедливым, спорить на эту тему при таком количестве двусторонних ошибок точно не имело смысла.
Пятый этап "Гран-при" Rostelecom Cup. Пары. 1. СТОЛБОВА/КЛИМОВ – 214,70. 2. КАВАГУТИ/СМИРНОВ – 208,02. 3. Чен Пэн/Хао Чжан (Китай) – 193,04... 5. ЗАБИЯКО/ЭНБЕРТ – 180,56.