Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Бостона
Среди множества историй, которыми в ожидании стартов охотно делятся с журналистами герои былых времен, услышала я и такую: однажды у известного и весьма титулованного одиночника ни с того ни с сего разладился на тренировке тройной лутц. Спортсмен выходил из себя, срывал раздражение на тренерах, наотрез отказываясь повторять прыжок, в общем, всеми доступными способами разыгрывал мизансцену “Звезда не в настроении”. Когда напряжение на льду достигло апогея, один из тренеров подозвал к себе одиночника-юниора, которого как раз в то время готовил к выступлению в юниорском мировом первенстве, и тихонечко попросил его прыгнуть тройной лутц, но не в стандартном его варианте, а в усложненном – с поднятой рукой. А приземлившись, отскочить ото льда и попрыгать по нему на двух ногах, ухая, как большая обезьяна.
Задание было реализовано. Над катком повисла гробовая тишина, но через несколько минут уязвленный увиденным премьер все-таки взял себя в руки, подъехал к тренеру и сказал: “Извините. Я все понял. Надо идти и прыгать, а не грузить себя несуществующими проблемами”.
Роль условной “обезьяны” совершенно блистательно была сыграна в среду в Бостоне дебютантом мирового первенства Михаилом Колядой. Мало того, что фигурист заставил зал смеяться и сопереживать, он показал совершенно уникальный результат, набрав за технику 51,06. Чтобы стало понятно, какого уровня эта оценка, скажу, что четырехкратный чемпион Европы Хавьер Фернандес, выигрывая свой четвертый титул в минувшем январе в Братиславе набрал за технику 55,96, имея в арсенале не один, а два четверных прыжка. А у олимпийского чемпиона Сочи Юдзуру Ханю сумма “технических” баллов на чемпионате мира год назад составила 49,92.
Другой вопрос, что оценка за компоненты оказалась у Коляды объяснимо низкой: судьи, как показывает практика, никогда не бывают готовы к тому, чтобы оценивать даже самые выдающиеся выступления новичков по их реальному достоинству. Но это на самом деле не имело в контексте турнира большого значения. Фигурист сделал все, что был должен, не требуя к собственному дебюту никакого снисхождения, запомнился, влюбил в себя зал. Можно ли мечтать о большем?
Превзойти результат российского спортсмена до появления на льду сильнейшей группы смог только Цзинь Боян с уникальным каскадом из четверного лутца-тройного тулупа и еще одного четверного прыжка.
Но вот то, что в сильнейшей разминке внезапно “посыпятся” дважды призер чемпионатов мира Денис Тен и трехкратный чемпион России Максим Ковтун, не очень логично укладывалось в сценарий мужского противостояния. Если неудачу казахстанского спортсмена еще можно было как-то списать на бесконечные травмы, то у Ковтуна все было в его собственных руках: в Америку спортсмен приехал заранее, как и Коляда, успел полностью акклиматизироваться во время кратковременного тренировочного сбора на катке в Нью Джерси, так что все произошедшее с фигуристом на льду Бостон-Арены (он прыгнул сольный тройной тулуп вместо четверного) укладывалось в уже озвученное выше: “Надо было идти и прыгать”.
Расстановка сил в первой тройке не вызвала ни малейшего удивления – включая очередной феноменальный результат Ханю. Все-таки подобную сумму свыше 110 баллов он уже набирал в этом сезоне в финале “Гран-при”. Подопечных Брайана Орсера ничуть не беспокоило, что покататься в день первого выступления на основном льду из-за его тотальной занятости танцорами мужчинам не довелось. Сам же Орсер всячески давал понять, что поводов для волнения у него в Бостоне нет в принципе.
Интересно, что на чемпионат мира канадец привез восемь учеников – тех, с кем самолично занимается в Торонто. На вопрос, как удается совмещать столь большую занятость с работой на выдающийся результат, заметил, что ему просто очень нравится заниматься тренерским делом.
Понятно, что эта работа весьма разнообразна и что далеко не всем подопечным Орсер уделяет равное количество внимания. Как объясняет сам, далеко не все спортсмены приходят за выдающимся результатом. Некоторые просто хотят освоить тот или иной прыжок, или поставить программы. На коньках экс-фигурист стоит ежедневно с семи утра до четырех часов дня, то есть девять часов, работая не только со звездами и мастерами, но и с маленькими детьми. Потом лед отдается спортсменам другого клуба, которым экс-фигурист периодически оказывает консультативную помощь. А кроме этого раз в неделю выдающийся тренер работает с группой сильно возрастных спортсменов, среди которых есть такие, кому за 80.
На мой недоуменный вопрос Орсер рассмеялся:
– Нет, я это делаю не ради денег. Периодически любому тренеру очень полезно учить тех, кто только начинает кататься: это сильно активизирует базовые тренерские навыки. Кроме того взрослые люди совершенно иначе реагируют на замечания и советы. Все, что они делают на льду, они делают совершенно осмысленно и очень старательно. С маленькими детьми так не получается: дети постоянно спешат, пропускают замечания мимо ушей, им приходится повторять одно и то же по нескольку раз, и то не всегда удается добиться желаемого. А вот когда люди стопроцентно реализуют все твои рекомендации, это реально увлекает, дает возможность почувствовать себя неплохим учителем. Так что эта группа в определенном смысле то самое место, где я могу полностью отвести душу.
Чемпионат мира. Бостон. 30 марта. Мужчины. Короткая программа. 1. Ханю (Япония) – 110,56. 2. Фернандес (Испания) – 98,52. 3. Чан (Канада) – 94,84. 4. Уно (Япония) – 90,74. 5. Цзинь Боян (Китай) – 89,86. 6. КОЛЯДА – 89,66… 13. КОВТУН – 78,46.