Александр ПРОСВЕТОВ из Стамбула
Вчера в стамбульском отеле Ciragan Palace Kempinski состоялась презентация четырехлетнего плана развития футбола Турции. Среди участников церемонии был и Гус Хиддинк. Стоило будущему тренеру турецкой сборной появиться в зале, как его тут же окружили местные репортеры, и показалось, что шансов на интервью у корреспондента "СЭ" никаких. Но неожиданно помогла фраза: "Гус, вы же еще пока наш, российский!.."
Хиддинк улыбнулся и ответил на несколько моих вопросов.
- В последний раз вы прилетали в Россию более месяца назад - перед товарищеским матчем с Венгрией. Когда теперь вас ожидать в нашей стране?
- Возможно, в ближайшем будущем, если потребуется мое присутствие. А пока нет. В настоящее время идут переговоры с РФС о прекращении действия моего контракта.
- Их ведет ваш советник Кис ван Ньювенхейзен?
- Он и еще один мой представитель.
- Позвольте задать деликатный вопрос: с начала года вам хоть раз выплатили зарплату?
- Полагаю, что любой труд должен быть оплачен. По крайней мере я должен получить жалованье за те месяцы, которые отработал. Об этом и идет разговор. Вместе с тем здравомыслящие люди всегда могут договориться о том, как расстаться, и находят взаимоприемлемое решение.
- Как предполагаете: в отборе на Euro-2012 вам - уже во главе сборной Турции - доведется бороться в группе с Диком Адвокатом, возглавляющим бельгийцев? Или же он станет вашим преемником на посту главного тренера сборной России?
- Это вопрос не ко мне.
- А с Адвокатом вы эту тему обсуждали?
- Нет.
- В отборочном турнире cоперником вашей будущей команды станет и Германия. Что думаете о новом противоборстве с бундестим?
- Гари Линекер в свое время хорошо сказал: "В футбол играют все, а побеждают в конце концов немцы". Чтобы обойти эту команду в турнире, у нее так или иначе надо выигрывать. Я попробовал с Россией - не получилось. Посмотрим, что выйдет теперь. В то же время нельзя недооценивать обновляющуюся команду Бельгии, да и Австрию тоже.
- Встречались ли вы в последнее время с Романом Абрамовичем?
- Нет. Разве что коротко пересеклись на матче "Интер" - "Челси".
- Раз уж вы упомянули о Лиге чемпионов, что думаете о выступлении в ней ЦСКА?
- Я был приятно удивлен качеством игры армейцев против "Интера". Им сильно не повезло с ранним голом в Лужниках, когда мяч проскочил под "стенкой".
- У ЦСКА были, на ваш взгляд, какие-то шансы пройти дальше?
- "Интер" - очень сильная команда. Вместе с тем играть надо с любым соперником.
- Вы согласны с мнением, что "Барселона" - очевидный фаворит нынешней Лиги?
- Конечно. Это, однако, не значит, что она обязательно победит. Помешать может и нелепый гол, и, допустим, чье-то удаление. Но в любом случае в памяти останется команда, которая показывала красивый футбол.
Я разделяю ту философию игры, которой придерживается этот клуб, хотя сейчас многие зациклены на защите. Сборную Голландии, когда я работал с ней в середине 90-х годов, часто критиковали за нехватку рационализма. Мы действительно рисковали, но большей частью это себя оправдывало. В прошлом году я, признаться, ужасно расстроился вылету "Челси" из Лиги чемпионов, но потом подумал и успокоился, ведь команда хорошо выглядела и в матчах с "Барселоной", и ранее во встречах с "Ливерпулем". "Ладно, - сказал я себе. - таков уж футбол".
- Разделяете ли вы всеобщий восторг по поводу игры Месси, блеснувшего в матче на "Ноу Камп" с "Арсеналом"?
- Месси играет, как мальчишка, который сказал матери: "Пойду погоняю мяч. Вернусь, когда стемнеет". Его не волнуют ни полные трибуны, ни прочие привходящие обстоятельства. Это природный талант, который, играя, получает удовольствие.
Меня, кстати сказать, в Турции привлекает в первую очередь именно страсть, с которой люди здесь относятся к футболу. Мальчишки гоняют мяч от зари до зари, в чем я убедился еще 20 лет назад, когда недолго работал с "Фенербахче". С тех пор в стране многое изменилось. Здесь научились думать не только о сегодняшнем дне. Национальная сборная важна, но нельзя забывать и о корнях. Появились новые стадионы, в связи с заявкой Турции на проведение Euro-2016 планируется построить еще несколько современных спортивных арен. За словами следуют дела.
- Как вам удается поднимать наверх команды-золушки?
- Никакого особого секрета у меня нет. Надо просто стараться добиться от каждого игрока максимальной отдачи, видеть в нем личность, использовать все лучшее, на что он способен. Раскрыв потенциал футболиста, можно повысить уровень его мастерства процентов на пятьдесят. Важно, чтобы люди забыли про высокомерие и рознь, если они существовали, отбросили все, что мешает игре, и почувствовали, что несут ответственность перед командой за ту работу, которую выполняют. Да и помощники должны в случае необходимости подсказать: "Босс, здесь ты не прав".
- Вам теперь придется учить еще и турецкий?
- Какие-то слова до сих пор помню. Но все-таки, что русский, что турецкий - очень специфичные для западноевропейца языки. Когда постоянно слышишь речь, кое-что в голове остается, но в моем случае надо быть осторожным. Общаешься-то с игроками и другими футбольными людьми, а они иногда используют в речи грязные словечки, которые потом можно употребить ненароком и невпопад.
- В России вам переводчик на тренировках не требовался, поскольку Александр Бородюк говорит по-немецки, а Игорь Корнеев - по-голландски.
- А в Турции моим ассистентом будет Огюз Четин, мой капитан в "Фенербахче" двадцатилетней давности. Он владеет и английским, и немецким. Вообще всегда лучше, когда твои мысли до игроков доносит специалист. Переводчики, бывало, по пять минут излагали то, что я произносил за тридцать секунд.
К счастью, футбол интернационализировался, и сегодняшние игроки подходят к освоению иностранных языков серьезнее предшественников. В России многие специально изучают английский. Через несколько месяцев после моего приезда они уже изъяснялись, пусть и не длинными фразами, а короткими предложениями или отдельными словами.
- Недавно вы побывали в Южной Африке. Какие впечатления вынесли оттуда в преддверии чемпионата мира?
- Из-за занятости я мало что видел. Слышал, что в стране есть незначительные проблемы с транспортом и размещением гостей, но со стадионами все точно будет в порядке. В Южную Африку я ездил по линии фирмы Nike, которая там не только создает футбольные центры и укладывает искусственные поля, но и проводит в жизнь принцип "educate and medicate" ("обучай и лечи"). Несколько дней общался в Соуэто с юношами и девушками, которые любят футбол и занимаются им. При этом есть основания полагать, что кто-то из этих молодых людей заражен вирусом СПИДа. И я проводил не только мастер-классы, но и разъяснительные беседы о том, что надо сдать тесты, чтобы знать, как обстоят дела со здоровьем.
Вообще с годами я все больше убеждаюсь, что при посредстве футбола можно решать многие серьезные проблемы, которые напрямую к нему отношения не имеют. К примеру, Дидье Дрогба в Кот-д’Ивуаре не только популярен, но и очень влиятелен - к нему прислушивается молодежь. Или другой пример: при мне в Корее состоялся товарищеский матч между сборными Севера и Юга. Он завершился дипломатичной нулевой ничьей, но людям, которые не могут ни переписываться с родственниками по другую сторону границы, ни звонить им, эта игра дала надежду, что однажды объединение произойдет.
Помню я и то, как много лет назад, когда в Нигерии шла гражданская война, туда приехала сборная Бразилии во главе с Пеле - и воюющие стороны на день матча прекратили боевые действия. Потом, правда, опять принялись убивать друг друга. Футбол - большая сила в современном мире, но всех проблем человечества он все же решить не может.