Евразийский прорыв?

Telegram Дзен

За право провести два главных футбольных турнира собираются побороться сразу две евро-азиатские страны: за чемпионат мира - Россия, за Euro - Турция.

Алесандр ПРОСВЕТОВ
из Стамбула

Через шесть лет матчи финального турнира чемпионата Европы вполне могут пройти в Азии. Это не нонсенс, а политико-географическая реалия: среди претендентов на проведение Euro-2016 помимо Франции и Италии значится Турция.

С одной стороны, это государство, стремящееся вступить в Европейское, заметьте, сообщество, а его футбольная федерация входит в УЕФА. С другой - если Стамбул, разделенный Босфором, цепляется за Старый континент, то остальные турецкие города, рассчитывающие принять турнир, расположены в азиатской части страны. Где пройдет Euro-2016, станет известно 28 мая.

Признаюсь, до последнего времени по отношению к шансам Турции я был настроен скептически. Но после того, как посетил в Стамбуле презентацию ее заявки, искренне сказал проводившему эту церемонию заместителю генерального секретаря Турецкой федерации футбола Орхану Горбону, что стал оценивать их значительно выше, чем прежде.

Примечательно, что у турецких "видов на Европу" много общего с российскими притязаниями на ЧМ-2018: желание развивать футбольную инфраструктуру, для осуществления которого крупный турнир дает отличный повод, поддержка на государственном уровне, опыт проведения финалов обоих еврокубков, но чистая графа в организации главных футбольных смотров на уровне национальных команд, наличие одного мегаполиса, значительно превосходящего размерами остальные города, некоторые транспортные проблемы и упор на культурное своеобразие.

Без политики никуда. В борьбе за Euro Турция разыгрывает евразийскую карту, подавая себя как мост, соединяющий Европу и Азию, Запад и Восток, а европейский чемпионат в мусульманской стране - как фактор укрепления мира. Очевидно, что впоследствии она, напротив, собирается козырять турниром при рассмотрении вопроса о своем членстве в ЕС. Кроме того, как мне показалось после некоторых личных бесед, туркам очень хочется избавиться от репутации "нации гастарбайтеров" и порожденных ею комплексов.

 РОССИЯ И АВСТРАЛИЯ - НОВЫЕ РУБЕЖИ

Вместе с тем для меня стала открытием и очень высокая оценка перспектив России на получение ЧМ-2018, утвердившаяся среди западных журналистов. Источник, вхожий в ФИФА, считает нашу страну, тоже евразийскую, не просто реальным претендентом на победу, а фаворитом в предвыборной гонке. По его словам, первенство 2018 года так или иначе будет отдано европейской стране, и шансы России, умеющей выгодно представлять свои заявки, о чем свидетельствует предоставление ей зимних Олимпийских игр, предпочтительнее, чем у Англии. А ЧМ-2022 должна получить Австралия.

Некоторые тезисы моего собеседника вам могут показаться спорными или сомнительными, но они так или иначе любопытны.

Возьмем для начала Англию. Вроде бы она уже располагает современными стадионами. Почему бы заведомо не отдать чемпионат ей? Но не хватает якобы британской заявке изобретательности. Все тускло, обыденно. Дэвид Бекхэм - символ хороший, да затертый. К тому же угораздило британцев поставить во главе своего заявочного комитета председателя Английской футбольной ассоциации Дэвида Трисмана, а это не футбольный человек, а политик Лейбористской партии, член Палаты лордов, которого иногда подводит радикализм. У него нет контакта с премьер-лигой, да еще разгорелась склока с вице-президентом ФИФА Джеком Уорнером из Тринидада и Тобаго. Да и денег маловато: заявочному комитету требовалось 15 миллионов фунтов, а британское правительство предоставило ему только пять, причем в виде займа. Еще пять выделила английская премьр-лига.

Что касается совместных заявок Испания - Португалия и Бельгия - Голландия, то Йозеф Блаттер после ЧМ-2002 в Корее и Японии и слышать не хочет о чемпионатах "на двоих". Против такого варианта не только президент ФИФА, но и, например, генеральный секретарь Жером Вальке. В каждой из двух стран надо создавать свой оргкомитет, а это двойные административные затраты, что генсека как коммерсанта и финансиста никак не устраивает. В Бельгии, впрочем, на успех якобы особо и не надеются, а видят в заявке лишь возможность модернизировать футбольную инфраструктуру.

Правда, возможно, Испания откажется от тандема с Португалией. Но в качестве равного конкурента России и Англии она пока не рассматривается. В последние годы в ФИФА прослеживается стремление пропагандировать футбол в различных частях света, в том числе путем строительства спортивных сооружений. А в Испании, как и в Англии, и без того сходят с ума по футболу. Нужно что-то новенькое. Россия и Австралия как раз подходят.

Основные соперники Зеленого континента - США и Катар. Америка проводила мировое первенство не далее чем в 1994 году. И надежд не оправдала: бума там не возникло. Сборная хорошая, но массовости нет. В стране созданы прекрасные условия для развития детского футбола, однако подростки перетекают в баскетбол, американский футбол и бейсбол. MLS после бурного старта увяла. Есть к кандидатуре США и вопросы политического свойства, поскольку некоторые государства в Америке считаются изгоями, а их граждане - персонами нон-грата. А что будет, если путевку на ЧМ завоюет, например, Ирак?

У Катара козырь только один - много денег. Бюджет заявочного комитета равен 180 миллионам долларов. Но и с огромными деньгами все стадионы кондиционерами не оборудуешь. Более того, даже если такое сделать, на улице зной все равно настигнет. А как тренироваться в 40 градусов жары? Кроме того, имеется антиалкогольная проблема. Волнует в связи с запретом на спиртные напитки реакция не столько болельщиков, сколько спонсоров: ФИФА 200 миллионов долларов в год получает от пивоваренной компании Budweiser.

  В ОЖИДАНИИ НАГРАДЫ ЗА УПОРСТВО

Впрочем, вернемся в Турцию, которая, по-моему, в восприятии наших граждан недооценена. Казалось бы, знакомая до боли от сожженной под пляжным солнцем спины страна, в которой россияне нашли кто выгодный шопинг, кто волшебное заклинание "все включено". А ведь это государство с 75-миллионным населением и седьмой в Европе экономикой, весьма успешно противостоящей кризису. В прошлом году она стала единственной страной, где туристический бизнес не сдулся и даже чуть-чуть прибавил, в том числе, конечно, с нашей помощью.

Россияне, если выбор УЕФА падет на Турцию, были бы избавлены от визовой проблемы. Появилась бы возможность совместить посещение футбольных матчей с традиционным отдыхом на берегу Средиземного или Эгейского морей. Собственно заявочный комитет и предполагает разместить значительную часть гостей на юге страны, в районе Антальи. Более того, он предложил поселить там большинство команд-участниц, попутно заметив, что в принципе базы в этом районе имеются для всех 24 сборных. И кому как не россиянам с ежегодными зимними сборами клубов знать о комфорте турецких отелей, располагающих футбольными полями. Впрочем, у вас, дорогой читатель, долгосрочные мечты насчет грядущего Euro, возможно, связаны с Парижем или Римом.

Подозрения в какой-либо агитации с себя снимаю хотя бы потому, что адресовать советы или призывы в нашем случае, собственно, и некому. Решение о месте проведения чемпионата Европы принимает исполком УЕФА, а Россия в нем не представлена с тех пор, как год назад истек срок полномочий Вячеслава Колоскова. Не представлена впервые за 55 лет. И, похоже, надолго. Не захотел РФС, а если конкретно, Виталий Мутко, выдвинуть кандидатуру своего "политического противника", да и сам баллотироваться не решился.

Вот и в программе французской делегации значится, например, предвыборное посещение Украины - там-то есть член исполкома УЕФА Григорий Суркис.

В Турции опасаются, что на исход борьбы повлияет президент УЕФА Мишель Платини. Правда, отвечая на вопросы журналистов, президент национальной федерации Махмут Езгенер отметил, что голосовать смогут 13 из 16 членов исполкома. Француз Платини, а также итальянский и турецкий представители участвовать в волеизъявлении не вправе. Но определенную роль, как мне представляется, руководитель УЕФА - на то он и руководитель - сыграть может.

Генеральный секретарь турецкой федерации Ахмет Гювенер напомнил мне, что на организацию европейского чемпионата его страна претендует в третий раз подряд. На Euro-2008 она подавала заявку совместно с Грецией, а затем уже выступала самостоятельно. Причем при предыдущей попытке именно ее досье получило в УЕФА наиболее высокую оценку, однако при голосовании предпочтение было отдано Украине с Польшей. Россия же попытала счастья на 2008 год, а потом в гонку не вступила.

Последовательность, с которой турки добиваются чемпионата, они относят к собственным плюсам: с одной стороны, учитываются ошибки прошлого, с другой - налицо огромное желание достичь цели.

В стране половина населения моложе 21 года. Прекрасно! Значит, будет кому ходить на матчи, раскупать билеты, заполнять стадионы. Заявка предусматривает проведение турнира на девяти аренах в восьми городах. Это Стамбул, Анкара, Анталья, Бурса, Измир, Кайсери, Конья и Эскишехир. Все они расположены на западе страны, что придает чемпионату относительную компактность: максимальное расстояние между двумя городами - 850 километров.

На сегодняшний день скоростной поезд курсирует только между Анкарой и университетским Эскишехиром, что в 230 километрах от столицы. Но в планах значительное расширение современной железнодорожной сети, прокладка туннеля под Босфором, создание новых автомагистралей.

В Стамбуле планируется использовать 78-тысячный олимпийский стадион имени Ататюрка, которому УЕФА присвоил статус "пятизвездочника" и вместимость которого предполагается несколько увеличить, а также 53-тысячный "Тюрк Телеком Арена", сооружение которого должно быть завершено до конца текущего года (там будет принимать соперников "Галатасарай"). Стадион "Иненю", где играет "Бешикташ", в заявку не попал, потому что УЕФА по соображениям безопасности возражает против чрезмерной концентрации матчей в одном городе. Так что этой арене, расположенной на берегу Босфора в районе средоточия отелей, уготовано стать фан-зоной, а в находящемся рядом дворце султанов Долмабахче планируется разместить VIP-гостей.

В прочих городах, за исключением Кайсери, где уже есть новый стадион на 33 тысячи мест, должны быть построены арены вместимостью от 33 до 44 тысяч зрителей. На эти цели правительство, в собственности которого и находятся стадионы, гарантированно выделило 920 миллионов евро. Причем, как было заявлено на презентации, проекты будут осуществляться и в том случае, если турецкая заявка проиграет. То же самое касается транспортных планов, потянувших на 20 миллиардов евро инвестиций.

Пока Евразия никаких футбольных турниров не проводила. Но не исключено, что при определении стран - хозяек Euro-2016 и ЧМ-2018 она многим преподнесет сюрприз.