Число нелицеприятных вопросов к президенту ФИФА Йозефу Блаттеру в последние годы достигло критической отметки. Пять из них, пожалуй, вызвали наибольший резонанс.
В политике и бизнесе есть три классические причины, чтобы уйти в отставку – если в отношении руководителя есть сомнения, если он берет на себя ответственность за ошибки своих подчиненных, угрожающих репутационными рисками, и, наконец, если босс скомпрометировал себя сам. Поразительно, но в случае с Зеппом Блаттером актуальны все три причины, а если проанализировать его деятельность на высоком посту – то и все пять. Он возглавляет ФИФА вот уже 14 лет, и с каждым годом дела самой популярной игры на планете идут все хуже и хуже.
"Я не уйду в отставку. Почему я должен это делать? Нужно смотреть проблеме в лицо, а не убегать от нее", – слова Блаттера в ноябре 2011-го резанули слух тем, кто надеялся на добровольное "отречение" швейцарца от престола. На фоне все новых подробностей в деле об организации договорных матчей, бесконечных расистских инцидентов и обвинений в коррупции ФИФА окончательно скомпрометировала себя – спасти ситуацию может только полная смена руководящих кадров. Итак...
ПОДПОЛЬНЫЙ ТОТАЛИЗАТОР - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
В эпоху правления Блаттера пышным цветом расцвела сеть по организации договорных матчей. Рынок подпольных ставок за последнее десятилетие раздулся до немыслимых размеров – общая прибыль нарушителей закона сопоставима с бюджетами крупнейших компаний. Дошло до того, что в начале недели директор Европола Роб Уэйнрайт собрал в Гааге специальную пресс-конференцию, где обнародовал страшные цифры. По данным расследования, за период с 2008 по 2011 год во всевозможных футбольных турнирах выявлено порядка 680 договорных матчей. Ниточки ведут к преступному синдикату, базирующемуся в Сингапуре и активно сотрудничающему с европейскими посредниками. Во главе его стоит Дан Тан – 49-летний азиат, организовавший среди прочего самый масштабный скандал в итальянском футболе последних лет. С обыском на базе сборной, задержаниями игроков и дисквалификацией Антонио Конте.
Да что там Италия – сейчас во власти нечестной игры находится весь футбольный мир. Договорняки нанесли урон сборной Зимбабве – команда была распущена, а ее футболисты дисквалифицированы. В Китае несколько арбитров получили крупные тюремные сроки с конфискацией имущества за взятки. В чемпионате Южной Кореи было раскрыто дело о сфабрикованных играх – из 57 обвиняемых четверо покончили собой при весьма странных обстоятельствах. Полный хаос в футбольном хозяйстве, руководитель которого, тем не менее, остается на своем посту.
КАТАРГЕЙТ ИЛИ ВСЕ ПО-ЧЕСТНОМУ?
К слову, о репутационных рисках. Длинный язык часто подводит Блаттера – летом прошлого года он прямым текстом поведал о том, что голосование по выбору страны-хозяйки чемпионата мира 2006 года "было странным и не обошлось без коррупции", и то, что "он не строит догадки, а располагает фактами". Взбешенные этим признанием немцы потребовали доказательств. Спустя два дня Зепп отрекся от своих слов, назвав факты "теориями заговора" и обличив самого себя в том, что говорил откровенную чепуху.
Все в жизни возвращается бумерангом – на прошлой неделе влиятельное издание France Football вышло со зловещей обложкой с надписью "Катаргейт". На паре десятков страниц журналисты пытались доказать, что Катар фактически купил право на проведение ЧМ-2022. Бывший глава департамента ФИФА по маркетингу Гвидо Тоньони называет сумму в 33 миллиона 750 тысяч евро, в то время как французский журнал переходит к прямому обвинению. Якобы некоторые члены исполкома ФИФА, участвовавшие в голосовании в декабре 2010 года в Цюрихе, получили от катарской стороны взятки, что позже отразилось в увеличении их банковских счетов.
Кроме того, репортеры находят крайне сомнительной встречу президента Франции Николя Саркози с принцем Катара Тамимом бен Хамадом аль-Тани незадолго до голосования - при личном присутствии главы УЕФА Мишеля Платини и представителя компании Colony Capital Себастьена Базена. Позже Colony Capital продает футбольный клуб "ПСЖ" именно катарской компании, а на французском телевидении создается канал beIN Sport – в противовес Canal+, критикующего Саркози. Общественность "стоит на ушах", Платини все отрицает, Блаттер на обвинения в коррупции не реагирует вовсе.
ЧТО ТАКОЕ "БОРЬБА С РАСИЗМОМ"?
Журналист CNN не мог поверить своим ушам – Зепп Блаттер только что полностью отмел факт проявлений расизма в футболе. Дескать, иногда в пылу борьбы футболист может позволить себе сболтнуть лишнего другому, немного на него не похожего, но это всего лишь часть игры. Главное, что после финального свистка игроки жмут друг другу руки, и все забывается. Швейцарец произнес эти слова ровно тогда, когда в Англии не утихали диспуты о стычке Луиса Суареса и Патриса Эвра, а полиция расследовала дело Джона Терри, оскорбившего на почве расизма Антона Фердинанда.
Высказывание Блаттера получило широкий резонанс. Глава Ассоциации футболистов Англии и даже британский премьер потребовали отставки президента ФИФА, выступавший в то время за "Ньюкасл" полузащитник Джоуи Бартон обозвал старину Зеппа "коррумпированным идиотом".
Осознав масштаб своей оплошности, Блаттер попытался исправить ситуацию. На официальном сайте ФИФА появилось заявление, в котором руководитель мирового футбола отрекался от своих слов и уверял, что его неправильно поняли. Мол, расистские выходки в спорте номер один на самом деле не редкость, и сам Блаттер ведет с ним борьбу не на жизнь, а на смерть. Для пущей убедительности к заявлению прилагалась совместная фотография швейцарца с темнокожим членом ФИФА Токио Сексуэйлом.
Борьба Блаттера, о которой он так много говорил, кажется, проиграна вчистую. В недавнем заявлении он признал, что не в состоянии искоренить это явление, а в качестве радикального решения проблемы предлагается лишь снятие очков с команд. А "матч без зрителей - это лишь предупреждение всем болельщикам о том, к чему могут привести их действия".
А СТРАННЫМИ ЛИ БЫЛИ ВЫБОРЫ?
На последних выборах президента ФИФА Блаттеру не было альтернативы – единственный конкурент был сметен с пути, как кегля в боулинге. Руководитель Азиатской конфедерации Мохаммед бин Хаммам слишком много говорил о переменах, назревших в футболе. В конце мая 2011 года его обвинили в подкупе голосовавших - дескать, катарец при помощи главы КОНКАКАФ Джека Уорнера пытался заручиться поддержкой стран Карибской зоны и предоставил чек на сумму в 40 тысяч долларов.
Комитет по этике ФИФА заседал два дня, рассматривая показания всех фигурантов дела, а в ходе расследования сам бин Хаммам добровольно снял свою кандидатуру. При этом он категорически отрицал свою вину, посетовав на то, что имел доказательства своей невиновности, но комитет не счел их достаточными. В декабре прошлого года на бин Хаммама наложили пожизненную дисквалификацию и навсегда отлучили от футбола.
КОНСЕРВАТОР ИЛИ ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА?
При Блаттере ФИФА превратилась в организацию ретроградов, чурающихся любых проявлений прогресса. Швейцарский президент как мог противился любым реформам и изменениям – особенно показателен момент с введением в футболе видеоповторов: "Когда вы смотрите матч, нет никаких социальных разграничений, все равны перед игрой и все эксперты. Если ввести новые технологии, зритель больше не сможет почувствовать себя причастным к чему-то большому".
После нескольких громких скандалов на крупных турнирах Блаттер решился на проведение испытаний систем определения гола в конце прошлого года – то есть сделал шаг, который должен был последовать еще лет 10 назад. При этом швейцарец по-прежнему придерживается мнения, что видеоповторы вредят динамике футбола – ждать технического прогресса при "живом" Блаттере не приходится.