Народные волнения из-за огромных расходов на чемпионат мира и Олимпиаду не сказываются на проведении Кубка конфедераций
Владимир КОНСТАНТИНОВ
из Форталезы
Бразилию захлестнула волна массовых выступлений против несправедливости в обществе. Воспользовавшись проведением в стране Кубка конфедераций, активисты протестного движения вышли на улицы, чтобы выразить недовольство политикой властей, которые безответственно вкладывают колоссальные средства в подготовку чемпионата мира (на данный момент 27 миллиардов реалов, или 13,5 миллиарда долларов). По мнению протестующих, было бы разумнее направить эти деньги на развитие образования и здравоохранения, борьбу с бедностью и реализацию других социальных программ.
Подобные выступления уже прошли в трех крупнейших городах, принимающих Кубок конфедераций, – Бразилиа, Рио-де-Жанейро и Белу-Оризонте. Докатились они и до многомиллионного Сан-Паулу. В одну из таких манифестаций, к счастью, мирную, попал и спецкор "СЭ", когда направлялся на матч открытия турнира Бразилия – Япония в столице страны.
Массовая агрессия в принципе не типична для Бразилии, если, конечно, не считать разборок полиции с бандитами и наркоторговцами в фавелах. Вот и это шествие скорее было похоже на нашу первомайскую демонстрацию (с местным колоритом, естественно) – или даже своего рода карнавал. Несколько сотен людей, по большей части молодежь, по мере движения выкрикивали антиправительственные лозунги, энергично били в барабаны, пели песни, пританцовывали под ритмы какой-то рок-группы, расположившейся на... передвижной карнавальной платформе. Самое любопытное, что, несмотря на все кричалки против властей и ФИФА, Кубка конфедераций и будущего чемпионата мира, половина участников акции была одета в желтые футболки бразильской сборной. Инстинкт, однако.
Надо сказать, что подобные протесты в целом находят понимание в обществе, если дело, разумеется, не доходит до вандализма. Их поддерживают очень многие, в том числе и в самой бразильской сборной. Но речь в данной заметке не об этом, а о том, как в таких экстремальных условиях работают службы безопасности.
В день открытия турнира в Бразилиа на подступах к Национальному стадиону они действовали крайне профессионально. Правда, им в помощь была брошена не только полиция, но и местный ОМОН – Policia de Choque. На легкой бронетехнике, при поддержке вертолета, с бряцанием оружием. В общем, эту самую демонстрацию примерно за километр до "Манэ Гарринчи" технично развернули в противоположную от арены сторону – без кровопролития. Да, попугали, да, чуть-чуть помяли бока, даже где-то "подпустили "черемухи". Но арену отстояли, предотвратив, возможно, более серьезные инциденты.
ФИФА пока не намерена усиливать меры безопасности на стадионах в связи с протестными выступлениями.
– У нас есть определенные стандарты обеспечения безопасности и сопровождения делегаций, они работают довольно эффективно, поэтому нет смысла их менять, – заявил на брифинге в Рио-де-Жанейро официальный представитель оргкомитета Кубка конфедераций Пекка Одриосола.
В самом деле, если вернуться к матчу в Бразилиа, то с точки зрения безопасности там было все на уровне. При этом сотрудников было задействовано не так уж и много: всего 3700 человек на 70-тысячную арену плюс 540 офицеров федеральной полиции. Стоит, правда, отметить, что многие функции по охране и обеспечению общественной безопасности "поручены" всевозможной технике – компьютерам, видеокамерам, электронным системам наблюдения, роботам, работающим в круглосуточном режиме.
– При подготовке к проведению Кубка конфедераций мы посетили несколько стран с целью набраться опыта, – рассказывает Жозе Монтейру, управляющий Чрезвычайной комиссии по безопасности при правительстве Бразилии. – К примеру, в США мы досконально изучили, как обеспечивается порядок на главном спортивном соревновании – Супербоуле, финале лиги по американскому футболу. Узнали много полезного и от наших английских, немецких, мексиканских и израильских коллег. Да и у нас самих уже есть подобный опыт: в 2007 году Рио принимал Панамериканские игры.
Предполагается, что на Кубке конфедераций в целом (в шести городах) будут задействованы 31 тысяча полицейских и 54 тысячи так называемых сотрудников общественной безопасности, включая охранников, пожарных, специалистов по чрезвычайным ситуациям и других. В их задачи входит обеспечение безопасности в первую очередь зрителей, команд-участниц, делегации ФИФА, судей и журналистов.
Лично я, слава богу и местным силовым структурам, чувствую себя в Бразилии защищенным. Как те ребятишки, что сейчас под моим окном беззаботно гоняют мяч на пляже. А вот их кумирам Неймару и Оскару, Жулиу Сезару и Даниэлу Алвесу не позавидуешь: на родной земле им нигде не дают прохода. Особенно в таких городах, как Форталеза, где сборная бывает в лучшем случае раз в год. Поэтому бразильцев в гостинице и на стадионах охраняет целое специальное подразделение полицейских, а в дороге сопровождает эскорт мотоциклистов и патрульных машин. И это еще не считая агентов в штатском.
Ну а мне спокойно, потому что, когда вечером после игры или тренировки возвращаюсь в гостиницу, едва ли не на каждом перекрестке в центре города стоят крепкие парни в полной полицейской амуниции на патрульных машинах с включенными мигалками. Они улыбаются и добродушно приветствуют иностранцев, которых здесь не так-то трудно отличить. Впрочем, это касается не только людей в униформе: местные жители – nordestinos – тоже рады гостям, это у них в крови, как у нас на Кавказе. Тем более, что тут такой праздник – большой футбол, Кубок конфедераций. Здесь, знаете ли, не до демонстраций!