После того как в мире отгремел пышный праздник под названием "День граненого стакана", "СЭ" предлагает не начинать день с бутылки, а прочитать статью о загубленной футбольной юности и старости знаменитых футбольных талантов.
ПОЛ ГАСКОЙН
Бывшая звезда английской сборной Пол Гаскойн, наверно, классический пример падения футболиста из-за пагубного пристрастия. Газза одинаково хорошо умел раздавать передачи, забивать мячи за славные "Тоттенхэм", "Лацио" и прочих да пропускать пинту-другую в соседнем со стадионом пабе. Когда его карьера подошла к закономерному эндшпилю, пришла тяжелая расплата – алкоголизм. Одиночество. Лечебницы: "Я обязательно... брошу пить, но я не могу сделать это сам. Призываю всех прекратить угощать меня... Мне нужна постоянная помощь и поддержка, чтобы у меня был шанс спасти свою жизнь. Вместо того чтобы покупать мне выпивку, людям лучше ободрить меня добрыми словами. Мне не нужен алкоголь, мне нужна любовь".
АДРИАНУ
Лет семь назад бразильский кудесник мяча Адриану играл в стартовом составе сборной. Феерил в итальянском "Интере", и казалось, что все ему по плечу. После смерти отца его словно подменили. Он стал пить. Устраивать шумные вечеринки и безумные оргии. Черно-синие указали ему на дверь. Возвращение на родину ненадолго пошло ему на пользу. И Адриану снова стал собой. Даже похудел немного... Однако стоило ему вновь оказаться на Апеннинах – на этот раз в "Роме" – как на его карьере был окончательно поставлен жирный-прежирный крест: "Я не алкоголик. Мне было плохо, я даже хотел бросить футбол. Я хотел вернуться в Бразилию и быть рядом со своими сыновьями. Они мне помогли справиться с депрессией. Если бы я был алкоголиком, я бы не сидел сейчас здесь".
ДЖОРДЖ БЕСТ
Образ легенды североирландского футбола Джордж Бест неотделим от духа своей эпохи. На дворе стояли развязные 60-е годы 20-го века. Бест – лучший на Туманном Альбионе. Кругом развязные нравы и новые соблазны. На улицах заправляют хиппи. Активно распространяются наркотики. Балом правит свободный секс и, конечно, алкоголь. Много алкоголя. Бест скончался в возрасте 59 лет. Скончался от последствий алкоголизма в виде "многочисленных отказов функционирования внутренних органов, вызванных почечной инфекцией". Болельщики главного клуба его жизни "МЮ" запомнили его скандилистом. Бунтарем. И чертовки одаренным парнем. О своей жизни Бест говорил с присущей только ему легкостью: "Я потратил огромное количество денег на выпивку, девочек и быстрые машины. Остальные деньги я просто растранжирил".
ВИННИ ДЖОНС
Когда биологические часы Винни Джонса начали отбивать пятый десяток, бывший футболист английских "Уимблдона", "Челси" и "Лидса" решил задушить в себе "зеленого змея": Я не пью совершенно сейчас. Я посмотрел в зеркало, когда мне исполнилось 40 и сказал: "Вот и конец. Пора остановиться и разобраться со своими демонами. Теперь все прекрасно, я наслаждаюсь жизнью...". Теперь его имя гораздо чаще можно встретить в титрах крупного голливудского блокбастера, нежели в колонке скандальной хроники. Тем и живет.
ТОНИ АДАМС
Двенадцать лет назад капитан лондонского "Арсенала" Тони Адамс призвал футбольную общественность начать неравный бой. Нет, не с расизмом. Не с договорными матчами. И не с симуляциями на поле. Сам в прошлом алкоголик и дебошир, в 1996 сделавший публичное признание о своей болезни, решил оградить молодое поколение от пагубного пристрастия к бутылке: "В данный момент употребление алкоголя для многих футболистов стало уже привычкой. Да и не только футболистов. Ситуация напоминает шестидесятые годы, когда около 70 процентов взрослых курили. Теперь около 30 процентов взрослых не могут представить своей жизни без алкоголя. Нужно ввести антиалкогольную рекламу".
АРТЕМ МИЛЕВСКИЙ
Чтобы понять, как развивалась карьера экс-нападающего киевского "Динамо" Артема Милевского последние года два-три, достаточно набрать в любом поисковике его имя и фамилию. Увы, их слишком часто можно встретить в скандальной хронике. Пьяные дебоши. Аресты и прочее. Сейчас Артем открыл новый этап своей карьеры, перебравшись в турецкий "Газиантепспор". И попрощался со ставшим родным "Динамо" и его главным тренером Олегом Блохиным: "Клуб я себе нашел, и не важно, как произносится его название. Самое главное, что я люблю футбол! Независимо от того, где я буду играть, я хочу доказать самому себе, я хочу заниматься своим любимым делом! Не буду скрывать, не хотелось так уходить из любимого клуба. Я никогда не думал, что это будет так. Но не все зависело только от меня. Но это жизнь! Тем более, нынешний тренер, который кроме того, что пьет кофе и курит сигареты на лавочке, больше ничего не делает для команды. Этому доказательство нынешнее "Динамо".
СИСИНЬЮ
Экс-защитнику "Реала" и "Ромы" Сисинью в один прекрасный день надоело отвечать на вопросы о том, куда делась его былая форма и с чем связан спад в его игре. Недолго думая, бразилец сказал в сердцах горькую правду: "Мне нравилось ходить по клубам, я пил и не мог остановиться".
АДРИАН МУТУ
За злоупотребление алкоголем Муту отчисляли из сборной Румынии: "Да, в тот день я выпил, но чувствовал себя нормально. Жаль, что так получилось. Я сам виноват. Но я не теряю надежды на возвращение в сборную". За пристрастие к кокаину не сложилась его карьера в "Челси". Да и добавились дисквалификации. А еще каких-то полгода назад нападающий "Аяччо" выбрал своеобразный курс восстановления от очередной болячки. Он был заснят на камеру в одном из румынских ресторанов в нетрезвом виде.
ГЕРД МЮЛЛЕР
Один из выдающихся германских футболистов Герд Мюллер, ставший в составе сборной ФРГ чемпионом мира и Европы, неоднократно выигрывавший в составе мюнхенской "Баварии" немецкое первенство, в 90-е годы признался, что после окончания спортивной карьеры стал алкоголиком, затем упорно боролся с этим злом и в итоге победил его: "Однажды один из моих друзей сказал, что мне надо принимать меры против алкоголя. Он привел меня к Ули Хеннесу. После этого мои друзья из мюнхенской команды взяли надо мной опеку. Это – профессор Фритц Шерер, Франц Беккенбауэр и Ули Хеннесс. Сначала я прошел курс лечения в одной больнице, затем меня перевели в специальную клинику в Гармиш-Партенкирхене. Курс проходил по полной программе. То семинар, то лекция, то беседы с терапевтом. Я не смотрел телевизор, не читал газет. Я решил всем доказать, что смогу победить болезнь".
ГАРРИНЧА
Слава и непосильная ноша всеобщего любимца сломала жизнь одному из самых одаренных и нестандартных бразильских футболистов, да и просто хорошему парню – Гарринче. Будучи игроком "Ботафого" он позволял себе выпить стаканчик-другой, а уже после того как повесил бутсы на гвоздь – запил по-крупному. Иногда он пытался остановиться. Боролся с алкоголем, но в конце концов умер от болезни печени в неполные 50 лет. Гарринча не был публичным человеком и за него говорили другие. Поэтому немного отступим от нашего правила и процитируем его не менее великого соотечественника: "Без Гарринчи я бы никогда не стал трёхкратным чемпионом мира".