Футбольное кладбище: а что в Европе?

Telegram Дзен

ЕСТЬ ТЕМА
Кладбище российского футбола

 

"СЭ" провел исследование на предмет гибели футбольных клубов в Европе.

УКРАИНА

МЕСТА ПОД СОЛНЦЕМ НЕ НАШЛОСЬ "КРИВБАССУ" И "АРСЕНАЛУ"

Тревожная тенденция исчезновения клубов с футбольной карты страны возникла спустя несколько лет после распада Советского Союза. Одним из первых канул в Лету, не выдержав финансовых испытаний, шепетовский "Темп" – участник первого самостийного чемпионата, в котором выступали бывшие игроки сборной СССР и будущие звезды национальной команды Украины. В последующие годы своеобразную эстафетную палочку у провинциального клуба перехватили другие представители элиты. Большинство из них сошло на "нет" постепенно, сначала понизившись в классе, а потом либо трансформировавшись в другой проект, либо вовсе прекратив существование.

Казалось, что с постепенным ростом уровня украинского футбола "смерти" прекратятся. Однако все те же финансы сыграли злую шутку с опустившимися в низшие лиги тернопольской "Нивой", кировоградской "Звездой", киевской "Оболонью". Недолгим оказалось пребывание в классе сильнейших амбициозных "Львова" и "Харькова". Если первый еще как-то пытался удержаться на плаву после расставания с элитой, то второй прямиком отправился на кладбище истории.

Настоящим же шоком стало исчезновение в прошлом году сразу двух клубов премьер-лиги. За тур до окончания сезона-2012/13 вынужден был сняться с чемпионата один из старожилов криворожский "Кривбасс". Главной проблемой клуба стало прекращение финансирования одним из влиятельных украинских бизнесменов.

По той же причине не смог выжить и киевский "Арсенал". Взявшийся было помочь клубу предприниматель Александр Онищенко так и не дождался необходимых документов от прежнего владельца Вадима Рабиновича, после чего прекратил финансирование.

Вячеслав КУЛЬЧИЦКИЙ

ГЕРМАНИЯ

22 ГОДА БЕЗ "ТРУПОВ"

Известный журналист Kicker Роберт Хохензее вспомнил и рассказал собственному корреспонденту "СЭ" в Германии только о двух немецких профессиональных клубах, которых постигла катастрофа:

– Прежде всего на ум приходят две команды из Берлина, игравшие в свое время и в бундеслиге. Первой крах потерпела "Тасмания 1900". В высшем дивизионе она продержалась лишь сезон-1965/66, потом выступала во втором эшелоне – тогда он назывался региональной лигой Берлина, но захотела снова пробиться в элиту. В итоге были куплены чересчур дорогие футболисты, а денег, чтобы свести концы с концами, не нашлось. В июле 1973-го клуб был упразднен. Неофициальным его наследником считается клуб "Тасмания Берлин", выступающий нынче в шестом дивизионе.

"Блау-Вайсс 90" мелькнул в бундеслиге в сезоне-1986/1987. Затем играл во втором эшелоне, где потерпел в 1992 году финансовое фиаско и был распущен. Сейчас есть клуб "Блау-Вайсс Берлин". Он не является правовым преемником обанкротившейся команды, но, так сказать, продолжает ее спортивные традиции.

Ефим ШАИНСКИЙ

АНГЛИЯ

ПОГИБНУТЬ ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНО

– Многие клубы в Англии за последние 10 лет столкнулись с серьезными финансовыми трудностями, – утверждает комментатор ESPN Джон Брэдли. – Но редко, невероятно редко команды прямо-таки переставали существовать. В Британии это почти невозможно. Когда долги клуба становятся слишком велики, а владелец больше не в силах его финансировать, то срочно ищется новый покупатель. Или кризисная команда минимизирует затраты, но сохранится на плаву. Естественно, часто при этом теряется былая мощь, приходится скатываться в одну из низших лиг. Самая знаменитая подобная история у "Лидса". Но клуб-то существует!

Но если уж вспоминать именно исчезновения команд… Тогда придется говорить о расформировании в 1992-м "Алдершота" из 4-го дивизиона, но это всегда был небольшой, местечковый клуб. Легкости, с которой умирают команды в России, в Англии я себе представить попросту не могу.

Антон МАТВЕЕВ

ИСПАНИЯ

ДЕСЯТЬ БАНКРОТОВ И ДВОЕ СПАСЕННЫХ

Самой знаменитой из десятка почивших за последние пять лет команд была "Саламанка" – клуб с 90-летней историей, проведший 12 сезонов в элитном дивизионе, расформирован из-за долгов 18 июня 2013 года. В числе потерявших профессиональный статус также "Талавера" (Талавера-де-ла-Рейна), "Универсидад" (Лас-Пальмас) и "Бенидорм".

Прошлый сезон чуть не стал последним в истории двух именитых клубов – "Альбасете" и "Овьедо". Оба спаслись, выставив свои акции на продажу. Покупателем контрольного пакета "Альбасете" стал воспитанник клуба, полузащитник "Барселоны" Андрес Иньеста, который теперь вынужден вкладывать в команду свои деньги и всячески призывать сограждан тоже становиться инвесторами клуба.

Кампания по спасению "Овьедо" получилась более масштабной. Сигнал SOS ретранслировали полузащитник "Челси" Хуан Мата, хавбек "Арсенала" Санти Касорла, нападающий "Суонси" Мичу и форвард "Атлетико" Адриан. И необходимые два миллиона удалось собрать всего за две недели! Акции приобрели около 25 тысяч любителей футбола со всего мира, среди которых оказалось более 300 россиян. А затем такую же сумму в клуб вложил мексиканский бизнесмен Карлос Слим, уже четвертый год подряд возглавляющий список самых богатых людей планеты.

Александр ВИШНЕВСКИЙ

ФРАНЦИЯ

ПРИШЛОСЬ ЗАКРЫТЬ ДАЖЕ ШКОЛУ ЗИДАНА И ВИЕЙРА

– Для начала уточним, что профессиональным статусом во Франции обладают клубы двух лиг, а также некоторые команды третьего дивизиона (National), – рассказывает Ксавье Барре, комментатор Eurosport и обозреватель L’Equipe Magazine. – Тем, кто опустился на этот уровень, разрешается сохранять его в течение двух сезонов. Таким образом, набирается еще максимум шесть команд, которым предоставляется право наряду с представителями L-1 и L-2 участвовать в Кубке французской лиги. Сейчас в National три профессиональных клуба: "Газелек Аяччо", "Булонь-сюр-Мер" и "Амьен".

Вылетевший в 2012 году из L-2 "Метц" вернулся в эту лигу, а прошлогодние аутсайдеры "Седан" и "Ле Ман", у которого непонятным образом накопился долг в 14,4 миллиона евро, были объявлены банкротами. Их изгнали соответственно в 5-й (CFA-2) и 6-й (Division d’Honneur) эшелоны. А ведь по итогам сезона-2000/01 "Седан" был 5-м и завоевал путевку в Кубок УЕФА. "Ле Ман" же до вылета в 2010 году из класса сильнейших провел в нем пять сезонов. В 2011-м в городе открыли современный 25-тысячный стадион "ММАрена", построенный, впрочем, на средства муниципалитета, на нем сборная Франции сыграла товарищеский матч с Эстонией. И вот такой пассаж!

В 2011 году профессиональными клубами перестали быть "Гренобль" и "Страсбур". "Гренобль" быстро поднялся после того, как его приобрела японская Index Corporation, и столь же стремительно опустился, когда у компании возникли финансовые проблемы. Второй сезон в высшей лиге команда с треском провалила, почти весь состав летом 2010 года разбежался, и клуб сразу проследовал в третий дивизион. Тут у него обнаружился крупный дефицит бюджета, и его изгнали в пятый эшелон. Сейчас он в четвертом.

Падение весьма титулованного "Страсбура" получило особенно громкий резонанс. Ведь это чемпион Франции 1979 года, трижды обладатель Кубка страны, дважды – Кубка лиги. За него, кстати, прекрасно играл в середине 90-х Саша Мостовой. Но в ХХI веке клуб принялся бродить между первым и вторым дивизионами, а в 2008-м вылетел и больше не вернулся. Покатился в National, там в 2011-м у него обнаружились долги. Административным решением "Страсбур" отправили в пятый дивизион, но за два сезона вернулся обратно.

В том же 2011 году по тем же финансовым причинам из третьего дивизиона в четвертый проследовал "Канн", который пока там и остается. Этот клуб сползал постепенно. В 1998 году покинул L-1, в 2001-м – спустился еще на ступеньку, в 2004-м утратил профессиональный статус (по спортивным показателям. – Прим. А.П.), в 2006-м – закрыл центр подготовки молодежи, воспитавший Зидана и Виейра.

ВЫБЫВШИМ ПОНАЧАЛУ ПОМОГАЮТ ТЕЛЕВИЗИОННЫМИ ДЕНЬГАМИ

Считается, что во Франции свирепствует Национальная дирекция по контролю за управлением, независимая инстанция, призванная следить за финансовой состоятельностью клубов. Она вправе, если дебет не сходится с кредитом, частично или полностью запрещать приобретение новых игроков и переводить клубы в турниры рангом ниже. Идея Мишеля Платини о введении финансового fair play действительно почерпнута из французской системы. Однако власть Национальной дирекции не стоит преувеличивать. Она руководствуется документами, которые ей предоставляют сами клубы, и не вправе проводить финансовые расследования. Это не полицейский орган. Жесткие меры обычно принимают после того, как клубы объявляются банкротами в судебном порядке.

В принципе во Франции создана схема, помогающая клубам возвращаться на прежний уровень. Когда клуб вылетает из L-1, ему разрешается сократить на 20 процентов зарплаты по контрактам (при переходе в третий дивизион – на 15 процентов). Это, понятно, ведет к потере части игроков, но на сэкономленные средства можно набрать других. Тем более что клубу в течение двух сезонов идут телевизионные отчисления в размере 5 миллионов евро. Потому на первых порах бюджеты составляют порядка 15 миллионов, что очень прилично для L-2. Но тем, кто не воспользовался льготным периодом, приходится туго.

Александр ПРОСВЕТОВ