Освальдо Ардилес: "Может ли "Тоттенхэм" выбить "Реал"? Конечно!"

Telegram Дзен

Бывший игрок "Тоттенхэма" и сборной Аргентины Освальдо Ардилес поделился мнением о предстоящем противостоянии "шпор" с мадридским "Реалом" в 1/4 финала Лиги чемпионов.

Чемпион мира-1978 аргентинец Освальдо Ардилес вместе с соотечественником Рикардо Вильей первым проложил дорогу в английский чемпионат для легионеров, заключив контракт с "Тоттенхэмом". А в разгар военного конфликта между Англией и Аргентиной болельщики "шпор" были готовы обменять Ардилеса на Мальвинские острова. О славном прошлом и будущем противостоянии своей команды с "Реалом" Ардилес рассуждает в интервью газете El Pais.

- Можно сказать, вы с Вильей стали первопроходцами.

- Англия в то время была настоящим островом, в том числе в культурном смысле. Профсоюз игроков был против приезда легионеров, споры об этом кипели даже в парламенте. Чарльз Хьюз, представлявший тренеров в Английской футбольной ассоциации, однажды и вовсе заявил, что бразильцы не умеют играть в футбол. В "Тоттенхэме" все товарищи по команде приняли нас очень хорошо. Но английский футбол был динозавром, застрявшим в доисторических временах. Мяч пересекал центр поля только по воздуху, и весь первый год мы наблюдали, как он летает у нас над головами. С тех пор многое поменялось: у нас все сложилось удачно, и в чемпионат стали приезжать иностранцы. Сегодня в некоторых командах и англичан-то почти нет.

- Вы завоевали с "Тоттенхэмом" два Кубка Англии и Кубок УЕФА, и сейчас вы один из почетных представителей клуба.

- Мне приятно занимать эту высокую должность. В те славные времена в начале восьмидесятых нам удалось собрать отличную команду, которая показывала очень красивый футбол. А молодой Гленн Ходдл очень подружился со мной и с Рикардо.

- Как вы пережили войну за Мальвинские острова, будучи игроком английского клуба?

- Новость об объявлении войны застала меня в сборной во время подготовки к чемпионату мира 1982 года. Мне казалось, что мир рухнул. Моя родина воюет со страной, которая успела стать для меня своей, ведь я провел четыре года в "Тоттенхэме". В Аргентине некоторые считали меня предателем, а в Англии – шпионом. Это была бессмысленная и ужасная война.

- Фанаты "Тоттенхэма" поддержали вас безоговорочно. Они даже вывесили баннер: "Аргентина, забирай Фолкленды, оставь нам Ардилеса".

- Болельщики соперников меня освистывали. В матче против "Лестер Сити" каждый раз, когда я касался мяча, они кричали: "Англия, Англия!" А сектора "Тоттенхэма" отвечали им: "Аргентина!"

- Военный конфликт повлиял на выступление Аргентины на мировом первенстве в Испании?

- Нет. Мы проиграли, потому что играли плохо. Но обстановка была напряженная. Как-то утром, когда мы находились в тренировочном лагере в Аликанте, я уговорил Марадону совершить небольшую проделку: взять машину и съездить в церковь рядом с городком Вильяхойоса. Когда сотрудники службы безопасности обнаружили, что нас нет, забили тревогу. Тогда ходили слухи, что британские спецслужбы могут предпринять что-то против аргентинской сборной. И вот мы с лучшим игроком мира прибываем  в церковь на мессу и видим кучу детей, которые пришли получить первое причастие. Ажиотаж был страшный. Священник нас посадил в первом ряду, и мы без остановки раздавали автографы. И вдруг видим: заходят какие-то люди в темных костюмах и очках и облегченно вздыхают – наконец-то нас нашли.

- Марадона говорил, что вы дружили со всеми.

- Может быть, потому, что на поле я искал союзника в любом игроке. Мне нравилось читать и анализировать игру. Диего принял участие в товарищеском матче в мою честь на "Уайт Харт Лэйн" в футболке "Тоттенхэма" против "Интера" и не взял за это ни пенни. Это большая честь.

- В какой футбол играет "Тоттенхэм" сейчас?

- Трудно описать. Это смесь разных стилей. Харри Реднапп полностью открыт для новых идей, и при этом он очень прагматичный тренер. Он не навязывает искусственно ни одну модель и не ограничивает себя рамками одной линии. Иногда он пытается  имитировать игру "Барселоны" в короткий пас, а иногда обращается к классическому английскому стилю с длинными передачами. Особенно хорошо все получается, когда действия команды координирует Модрич. Он очень умный игрок и отлично понимает, что происходит на поле. Модрич всегда занимает хорошую позицию, у него очень трудно отобрать мяч. После перехвата пас почти всегда следует на него.

- Модрич – лучший игрок "Тоттенхэма"?

- Он ведет игру. Но если вы зададите этот вопрос в Англии, вам скажут, что лучший – Гарет Бэйл. Очень быстрый латераль-левша с отличным ударом, легко обыгрывает соперников, делает прекрасные передачи с фланга. Потрясающий футболист.

- Кого еще из игроков "Тоттенхэма" вы отметите?

- Ван дер Варта. По сути, он настоящий форвард-голеадор, но маскируется под полузащитника. Голландец не так часто принимает участие в атаках, но рядом со штрафной всегда действует очень быстро. Также выделю "летучего бразильца" Сандру. Ему было трудно адаптироваться, и я его очень защищал - просил, чтобы ему дали время. Он привнес нужный баланс в игру команды.

- "Тоттенхэм" может выбить "Реал" из Лиги чемпионов?

- Конечно, может. Наше преимущество в том, что ответный матч состоится на "Уайт Харт Лэйн". Самыми важными будут первые тридцать минут на "Бернабеу". Если мы не дрогнем, это может сыграть решающую роль. Игроки "Тоттенхэма" должны насмерть биться в центре поля, потому что оттуда "Реал" начинает все свои атаки.

- Что скажете о Жозе Моуринью?

- Он тренировал великие команды. Моуринью пришел в "Реал" в трудное время, мадридский клуб сейчас находится в тени "Барселоны" - возможно, лучшей команды в истории. Португалец способен на многое и проводит фантастический сезон, как и Пеллегрини в прошлом году, но противостоять этой "Барсе" очень тяжело. Я недавно пересекался с Моуринью на вручении премии в Лондоне. Он абсолютно адекватный человек, а его громкие высказывания – просто часть спектакля. Вероятно, они рассчитаны на то, чтобы вызвать реакцию соперников. Моуринью отлично умеет использовать прессу. Иногда это может раздражать, но Жозе действительно уникальная фигура.

- Скоро вам предстоит новая встреча с Вальдано.

- Он исключительная личность. Умнейший человек и великий игрок. Его травма в первом матче на чемпионате мира 1982 года - одна из главных причин, почему у нас все сложилось неудачно. И Кемпес был уже не тот, что в 1978 году. У нас много общего с Вальдано, мы оба разделяем футбольную философию Менотти. Да, результат превыше всего. Но то, как ты его достиг, – тоже очень, очень важно.

Подготовила Татьяна ПОНОМАРЕНКО