Карл-Хайнц Румменигге: "Друг Гинер рассказывал о проблемах российских клубов"

Telegram Дзен

"Бавария" открыта для болельщиков, которые вправе посещать тренировки команды. "Бавария" открыта для журналистов, и руководство клуба пригласило в Мюнхен группу представителей европейских СМИ, чтобы мы все увидели своими глазами. Первым делом мы увидели пять баварских голов в очередном матче Лиги чемпионов. А плюс к этому убедились в лингвистических способностях полиглота Хосепа Гвардьолы, поговорили с лучшим игроком Европы Франком Рибери (интервью с обоими были вчера опубликованы в "СЭ") и, наконец, пообщались со знаменитым в прошлом немецким игроком, а ныне исполнительным директором "Баварии" и главой Ассоциации европейских клубов Карлом-Хайнцем Румменигге.

Александр БОБРОВ
из Мюнхена

– Столько выиграно, столько одержано побед. Где "Бавария" черпает новые силы и мотивацию?

– Это не так просто объяснить. После 2010-го мы нацелились на победу в Лиге чемпионов. Верили, что можем создать сильную команду и найти подходящего тренера, который был бы успешен не только во внутренних соревнованиях, но и в международных. Но скажу честно: наши успехи в прошлом сезоне меня удивили. Я такого не ждал.

Помните обидное поражение от "Челси" в финале Лиги чемпионов-2011/12, который мы должны были выигрывать? Любой тогда мог опустить руки, ведь все происходило у нас дома – на "Алльянц Арене". Но произошло обратное: игроки поверили в себя. В то, что мы можем на равных играть и конкурировать с ведущими клубами – тем же "Челси", "Барселоной", "Реалом", "Манчестер Юнайтед".

В прошлом сезоне "Бавария" впервые в истории завоевала сразу три трофея. Обычно после таких успехов команда выступает хуже. Но мы предприняли определенные меры – и, главное, пригласили Пепа Гвардьолу. У него установились прекрасные отношения с игроками, он разработал четкий план работы, и я верю, что нам удастся избежать неудач.

Итог таков. У нас очень хорошие команда и тренер. Клуб здоров в финансовом плане. Но нам нельзя задирать носы и заявлять, что мы лучшие в Европе.

– Интересно было бы узнать, как вы отнеслись к уходу Юппа Хайнкеса – не как босс "Баварии", а как человек?

– Когда-нибудь и мне придется уйти, и я хотел бы отправиться на пенсию так, как это сделал Юпп. Тренер, выигравший все, что можно. Его провожал весь город. Кстати, он знал о наших переговорах с Гвардьолой. Пару недель назад мы говорили с Юппом по телефону. Он сказал, что каждый из нас принял верное решение: он поступил правильно, что поставил точку в карьере, а мы не ошиблись с Пепом.

ГВАРДЬОЛА НРАВИТСЯ ЛЮДЯМ

– Именно вы пригласили Гвардьолу в "Баварию". Как все это происходило и что изменилось с его приходом?

– Впервые мы встретились в Барселоне – если не ошибаюсь, в июле 2012-го. Мне сообщили, что Пеп хотел бы поговорить о возможном сотрудничестве. Я удивился, ведь его звали большие клубы. Но, видимо, он почувствовал, что "Бавария" именно та команда и тот клуб, где он должен продолжить карьеру.

Что изменилось с его появлением? Скажу так: Пеп нравится людям, он приехал в Мюнхен с четким планом действий, несколько изменил тактику. Кстати, поначалу мне казалось, что немецкие журналисты скептически отнеслись к его тактическим новшествам. Но в итоге он сумел всех переубедить. К примеру, Лам стал опорным полузащитником. Сколько негатива вылилось со страниц газет в первые дни! А потом критики замолчали, потому что Филипп действует выше всяких похвал.

Гвардьола привносит в команду новые идеи, он меняет ее как в тактическом, так и психологическом плане. И это работает!

– А как вы сами отнеслись к тому, что Лам стал играть в средней линии?

– Поначалу все были порядком удивлены. Но я верю в Гвардьолу, в то, что он компетентен. Доверяю ему. А возвращаясь к Ламу, отмечу: Пеп настаивает, чтобы игроки не ограничивались только одной ролью на поле. Это важно.

– Вы говорите с Гвардьолой о тактике?

– Да, говорю. (Румменигге произнес эту фразу с таким выражением лица, что все засмеялись.) Но отдаю себе отчет в том, что последнее слово не за мной. Мы часто говорим с Пепом, мне хочется знать больше о его идеях. Я не первый день в футболе, но всегда стараюсь учиться, узнавать что-то новое. Общаюсь и с игроками – нужно знать их мнение. Так вот им нравится тренер и его требования.

– А Швайнштайгер, которому из-за Лама пришлось поменять позицию? Он тоже доволен?

– Мне кажется, это не единственное новшество в текущем сезоне. Нас ждут и другие сюрпризы.

ПОСТАРАЕМСЯ ВНОВЬ ЗАВОЕВАТЬ КУБОК ЧЕМПИОНОВ

– В Лиге чемпионов Германию представляют четыре команды. Каковы шансы на то, что клубы вашей страны в обозримом будущем станут доминировать в Европе?

– У нас хорошая лига, команды намного сильнее, чем раньше. Бундеслига идет правильным путем. Клубы финансово здоровы благодаря системе лицензирования, установленной много лет назад.

В 2000 году наша сборная неудачно выступила на чемпионате Европы. После провала мы вместе с федерацией постарались найти выход из кризиса. И решили сделать все, чтобы работа юношеских департаментов клубов стала более эффективной. Каждого обязали вкладывать деньги, немалые деньги – от 5 до 10 миллионов евро – в подготовку резервов. Результат той работы сегодня виден всем. В "Баварии" играют Швайнштайгер, Лам, Кроос, Мюллер, Бадштубер… Мы делаем все, чтобы команда оставалась немецкой или скорее баварской.

– Кто, по-вашему, составит конкуренцию "Баварии" в борьбе за победу в Лиге чемпионов? Кто может преподнести сюрприз?

– Слишком рано об этом говорить – сейчас только середина группового турнира. Настоящая Лига чемпионов начнется позднее, когда начнутся игры на вылет, когда ты можешь потерять из-за травм ведущих футболистов или из-за невезения проиграть решающий матч. Между некоторыми командами разница не так уж велика – прежде всего это ряд английских клубов. По-прежнему силен испанский дуэт. Мне кажется, становится сильнее "ПСЖ". У итальянцев неплохо выглядит "Наполи".

Нам известно, что еще никогда в истории победителю Лиги чемпионов не удавалось отстоять свой титул. Постараемся, чтобы это все-таки произошло. Хотя мы и не ставим жесткую задачу вновь завоевать три трофея.

НУЖНО ОСТАНОВИТЬ РОСТ РАСХОДОВ

– Как вы относитесь к введению финансового фэйр-плей?

– Это очень полезный инструмент. Все мы много тратим на трансферы и зарплаты. Как результат, в зоне риска оказались 60 – 63 процента европейских клубов. Я с самого начала поддерживал фэйр-плей. Нужно остановить рост расходов. Знаю, что есть те, кому будет сложно выполнять требования, но начинать все равно нужно.

– Часть российских клубов заявила, что выполнить требования УЕФА в нынешних условиях невозможно, поэтому необходимо создать совместную российско-украинскую лигу. Затрагивали ли вы эту тему в разговоре с Евгением Гинером? Каково ваше мнение?

– Евгений – мой коллега и друг. Он действительно говорил мне, что некоторым клубам из вашей страны придется трудно. Но, повторю, все равно нужно начинать. Сейчас все мы тратим чересчур много. А дальше посмотрим, как это пойдет, – что будет работать, а что нет. Возможно, УЕФА затем сможет чем-то помочь лигам и клубам. Никто не собирается делать что-либо во вред футболу.

– Но вы как глава Ассоциации европейских клубов поддерживаете идею создания объединенного чемпионата?

– У нас создана рабочая группа из представителей УЕФА и клубов. Эти специалисты изучают проблемы и пути их решения. Вот все, что я могу пока сказать.

– "Манчестер Сити", "Челси", "ПСЖ", "Монако" тоже не смогут соблюдать новые правила.

– Их установил УЕФА, и они одинаковы для всех. УЕФА придется непросто. Возможно, в какой-то момент он должен будет наказать один из больших клубов.

– А как вы относитесь к появлению все новых частных владельцев? Вот, например, "Интер" покупает индонезиец.

– Мы в "Баварии" дорожим нашей независимостью. Но ничего плохого не скажу и о тех, у кого иная форма собственности, – о клубах, где есть деньги из России, Индонезии, арабских или каких-то еще стран. Просто у нас другой подход. "Бавария" рефинансируется с помощью доходов, которые мы получаем от продажи билетов, мерчандайзинга, а также за счет спонсорских вливаний. У нас дорогая команда, но денег хватает. 16-й сезон подряд мы получаем прибыль. И доходы постоянно растут.

– Правило "50+1" (50 процентов плюс одна акция клуба должны принадлежать его членам. – Прим. А.Б.) стоит распространить на всю Европу или же оно применимо только в Германии?

– Это характерная особенность нашего футбола. Правило ввели по просьбе Германского футбольного союза. Члены клуба должны быть его акционерами. При этом мы отдаем себе отчет, что любой клуб может через суд отменить это правило. Но пока все довольны и не оспаривают нынешнюю схему. Немецким клубам нужны деньги, но наши болельщики против системы, существующей в Англии или Франции, когда команды оказываются в руках одного или нескольких владельцев.

ПРЕЗИДЕНТ "ГАЛАТАСАРАЯ" СКАЗАЛ НЕПРАВДУ

– Устраивает ли вас нынешний формат Лиги чемпионов? Возможно ли создание какого-либо нового турнира?

– Мы очень довольны. Всем этот формат нравится – клубам, болельщикам. Я знаю, пару недель назад президент "Галатасарая" сказал, что ведущие клубы собираются организовать какой-то иной турнир. Но это неправда. Никаких переговоров на этот счет никто не вел. У нас есть соглашение с УЕФА о сотрудничестве до 2018 года, и мы держим слово. Верю, что это сотрудничество продолжится и впредь.

– Клубы зачастую недовольны отлучками их футболистов в сборные. Особенно когда игроки получают в национальных командах травмы.

– Да, к сожалению, иногда они травмируются. У нас так произошло с Шачири. Он не сможет играть еще 7 – 8 недель. Но нужно помнить: национальной сборной всегда отдается приоритет. В любой стране. Команда номер один не "Бавария" и не "Боруссия", а сборная Германии. Или Швейцарии, если продолжить разговор о Шачири. Кстати, что касается травм, то ситуация по сравнению с прошлыми годами стала лучше. Благодаря требованиям ФИФА, игроков сейчас страхуют. Вновь о Шачири: через 28 дней после травмы страховая компания взяла на себя выплату его зарплаты.

С ЦСКА СЫГРАЕМ ТАМ, ГДЕ РЕШИТ УЕФА

– Всех нас потрясла атмосфера на "Алльянц Арене" во время игры с "Викторией".

– Основа любого клуба – болельщики. Мы должны делать все, чтобы они были довольны. Каждый клуб – социально ответственная структура. Это касается и цен на билеты. В Англии, Италии, Испании цены порой раза в три выше, чем в Германии.

– На развитии европейского футбола сильно сказываются коррупция и договорные матчи. Богатые богатеют, бедные беднеют и, бывает, идут на сговор с организаторами тотализаторов в Азии. Согласны ли вы с тем, что это – серьезная угроза будущему?

– Прежде всего, прошу вас не использовать слово "богатые". Доходы растут, но с ними не растет богатство. Из списка десяти самых богатых клубов Европы восемь таковыми совсем не являются. А с договорными матчами нужно бороться всеми возможными способами. Иначе они уничтожат футбол. Не только как бизнес, но и как вид спорта.

– "Баварии" играть с ЦСКА едва ли не зимой. А вы, наверное, знаете, что у вашего соперника проблемы со стадионом. Поле там неважного качества. Что думаете на этот счет?

– Признаюсь, что видел матч ЦСКА с "Манчестер Сити" и обратил внимание на качество поля. Что тут сказать? Россия готовится к чемпионату мира. Ей нужно строить и реконструировать стадионы. И мы должны это учитывать. Мой добрый друг Евгений наверняка расстроился из-за поражения. А что касается нашего будущего матча, то будем играть там, где решит УЕФА. Скажут играть там же, подчинимся этому решению.

– Какие матчи самые памятные для вас как футболиста?

– Их два. Первый – финал Кубка чемпионов 1976 года. Тогда мы обыграли "Сент-Этьен" в Глазго. Признаюсь, нам очень-очень повезло. "Сент-Этьен" играл лучше, но мы забили гол. Тот матч дал старт моей карьере.

Другой матч – полуфинал чемпионата мира-1982 с Францией. Мы проигрывали 1:3, я забил, потом мы сравняли счет и победили в серии пенальти. Пожалуй, этот гол стал для меня самым важным в карьере.

Но теперь все в прошлом. Не будем его ворошить. А то сейчас пойдет разговор, какие мы, бывает, ведем, когда встречаются ветераны. Мол, тогда и трава была зеленее, и мы играли лучше.