ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. 4-й отборочный раунд "Турнира 15".
Первый матч. "СПОРТИНГ" – ЦСКА – 2:1
У СВОИХ ВОРОТ
Очередной матч в Европе обернулся для ЦСКА двумя пропущенными мячами. Если на старте чемпионата России оборона армейцев действует с минимальным количеством сбоев (в пяти турах пропущен лишь один мяч, и тот с пенальти), то в Лиге чемпионов подопечные Леонида Слуцкого в третий раз подряд пропускают дуплетом, причем неизменно – с игры. Очевидно, что недостатки, умело ретушируемые в национальном первенстве, дают о себе знать на международной арене, где скорости выше, а давление соперников серьезнее.
Матч в Лиссабоне проходил с заметным преимуществом хозяев. Представление об этом дают цифры, характеризующие объем и содержание тактико-технических действий (ТТД). Всего за игру хозяева, по данным компании InStat, совершили 1147 ТТД (из них удачных – 76 процентов), тогда как гости – 827 (из них удачных – 69 процентов). Еще более красноречивой выглядит разбивка ТТД по зонам. Для португальского клуба она составляет 137 ТТД у своих ворот и 140 у чужих, для российского – 240 у своих и лишь 45 у чужих.
Действия "Спортинга" у своих и чужих ворот распределились, таким образом, в равных долях (по 12 процентов), в то время как доля действий ЦСКА у своих ворот составила 29 процентов, а у чужих – лишь 5. Центр поля на протяжении большей части матча оставался под контролем команды Жорже Жезуша, о чем свидетельствует ее превосходство как по количеству (870 против 542 армейских), так и по качеству (76 процентов удачных против 65 процентов у ЦСКА) ТТД в этой зоне. Весьма высокий процент удачных ТТД армейцев у чужих ворот (89 процентов по данным InStat) объясняется как их сравнительно невеликой долей в общем объеме, так и характером атакующей активности гостей: уступив территорию, они осуществляли свои наступательные акции чаще всего в разреженном пространстве.
"СПОРТИНГ" ДОМИНИРОВАЛ
При этом реальных сложностей вратарю соперника "Спортинг" создал больше, а его футболисты значительно чаще оказывались в позициях, пригодных для того, чтобы угрожать воротам. На стороне португальцев – двукратное превосходство как по общему количеству ударов (15 против 8), так и по ударам, нанесенным из пределов штрафной площади (11 против 6). Большинство этих попыток предпринимались не в расчете на авось, а были подготовленными. В заслугу голкиперу ЦСКА Игорю Акинфееву нужно поставить ряд непростых сэйвов: чего стоил только эпизод на исходе первого тайма, когда в течение пары секунд он дважды преградил мячу путь в ворота, среагировав и на первый опасный удар головой Слимани, и на добивание Гутьерреса.
Распоряжаясь инициативой, "Спортинг" контролировал и мяч. Итоговые цифры (64 процента владения у португальцев) впечатляют сами по себе – при этом нужно помнить, что на отдельных отрезках матча превосходство хозяев в этом компоненте выглядело и вовсе подавляющим (73 процента к 25-й минуте). "Спортинг" явно сделал ставку на быстрый гол – и она сработала: счет был открыт уже на 12-й минуте. Забив, подопечные Жезуша не сбавили в активности, продолжая нагнетать давление.
Лишь к середине первого тайма, когда "Спортинг" по понятным (прежде всего физиологическим) причинам взял некоторую паузу, у ЦСКА появилась возможность несколько выровнять игру. На этом отрезке матча армейцы провели несколько многоходовых позиционных атак, в которых было задействовано по 5-6 футболистов. Однако стратегическую инициативу гости не перехватили.
Игра в доминирование, очевидно, и не входила в их планы: несколькими днями ранее, в дерби против "Спартака", команда Слуцкого продемонстрировала умение быть гибкой и при необходимости подстраиваться под обстоятельства, не позволяя ситуации в целом выйти из-под контроля. Однако, в отличие от той встречи, в Лиссабоне армейцам пришлось столкнуться с более мощным и целенаправленным давлением по всему фронту. А квалифицированные действия Адриэна Силвы и Жоау Мариу гарантировали "Спортингу" наличие плацдарма в центре поля.
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ – МУСА И ТОШИЧ
Основной зоной наступательной активности португальцев предсказуемо стал правый фланг, через который они провели 45 процентов всех своих атак. Очень активен при подключениях вперед был крайний защитник Жоау Перейра, принесший массу хлопот располагавшемуся в левой зоне обороны ЦСКА Кириллу Набабкину. Тот нередко оказывался к центру штрафной площади ближе, чем это диктовалось ситуацией, что позволяло Перейре выполнять нацеленные передачи.
Если бы не высокие самоотдача и продуктивность Ахмеда Мусы, располагавшегося у армейцев в атаке в полузащите слева, проблем от Жоау Перейры могло быть еще больше. Однако своими регулярными рывками с мячом на чужую половину поля Муса до некоторой степени сковывал активность 21-го номера "Спортинга".
В первые 20 - 25 минут матча весьма проблемной была для ЦСКА и зона между правым центральным (Василий Березуцкий) и правым фланговым (Мариу Фернандес) защитниками. Атакующие хавбеки "Спортинга" постоянно находились в движении по фронту, менялись позициями и своими перемещениями умело растягивали оборону гостей. Логичным следствием происходившего стал первый мяч, забитый в ворота армейцев: дело не только в том, что он состоялся, но и в том, каким образом это произошло.
Мариу Фернандес в принципе провел отнюдь не лучший матч, недорабатывая на своей половине поля и предъявив крайне мало аргументов на чужой – а ведь умелые действия впереди традиционно являются его главным козырем: недаром бразилец выступает в своем роде одним из системообразующих элементов армейской атаки. В Лиссабоне же львиную долю наступательной активности справа у ЦСКА обеспечивал Тошич, державшийся бровки куда акцентированнее, нежели это случается обычно. Первый тайм серб провел на высоком уровне и был, наряду с Мусой, в числе самых полезных игроков у гостей.
Однако отсутствие привычной действенной поддержки не могло не сказаться, и во второй половине встречи Тошич был уже отнюдь не столь деятелен и заметен. Из его реально обостряющих действий в этот период можно вспомнить разве что сравнительно опасный, хотя и неточный, удар в дальний угол, увенчавший затяжную (и в этом смысле нехарактерную для ЦСКА в отчетном матче) атаку. Она состояла из двух тактов, объединенных успешным прессингом в районе правого угла штрафной площади соперника. Увы, подобных эпизодов за весь матч наш вице-чемпион предъявил совсем немного.
В целом, как уже было сказано выше, армейцы сделали ставку (отчасти добровольную, во многом же вынужденную) на контратаки и атаки с ходу. В общем объеме наступательных акций, организованных с игры, быстрые атаки у ЦСКА составили 46 процентов (37 из 80). Еще 6 атак были организованы нашей командой в результате розыгрыша стандартных положений. У "Спортинга", по данным InStat, за матч прошло 93 позиционные и 15 быстрых атак, и еще 17 "выросли" из стандартных положений.
Естественно, по "валу" атак хозяева превзошли гостей: 125 против 86.
НИЧЕГО НЕ ПОТЕРЯНО
На перерыв ЦСКА уходил при вполне устраивавшем его счете (1:1). Хозяевам же логика двухматчевого противостояния диктовала усиление активности. Так и произошло: игровое и в особенности территориальное преимущество "Спортинга", заметное на протяжении большей части первой 45-минутки, во втором тайме оформилось еще рельефнее. Это иллюстрирует, в частности, соотношение атак: 72 у португальцев против 41 у армейцев. Кроме того, во втором тайме ЦСКА вынужден был фолить в три раза чаще, чем соперник.
К чести армейцев, они более чем достойно смотрелись в борьбе: в заключительные полчаса, когда "Спортинг", собрав силы в кулак и освежив игру заменами, усилил натиск, процент выигранных подопечными Слуцкого единоборств колебался в районе 57-59. А процент удачных ТТД на этом отрезке у ЦСКА не опускался ниже среднего по матчу.
Массу сил и энергии отдал в интересах команды Вернблум, в частности оказавшийся исключительно полезным в верховой борьбе (при этом далеко не все размены в верховых единоборствах в собственной штрафной были для ЦСКА оптимальными – это привело к нескольким опасным эпизодам вверху с участием Слимани). К слову, именно швед решительными действиями и грамотной оценкой ситуации положил начало результативной атаке ЦСКА, снабдив мячом Романа Еременко.
Напарником скандинава в центре поля на сей раз выступал не привычный Натхо, а Дзагоев, который традиционно воспринимается игроком атакующего склада – и является таковым по своей изначальной сути. Однако неважная форма Натхо на старте сезона, а также последствия повреждения, полученного израильтянином еще в игре против "Амкара", заставили Леонида Слуцкого прибегнуть к резервному варианту. Никакой авантюры в этом не было: именно нынешний наставник помог в свое время Алану раскрыть новые возможности. А второй тайм игры со "Спартаком", когда Дзагоев после ухода с поля Натхо переместился глубже и, по сути, исполнял те же функции, что и в Лиссабоне, предоставил хавбеку необходимую практику подобного рода и возможность "освежить" имеющиеся навыки.
В целом, как уже отмечалось выше, центр поля в отчетном матче остался за "Спортингом" – однако игру Дзагоева и Вернблума следует, опираясь не визуальные впечатления и цифры, признать вполне достойной и полезной для команды.
Продуктивность коллективных действий в атаке – вот тот резерв, который предстоит использовать ЦСКА для решения стратегической задачи по выходу в групповой турнир Лиги чемпионов. Здесь можно рассчитывать и на повышение интенсивности командного движения, и на более равномерное распределение наступательной активности (усилия Мариу Фернандеса справа позволят Тошичу действовать в более привычной и эффективной манере), и на отработанное взаимодействие с партнерами Еременко (в активе армейского плеймейкера – голевой пас). И, разумеется, на Думбья. В Лиссабоне ивуариец лишь эпизодами напоминал себя прежнего – он медленно и тяжело входил в игру, не реализовал 11-метровый – однако даже этого хватило на то, чтобы забить столь нужный, жизненно необходимый для ЦСКА мяч.
Гол на выезде при минимальном проигрыше способен стать той самой соломинкой, ухватившись за которую наш вице-чемпион сумеет в итоге добраться до стратегического успеха по сумме двух матчей.