В противостоянии с «Интером» (0:1) «Арсенал» продемонстрировал как свои сильнейшие, так и слабейшие стороны. С одной стороны, гости начисто лишили соперника воздуха — простора для фантазии и знаменитых комбинаций Индзаги, которыми тот так часто удивляет Европу. С другой — «Арсенал» в очередной раз задохнулся в этой тошнотворности сам и не смог выдавить из себя ответный гол.
Чуть ранее, 27 октября, лондонцы сыграли дома вничью с «Ливерпулем» (2:2), и после матча Микель Артета столкнулся с серьезной критикой. В первом тайме у хозяев все получалось: «Ливерпуль» реализовал свой единственный шанс в результате углового, а «Арсенал» поджимал соперника на всех участках поля и заслуженно повел в счете. Однако во втором тайме Артета вернулся к излюбленной им «автобусной» тактике и в итоге позволил Арне Слоту увезти из Лондона одно очко — важное достижение в чемпионской гонке.
Безусловно, сказались дисквалификации и травмы. Но Артету обвиняют в трусости далеко не в первый раз — здесь можно вспомнить прошлый сезон, когда до заветного титула Микелю не хватило трех очков. По окончании кампании, которая закончилась очередным триумфом «Манчестер Сити», болельщики тут же вспомнили новогодний матч «Арсенала» с «Фулхэмом». Тогда «канониры» начали встречу с активного прессинга и быстро открыли счет, но, сделав это, не стали добивать соперника, а принялись медитативно перекатывать мяч. Итог — поражение 1:2, болезненное и нелепое, ведь все ключи к победе лежали в руках Артеты.
Чего боится Микель
Ипохондрическая мнительность баска — его главный недостаток; Артета слишком боится проиграть, поэтому не может выиграть. Свой страх главный тренер естественным образом передает футболистам: если вы всмотритесь в матчи «Арсенала», то заметите достаточно моментов, когда игроки вместо обострения выбирают надежное, но унылое продолжение атаки. Отдать назад, попридержать, сохранить. Футбол имени Гобсека.
Хуже всего «Арсеналу» приходится, когда он уступает в счете. Забив первым, Артета попадает в комфортную среду: можно закрыться в панцирь и жалить чужаков время от времени — свободных зон становится больше, Саке, Эдегору и Мартинелли дышится куда свободнее. Но когда первым забивает соперник, особенно такой кряжистый, как «Ньюкасл» или «Интер», — пиши пропало. Начиная с сезона-2020/21 «Арсенал» в среднем набирает лишь 0,75 очка в матчах, где он уступал в счете. Это катастрофически низкий результат, учитывая, что «Манчестер Сити» из проигрышных позиций набирает в среднем 1,39 очка, «Ливерпуль» — 1,28.
Встреча с «Ньюкаслом» на прошедших выходных в очередной раз выпукло явила эту уязвимость «Арсенала». Забив первыми, «сороки» фактически выиграли матч — гости в ответ не предложили ни одного динамичного хода, ни одной свежей идеи, чтобы всерьез напугать Ника Поупа. То же самое — с «Интером». Тонна стандартов, преимущество по владению мячом, но счет на табло.
На этом фоне все больше вопросов вызывает летняя трансферная кампания «канониров». Главной покупкой Артеты (42 миллиона фунтов) стал Риккардо Калафьори — пусть и приученный бегать в атаку, но все же защитник. Другой летний рекрут — чемпион Европы Микель Мерино — лишь добавил баланса полузащите. А единственным форвардом, которого подписал «Арсенал», оказался списанный с ярмарки Рахим Стерлинг. Последний в отведенные ему минуты запомнился лишь пятой точкой, оттопыренной, как у американских рэперш, после посещения пластического хирурга.
Прибавим к этому продажу Эмиля Смит-Роу — одного из немногих игроков, который мог в «Арсенале» тащить мяч сквозь густонаселенную оборону, — и получим странную картину: Артета вновь хотел усилить защиту, вместо того чтобы добавить огонька в атаке.
Оскверненные заветы
Как побеждать в матчах, если не рисковать? И как забивать, если лишний раз не атакуешь? Философствуя над этими вопросами, Артета сделал ставку на две вещи. Первая — стандарты Николя Жовера, о его магии мы рассказывали в отдельном материале.
Вторая — грязные приемчики, которым баск и Жовер научили игроков, будь то невинные затяжки времени Давидом Райей или Бен Уайт, щипающий чужого вратаря перед угловым. Дошло до того, что в конце сентября ряд клубов АПЛ направили жалобу в PGMOL (орган, ответственный за судейство в премьер-лиге) по поводу неоднократного использования «Арсеналом» «темных искусств». Во времена Венгера лондонцы ассоциировались у фанатов с полетом фантазии и кружевными комбинациями, теперь — с чем-то из темных практик Волдеморта.
«У меня главная претензия, что он учит команду грязным приемам, — пишет один из русскоязычных болельщиков, обсуждая минусы Микеля. — И Каррагер именно в этом был прав, сравнив его с Моуринью. Команда начала частенько играть грязно. Никогда раньше за нами такого не замечал. Можно, конечно, сказать, что победителей не судят. Но я лично не хотел бы, чтобы моя команда играла так».
Это напоминает агонию депрессии: «Арсенал» так давно не выигрывал АПЛ и так отчаянно хочет победить, он так зол на соперников и на окружающий мир, что готов пойти буквально на все. Впав в отчаяние, Артета осквернил заветы интеллигентного дядюшки Арсена — не стал бороться со злом, а примкнул к нему. И если даже это не приведет «Арсенал» к долгожданному титулу — в историю баск войдет лишь как странная пародия на Моуринью.