Евгений ЗЫРЯНКИН
КАК ИРАК
По нынешней формуле, при которой с третьего места можно попасть в 1/8 финала, Euro проводится впервые, но когда-то давно ее трижды применяли на чемпионатах мира. И ни разу за все это время ни одна команда не лишалась шансов на продолжение борьбы загодя, после 2-го тура. Нужно, конечно, сразу отметить, что раньше при равенстве очков в расчет, прежде всего, брали разность мячей, тогда как теперь важнее всего результат личной встречи. И именно он не позволит украинцам опередить Северную Ирландию, чем бы ни закончились последние матчи в группе С.
Будь и сейчас в фаворе разность, крупная победа над поляками оставляла нашим соседям лазейку, пусть и узенькую, в плей-офф. Однако если применить современный регламент задним числом к делам давно минувших дней, выясняется, что досрочных неудачников тоже набралось бы совсем чуть-чуть: Ирак с Канадой в 1986-м да сборная СССР в 1990-м. И вот теперь, уже официально, без задних чисел, первой за всю историю – Украина. Давайте разбираться, что помешало желто-синим выступить достойнее.
СЫТЫЕ И ДОВОЛЬНЫЕ
Первопричины здесь нет. Все крупные напасти и мелкие пакости собрались в клубок противоречий, который и спутал ход быстроногой украинской сборной. Одна из видимых проблем – недостаточная конкуренция в чемпионате страны, где выступают почти все ее игроки. Но она сколь расхожая, столь же и поверхностная. Венграм, например, многолетнее убожество национального первенства, тоже основного поставщика кадров в сборную, не помешало одолеть австрийцев. Само собой, дефицит матчей с максимальной выкладкой и предельной самоотдачей отразился на способностях украинцев прибавить в нужный момент, взвинтить темп, переломить игру, проявить характер. Но ведь силы и мораль покинули даже тех, кому не требуются дополнительные стимулы, чтобы вспахивать газоны, – Шевчука, Федецкого, вышедших на замену Гармаша и Зозулю.
С украинской сборной, замечу, не впервой происходит нечто подобное. Года два назад беседовали мы со Славой Шевчуком, вспоминали среди прочего два поражения от французов – на домашнем Euro и в стыках к ЧМ-2014, и обнаружили, что водится за украинцами такая черта – самоуспокоенность после успеха. В первом случае слабой игре предшествовала яркая волевая победа над Швецией, за которую футболистов вся страна три дня носила на руках – и в следующей встрече на поле вышла благодушная, избалованная лестью и почти уверенная в своем счастливом будущем, сытая команда. Франция тогда делала с ней, что хотела.
История повторилась осенью 2013-го: впечатляющий выигрыш дома в два мяча и при полном превосходстве – потоки славословий – переоценка собственных возможностей – провал в ответном поединке. Не исключаю, что и сейчас было что-то такое: за поражение от Германии украинцев почти не ругали, они почувствовали себя "на уровне", разметили себе в головах дальнейший путь на Euro, а на Северную Ирландию не обратили никакого внимания. Вот и получили. А получив, не смогли собраться.
ДАВНЯЯ ВРАЖДА
Отдельная беда в том, что не хватило, а точнее, не нашлось лидерских качеств у двух главных звезд Украины – Ярмоленко и Коноплянки, не смогли они повести за собой партнеров, завести личным примером. Для Ярмоленко этот турнир был определяющим: оставаться ему до старости первым парнем на киевском "Олимпийском" или все-таки выйти на новый уровень, перейти в какой-нибудь европейский топ-клуб. Судя по всему, оставаться и не перейти: осенью Андрею исполнится 27, а его готовность выступать на международном уровне не затвердили ни Лига чемпионов, ни два чемпионата Европы.
Коноплянка же, скорее всего, после идей Рамоса в "Днепре" и Эмери в "Севилье" не нашел себя в старомодном футболе Фоменко, а год за пределами родины лишил его былой неуступчивости. Воинственный украинец превратился в трудягу-европейца, который старательно делает свое дело, сопит и молчит. Так, во всяком случае, показалось со стороны.
Незаметна была в украинской сборной и командная сплоченность. Да и откуда взяться единству, если противостояние киевского "Динамо" и "Шахтера" близко к открытой вражде, а в майской игре между ними вообще дошло до мордобоя. В примирение верилось с трудом, пусть и утверждали обе стороны в том, что топор войны зарыт. Осадочек-то остался, группировки отнюдь не рассосались, и было очень сомнительно, что в трудную минуту Степаненко и Ярмоленко пойдут на штурм плечом к плечу. Они и не пошли. Они даже не договорились о штурме.
ПО ШАБЛОНУ
Про старомодный футбол Фоменко упомянуто не ради красного словца. Михаил Иванович всегда был уважаемым и толковым специалистом, когда-то подавал большие надежды – иначе не проработал бы несколько лет в штабе Валерия Лобановского. Но все тренеры мира, хоть чего-нибудь добивавшиеся в карьере, признаются, не кривя душой, что в современном футболе два года простоя губительны для любого из их когорты, каким бы умницей он ни был. Отсутствие практики влияет на тренерские качества точно так же, как на мозг – перекрытый доступ кислорода. У Фоменко же таких перерывов было аж два: между Запорожьем и Симферополем в середине "нулевых" и после Крыма в конце того десятилетия. Причем после "Таврии" он трудился всего лишь в Белгороде. А затем… возглавил сборную. Причем в пикантной ситуации: ему было поручено подыскать наставника, а он решил, что лучше, чем он сам, никого не сыскать.
Не удивительно, что играла сборная Украины очень шаблонно, строго по методикам, не отступая ни на шаг от установок и ущемленная пассатижами тактических схем. Бывали удачи – как в Черногории или против французов, когда строгая дисциплина, помноженная на одухотворенность и выдающуюся физическую форму лидеров команды, давала впечатляющий результат. Но едва Украина натыкалась на столь же безупречное построение, как сразу давала сбой. Северная Ирландия стала образцовым примером всей игровой деятельности украинцев в последнем двухлетнем цикле: в нужный момент они не смогли ни перестроиться, ни проявить индивидуальное мастерство, у них не нашлось "тренера на поле", способного скорректировать действия партнеров по ситуации – они просто продолжали возить тачку по накатанным рельсам. Далеко по ним, естественно, не уедешь. Только в сторону дома.
Второй подряд чемпионат Европы украинцы встречали с мечтой. Четыре года назад сладостные грезы была связаны с домашними стенами и могучей поддержкой публики, на глазах которых украинцы, еще с Шевченко, Ворониным, Тимощуком, Шовковским страстно желали произвести фурор. На этот раз Украина ехала на Euro под слоганом "Мечта рождает победителей". Но и тогда, и сейчас мечта оказалась не то, что несбыточной – нет, все было возможно, и Украина вполне могла пойти далеко, разреши она хотя бы часть своих проблем, не привези весь этот воз с собой во Францию, – она оказалась напрасной. По разным причинам, но с одинаковым итогом.