EUR0-2016. Группа B.
СВОЯ КОЛОНКА
Каждые два года, когда страну по поводу нескольких футбольных результатов накрывают ипохондрия, праведный гнев и истерическое веселье, я вспоминаю дачу моей мамы. На ее шести сотках в Карелии неурожаи случаются даже чаще, чем провалы сборной России на крупных турнирах. И всякий раз она стоически объясняет их объективными причинами – то июльскими заморозками, то химическими дождями после запуска ракет в Плесецке, то расплодившимися кротами. И никогда я не слышал, чтобы она винила в своих неудачах кривые фитофторные клубни картошки или яблоки. Потому как что уродилось, то уродилось – и на том спасибо.
Истерики вокруг футбольной сборной России – это уже не национальная забава. Это уже Голгофа какая-то. Беспощадная и бессмысленная. Если моей маме хочется больших и красивых яблок, она ищет их в магазине, где продаются фрукты, выращенные более умелыми садовниками в более благоприятном климате. Если нам кровь из носу нужны футбольные победы, надо просто на корню скупить сборную Ганы и наслаждаться ее игрой за наши нефтедоллары. Если же важны не только сами победы, но еще и процесс, то этот процесс нужно как минимум организовать – пропалывать грядки, поливать клумбы, таскать навоз и быть готовыми к тому, что урожая все равно не будет. Потому что зарядит химический дождь или потому что некие ленивцы предпочтут дубайские пляжи битве за честь державы.
Обезопасить себя от невроза и несварения по поводу игры сборной можно только в одном случае – если нам станет важен не великий триумф красной машины, а игра как таковая. Когда нам станут интересны не зарплаты и частные самолеты футболистов, не договорняки в национальном чемпионате, а просто сам футбол. Пусть это будет даже не чемпионат Европы, а первенство города Мухосранска или дыр-дыр во дворе. Спорт в любом его проявлении должен доставлять удовольствие (пусть это и удовольствие мазохиста), а не разжигать мигрень в головах целой страны. А поводы можно найти всегда – пусть это будет не коллективный оргазм, а просто связанные с футболом маленькие человеческие радости.
Когда-то в детстве я гонял мяч в сорокаградусный мороз в валенках по пояс в снегу. И потом, счастливый, лежал месяц с воспалением легких. Однажды во время игры на замерзшем озере мне заехали железными шипами. И всякий раз, рассматривая эти восемь отметин на своей ноге, я гордо улыбаюсь. А в октябре 2007-го мой телефон задымился в физическом смысле, когда на него одновременно пришли 108 поздравлений – с победой сборной России над Англией и с рождением моего сына. Так получилось, что это произошло почти одновременно. Так что футбол в целом и национальная команда по этому виду спорта в частности для меня всегда будут ассоциироваться с приятными воспоминаниями, сколько бы раз представители нашей страны ни проиграли Уэльсу со счетом 0:3 или 0:8.
И еще у меня есть ответ для тех людей, кто считает, что футбол на одной восьмой части суши умер, либо находится при смерти. Когда мы с моим повзрослевшим сыном выходим на зарядку на искусственное футбольное поле во дворе, то всякий раз обнаруживаем в пластиковом газоне новую дыру. Буквально за год площадка истерта играющими буквально в ноль. Конечно, одна из причин в том, что строители поля освоили здесь столько, сколько им позволила совесть. Но я лично свидетельствую: пинать мяч на площадке начинают сразу после восхода и продолжают даже при свете луны (на искусственное освещение корта совести строителям уже не хватило).
Воплотится ли фанатичная любовь к футболу мальчишек из нашего двора и еще тысяч других дворов во что-нибудь на уровне сборной? Не факт. Это как ждать хорошего урожая на дачном участке в условиях Крайнего Севера – всерьез рассчитывать на него нельзя, можно только верить. Вот морозоустойчивые исландцы, над рыбацкими ухватками которых мы когда-то потешались, своих всходов дождались – их команда на Euro выступила успешнее нашей. Возможно, и на нашей улице будет праздник – в следующий раз мы скатаем в первом раунде ЧЕ не одну ничью, а две. Но надо ли париться по этому поводу? В конце концов, по опыту большинства отечественных дачников – удовольствие от общения с природой и ковыряния в земле гораздо выше, чем реальная выгода от самопального огородничества.