Ситуация
Сегодня никто не в состоянии спрогнозировать конец пандемии коронавируса и паники (эти слова можно поменять местами). Одни говорят про две-три недели, другие — про два-три, а то и четыре-пять месяцев.
Потому невозможно даже предположить, когда команды большинства лиг смогут приступить к тренировкам и подготовке к возобновлению сезона. Если он вообще возобновится.
Чемпионаты
В различных странах прошли или идут обсуждения, что делать с местными чемпионатами и первенствами. Если обобщить, получится четыре группы мнений:
— полностью остановить и объявить несостоявшимися (без чемпиона и вылетевших в низший дивизион);
— полностью остановить, но объявить состоявшимися (исходя из сегодняшних таблиц или таблиц после первого круга);
— провести плей-офф за различные места (первое, зону еврокубков и вылет);
— дождаться окончания пандемии и любой ценой завершить турниры (даже в июле или августе).
Хватает сторонников первого и второго предложений. Но преобладает, пожалуй, последнее.
Завершить сезон
Нужно определить победителей Лиги чемпионов и Лиги Европы, чемпионов стран, обладателей Кубков, участников новых розыгрышей еврокубков, соблюсти спортивные принципы перехода команд из одних дивизионов в другие.
Кроме того, у клубов, лиг и федераций есть обязательства перед спонсорами и телевещателями. Сегодня они не соблюдаются. Как и что будет дальше, никто не знает. В Москве коронавирус уже признали обстоятельством непреодолимой силы. Для этого 14 марта внесено соответствующее дополнение в указ мэра Сергея Собянина. В сложившейся ситуации эта мера упростит разрешение споров, связанных с неисполнением обязательств.
Признают ли пандемию форс-мажором на всей территории Европы или частично в некоторых странах (и в каких)? Не знаю. В любом случае у юристов и финансистов в ближайшие месяцы будет немало работы.
Но, в том числе, и для выполнения обязательств клубы и УЕФА, видимо, будут стараться довести все клубные турниры (включая еврокубки) до конца. Пусть для этого потребуются июнь, июль и, возможно, август.
Финансы
Не проведя определенное число игр, и клубы, и УЕФА рискуют потерять сотни миллионов евро из-за невыполнения контрактных условий — им необходимо сыграть то число матчей, которое определено договорами с телевещателями. По данным британских СМИ, сегодня только клубы английской премьер-лиги могут остаться без примерно 700-800 миллионов евро.
Огромен и другой вид потерь: от отсутствия доходов от каждого проведенного матча. Так называемый match day приносил клубам ведущих лиг десятки и сотни миллионов евро.
Например, этот вид доходов в сезоне-2018/19 составил четверть всех доходов лондонского «Арсенала». У «Реала», «Барселоны» и «Лиона» данный показатель — 19%, «ПСЖ» и «Тоттенхэма» — 18%, «Манчестер Юнайтед» и «Шальке» — 17%, «Атлетико», «Боруссии» и «Ливерпуля» — 16%, «Челси» — 15%.
За сезон-2018/19 «МЮ» за счет match day получил 123 миллиона (!) евро, «Арсенал» — 106 миллионов, «Ливерпуль» — 93 миллиона, «Тоттенхэм» — 90 миллионов, «Челси» — 75 миллионов.
Гораздо меньшие потери (в числовом, но не процентном отношении) несут клубы чемпионшипа и других английских лиг. Но там всерьез заговорили о том, что из-за коронавируса встал вопрос об их существовании. Ведь доходы прекратились (матчей-то нет), а расходы продолжаются — зарплату платить нужно.
Во Франции говорят, что потери каждого от трех месяцев простоя могут составить 500 тысяч евро и более. И там, и в серии В, и в других лигах тоже бьют тревогу. Клубам неоткуда взять деньги, а выполнять обязательства перед футболистами, тренерами и сотрудниками необходимо.
Россия
Как ни парадоксально, в этой ситуации в куда более выгодной ситуации те российские клубы, что существуют главным образом за счет бюджета и вложений государственных корпораций. Наши в меньшей степени зависят от поступлений от проведения матчей (доходов от продажи билетов, атрибутики и т.п.). Иные вообще не зависят. Ни сегодня, ни завтра их не будет так сильно волновать, пройдет ли матч со зрителями или без. «Тамбов» дома вообще не играет — и ничего, живет как-то.
Контракты
Скоро наступит срок, когда начнут заканчиваться контракты у футболистов и тренеров. Этой проблемой тоже придется озаботиться, если внутренние чемпионаты «уйдут» в июль, август или сентябрь. А также утвердить новые сроки трансферных окон.
Завершаются соглашения у тех тренеров сборных, кто договорился о работе до конца чемпионата Европы (условно до 15 июля 2020 года). Что делать Роберто Мартинесу, который планировал работать с одним из фаворитов Евро как раз до середины лета?
Перенос Евро
Мартинесу нужно продлить договор с Королевским футбольным союзом Бельгии? Не спорю. Но на какой срок?
На год, скажете вы. Да, действительно вовсю ходят разговоры о переносе чемпионата Европы на лето 2021 года. Это заявляется уже как факт. Но разве такой перенос реален?
Лето 2021 года должно начаться так:
— 2-6 июня, финальный турнир Лиги наций УЕФА;
— 4-8 июня, отборочные матчи чемпионата мира-2022;
— 17 июня — 17 июля, клубный чемпионат мира.
Таким образом, чтобы Евро-2020 стал Евро-2021, нужно отменить две первых группы игр и договориться с ФИФА об отмене или переносе (но куда?) КЧМ. Допустим, сам с собой УЕФА проблемы решит и найдет выход. Но как Александеру Чеферину договориться с Джанни Инфантино, который уже почувствовал запах огромных денег от нового турнира?
Да, и если УЕФА договорится с самим собой и ФИФА, все равно ничего не выйдет. Потому что не получится завершить чемпионаты стран к середине мая 2021-го. Такой вариант весьма вероятен (см.выше), если не удастся начать лиги-2020/21 как обычно — в июле и августе этого года.
Выходит, что места в календаре для Евро-2020 или Евро-2021 вообще нет?
«Весна-осень»
Подождите. Один англичанин (как вы угадали, он болельщик «Ливерпуля», который не может не стать чемпионом) предложил выход. Не без изъянов и недостатков, но интересный.
Он предлагает:
1. Никуда не торопиться и дождаться, пока пандемия полностью не прекратится.
2. Возобновить чемпионаты и еврокубки в августе или сентябре. Пусть так.
3. Завершить их в ноябре-декабре.
4. Чемпионат Европы провести примерно в те же сроки, что Кубок Африки (его вернули в зиму) — в январе и феврале 2021 года.
5. Провести сезон-2021 по схеме «весна-осень» (уже слышу бурные аплодисменты клубов российской ПФЛ!) — с марта по ноябрь.
6. Сделать перерыв на один-два месяца и начать сезон-2022.
7. Завершить его в октябре 2022-го и, как и планируется, провести чемпионат мира в Катаре в ноябре и декабре.
8. А дальше смотреть, как вернуться к системе «осень-весна» и возвращаться ли.
УЕФА
Вариантов решений несколько. Вопросов очень много. Последствий еще больше.
Теперь слово за УЕФА, федерациями, лигами, ассоциациями клубов и лиг. Все они в режиме видеоконференции во вторник устроят мозговой штурм и, надеюсь, найдут путь в светлое будущее.