Юрий Жирков: "В субботу мы докажем, что умеем играть в футбол"

Telegram Дзен

     Максим КВЯТКОВСКИЙ, Борис ЛЕВИН из Леоганга

     Именно он был лучшим в сборной России в стартовом матче на Euro. Игру нашего 18-го номера отметил главный тренер испанцев Луис Арагонес и несколько его подопечных, а также многие авторитетные специалисты. Юрий Жирков - одна из главных надежд россиян в оставшихся матчах. И, разумеется, побеседовать в преддверии важнейшей встречи с греками корреспонденты "СЭ" решили именно с ним.

     После 1:4 от Испании сборная не то чтобы совсем закрылась, но общается с прессой без особой охоты. В среду, например, после тренировки почти все футболисты вышли к автобусу через черный ход, избежав таким образом смешанной зоны, где их поджидали журналисты. У отеля, где живет команда, как обычно, дежурили охранники.

     Но интервью состоялось - Жирков, что делает ему честь, пришел в назначенное время в назначенное место и откровенно ответил на наши вопросы. Беседа затянулась, и в 22.55 нам пришлось напомнить футболисту, что через пять минут отбой и он должен быть в своем номере.

     УСНУЛ ТОЛЬКО ПОД УТРО

     - Как бы вы охарактеризовали свои чувства сразу после матча Испания - Россия?

     - Было очень обидно уступить с таким крупным счетом. По содержанию игры мы могли добиться куда лучшего исхода - может быть, даже положительного для себя. Моментов, во всяком случае, имели немало, но не доводили их до ума, а в своей штрафной допускали элементарные ошибки. В итоге - кошмарный результат при не самой плохой игре.

     - Уснуть долго не могли?

     - Полночи ворочался. Вспоминал, думал, анализировал... Уснул только под утро.

     - Как долго в общении футболистов нашей сборной между собой тема поражения от Испании оставалась главной?

     - Пожалуй, до тренировки в среду. Мы обсудили случившееся на командном собрании, потом еще некоторое время, конечно, возвращались к теме. Но уже на тренировке она ушла в тень. А сейчас, кажется, все об этом поражении уже забыли. Или как минимум постарались забыть. На повестке дня - подготовка к игре с греками. О ней все и думают.

     - Что помогло переключиться?

     - Во-первых, работа. А во-вторых, хорошая атмосфера в команде. Поверьте, это не пустые слова. Тренеры и персонал поддерживают футболистов, ветераны не дают раскиснуть молодым.

     - Но игру с Испанией вы наверняка успели проанализировать, чтобы не наступать на те же грабли?

     - Естественно.

     ИГРА В ЗАЩИТЕ НЕ ДОВЕДЕНА ДО АВТОМАТИЗМА

     - Гус Хиддинк признался одному из нас: то, что испанцы не стали идти вперед, предпочитая играть на контратаках, стало для него неожиданностью. А для вас?

     - Тоже. До матча предполагали, что испанцы пойдут вперед, а контратаками будем отвечать мы, но получилось все наоборот - мяч чаще находился у нас, а резкие выпады противника таили в себе массу угроз. Двадцать минут мы в общем-то контролировали ход матча, но потом привезли, как всегда, дурацкий гол в свои ворота, и все сломалось - в том числе и тактический рисунок игры.

     - Что явилось причиной такого слома - может, отсутствие опыта?

     - Думаю, причина в не отлаженной до конца защите. Мы не успели еще довести взаимодействия до автоматизма. Матч с Испанией фактически стал первым серьезным испытанием для новой линии обороны. Товарищеские игры с Казахстаном и даже с Сербией, согласитесь, больше, чем репетицией, назвать нельзя.

     - С армейцами было бы проще взаимодействовать?

     - В ЦСКА совсем другая система игры, для которой в сборной нет нужных исполнителей - я имею в виду двух опорных полузащитников ярко выраженного оборонительного плана.

     - Что было в раздевалке после матча? Как вообще переживается такое фиаско: почти месяц напряженнейшей подготовки, и на тебе - 1:4?

     - Пока еще никакого фиаско не случилось и итоги подготовки подводить рано. Да, поражение оказалось болезненным, но все мы считаем, что лучше проиграть испанцам, самой сильной команде в нашей группе, чтобы выявить слабые места и попытаться исправить ситуацию, нежели вымучить очко, а потом получить неожиданную пробоину от тех же греков.

     - То есть этот болезненный удар, как ни странно, может принести пользу?

     - Надеюсь, именно так и будет. Главное, мы понимаем: все зависит только от нас самих.

     ВРЕМЕНА ПОИСКОВ ВИНОВНЫХ УШЛИ

     - Обычная история для российских сборных прошлых лет - поиски виновных после первого же поражения. У вас что-либо подобное происходит?

     - Думаю, те времена ушли в прошлое. Мы сейчас - единый коллектив, который вместе стойко переносит неудачи и вместе будет праздновать победы, которые, надеюсь, еще придут. Мы, конечно, разобрали свои ошибки, посмотрев видеозапись матча на командном собрании, но то был деловой анализ, а не обмен упреками.

     - Что сказал на этом собрании Хиддинк?

     - Что все моменты у своих ворот мы организовали себе сами.

     - Каких-то упаднических настроений после просмотра игры не появилось?

     - Нет. Есть определенная злость на себя и желание доказать, что мы умеем играть в футбол, а все то, что случилось в игре с испанцами, является случайностью, а не системой. Тем более что фрагментами мы показывали неплохую игру. Если сможем сыграть весь матч без провалов, то и греки, и шведы нам по зубам - они все-таки ниже классом испанцев.

     - Вывод о столь высоком классе испанцев вы сделали по итогам своей игры?

     - Мы и до нее знали, насколько они сильны.

     - Но если знали, то, может быть, стоило тоже окопаться сзади, не обращая внимание на отданную противником территорию?

     - Если не идти вперед, то моментов не создашь. А испанцы свой гол всегда забьют.

     - Кто из них понравился вам больше всего?

     - Да все понравились.

     - И даже Серхио Рамос, которого, как отмечают испанские газеты, вы нередко переигрывали на своем фланге?

     - Серхио Рамос - ведущий игрок мадридского "Реала". По-моему, это исчерпывающая характеристика.

     КАК ПОБЕЖДАТЬ ГРЕКОВ

     - Следующий наш соперник греки - действующий чемпион Европы. А значит, тоже команда высокого класса.

     - Лучше вспомнить, что российская сборная почти всегда выступала против них удачно. Помню, в одном из отборочных циклов обыграла их на выезде с крупным счетом. Конечно, греки - непростой соперник, но это не испанцы. Тем более что отступать нам некуда и мы должны доказать, что приехали сюда не зря.

     - Смотрели матч греков со шведами?

     - Нет, в тот момент мы возвращались в Леоганг. Повторов на австрийском телевидении много, но попасть именно на этот матч пока не удается.

     - А на предыдущем чемпионате Европы за греками следили?

     - Пристально - нет. Скорее запомнился сам факт их неожиданного триумфа. Команда Отто Рехагеля показала: чемпионат Европы может выиграть сборная, скажем так, из второго эшелона, играющая строго от обороны.

     - Какие мысли вертятся в голове перед субботним матчем?

     - Мысль одна - надо выигрывать.

     - Что необходимо сделать для этого?

     - Прежде всего - не допускать таких ошибок, как в игре с испанцами. Для чего быть предельно сконцентрированными и внимательными.

     - Это вы о том, как не пропустить. Но ведь надо еще и забить.

     - Даже в игре с Испанией у нас было три-четыре отличных момента. Против греков, уверен, создадим как минимум не меньше.

     - Чего же не хватило, чтобы эти моменты преобразовать в голы?

     - Скорее всего - хладнокровия.

     - То есть волнение присутствовало всю игру?

     - Нет, волнение уходит сразу после стартового свистка, когда полностью включаешься в игру. Хладнокровие в решающие моменты - это немного другое. Здесь, наверное, помогает опыт матчей на таком уровне.

     ОСТАЕМСЯ ОПТИМИСТАМИ

     - Что можете сказать о своих ощущениях после первого серьезного матча в роли левого защитника?

     - Могу сказать, что все время хотелось бежать вперед.

     - Но вы достаточно регулярно это и делали. Сил при столь тяжелых погодных условиях хватило на 90 минут?

     - В целом все было нормально. Немного задохнулся после первого резкого рывка, но потом пришел в норму. Скажу вам, что игра только в обороне отнимает куда больше сил, так как требует предельной концентрации и проходит на худшем психологическом фоне - атаковать-то всегда приятнее.

     - То есть игра впереди для вас все-таки привлекательнее?

     - А я никогда этого и не скрывал. Но если команде нужно, буду играть в обороне.

     - Футболисту, которого хвалят даже соперники, легче переносить поражение своей команды?

     - Да пусть бы меня все ругали, лишь бы счет на табло был в нашу пользу!

     - И что, разве не приятно, когда Арагонес вспоминает именно вас на пресс-конференции, а Серхио Рамос говорит, что ему пришлось бороться с сильнейшим русским игроком?

     - Если бы мы их обыграли со счетом 4:1, было бы очень приятно. А так... Да и, потом, меня больше интересует то, что говорят о нашей игре в России.

     - С греками, скорее всего, нам придется играть первым номером, так как они обычно окапываются сзади. Вам самим нравится атаковать, рискуя оголить тылы?

     - Играть у чужой штрафной гораздо приятнее, чем у своей. А тылы при этом оголять совсем не обязательно. Но думаю, что греки, которым тоже кровь из носу нужна победа и которые после 1:4 наверняка считают нас не самым сильным противником, могут изменить себе. Тем более что статус действующего чемпиона их ко многому обязывает.

     - После трех недель напряженной работы сборная подходила к турниру с большим запасом оптимизма. Сейчас его стало меньше?

     - Нет, мы остаемся оптимистами, несмотря на крупное поражение. Одна игра не может перечеркнуть всей проделанной работы. И мы верим, что все еще можно поправить. Недаром ведь после нашего поражения все вспоминали Украину на последнем чемпионате мира - примеров такого рода хватает. Уже здесь, на этом турнире, турки в матче со швейцарцами показали, чего можно добиться за счет силы воли. Хотим доказать, что у нас она не меньше.

     ПОНРАВИЛИСЬ ГОЛЛАНДЦЫ И ПОРТУГАЛЬЦЫ

     - Чувствуете, что за вами наблюдает вся страна?

     - Конечно. Мы и здесь, в Австрии, ощущаем поддержку наших болельщиков. А из звонков родных знаем, что происходит в самой России. Это один из главных стимулов для того, чтобы отдать на поле все силы.

     - То есть можно пообещать болельщикам, что они увидят с греками несколько другую команду?

     - Команда будет той же, но выйдем мы на игру с осознанием того, что иного результата, кроме как победы, для нас нет.

     - За играми в других группах успеваете следить?

     - Да. Большое впечатление произвела игра голландцев с итальянцами. Еще очень нравятся португальцы.

     - Себя к этим командам как-то примеряете?

     - Давайте решать проблемы по мере их поступления. Сегодня на повестке дня - греки.

     - Каков рецепт победы над ними от Юрия Жиркова?

     - Рецепты победы в нашей команде выписывает другой человек. Гус Хиддинк. Мы же стараемся реализовать его замыслы.

     - Хорошо, сформулируем иначе - что будет главным в достижении нужного результата?

     - Вера в него. И команды, и всей страны.

     - У команды она существует?

     - В этом можете не сомневаться.