EURO-2016. Отборочный турнир. Группа G. Сегодня АВСТРИЯ – РОССИЯ
Обозреватель "СЭ" о том, как может измениться состав и игра сборной России с возвращением Романа Широкова
Увидев Мутко,
Капелло помолодел
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
Во всех матчах нынешней отборочной кампании сборная России играла в два нападающих. Сочетания могли быть разными (Кокорин и Кержаков, Кокорин и Дзюба, Дзюба и Кержаков), но суть оставалась прежней. В каждой из официальных встреч Фабио Капелло старался играть с позиции силы, везде Россия действовала первым номером. С Лихтенштейном и Швецией получалось неплохо. С Молдавией – не очень.
Как бы то ни было, разница по сравнению с тем, что мы видели во время чемпионата мира, есть. Эволюция если не игры, то подхода к ней видна невооруженным глазом. Капелло может сколько угодно говорить, что его мало волнует общественное мнение, но все-таки к каким-то сигналам итальянец, похоже, прислушивается. Хотя, возможно, дело в определенных обстоятельствах.
Согласитесь, в отсутствие травмированного Широкова средней линии сборной России остро не хватало изобретательности – чемпионат мира показал это со всей очевидностью. Схему 4-4-2, являвшуюся своего рода "планом Б", Капелло впервые попробовал в конце мая в товарищеском матче с Норвегией, но свернул эксперимент уже через полчаса после стартового свистка. После матча тренер объяснил, что при этом построении команде не хватало надежности в центре поля.
Итальянец снова прибег к ней уже в Бразилии в матче с Алжиром, когда отступать было уже некуда. Даже несмотря на ничью, эксперимент, по мнению тренера, на этот раз удался и был продолжен в новом сезоне. Состав-то, по сути, остался прежним, Широков к началу осени еще не поправился, и компенсировать нехватку креатива в середине приходилось количеством форвардов.
Тем более что качество не вызывало нареканий. Кокорин был и остается самым опасным футболистом в нашей команде (он сегодня наиболее соответствует тому, что принято называть "игрок европейского уровня"), Дзюба к старту отборочного цикла набрал отличную форму, да и Кержаков в сентябре был хорош. В матче с Азербайджаном он, например, стал лучшим бомбардиром сборной за всю ее историю. Когда нападающие в порядке, отчего же это не использовать?
Лотар Маттеус: "Не ждите чуда от Широкова"
Сейчас ситуация несколько иная. Дзюба на фоне контрактных дел сел в "Спартаке" на скамейку запасных, а в глазах Капелло это гораздо хуже, чем анекдоты на тренировках, неправильная форма одежды и даже опоздание на обед. В свое время Аршавин лишился места в сборной именно из-за отсутствия игровой практики. Дзюба вызов получил, но вот в стартовом составе его, вероятно, не окажется.
В то же время вернулся в игру Кержаков – в пяти последних матчах он выходил на поле с первых минут, а это более чем серьезная заявка. Вот только вопрос: рассчитывает ли на него Капелло как на основного футболиста?
Так как же сегодня сыграет Россия – с Кержаковым и Кокориным в качестве двух форвардов или динамовец по старинке уйдет на левый фланг? Это, полагаю, во многом зависит от того, в каком состоянии Капелло нашел Широкова.
По идее с его возвращением задача средней линии перестает сводиться к доставке мяча на фланги, откуда уже идут навесы на нападающих (целых двух). Навыки Широкова позволяют играть разнообразнее, строить атаку через короткий пас и не всегда искать подключающихся крайних защитников. Не подумайте, что пытаюсь мнить себя стратегом – Широков и сам не раз говорил об игре, которая ему близка и симпатична. Достаточно вспомнить его недавние высказывания о стиле нынешнего "Спартака".
Так вот, если Капелло найдет форму Широкова удовлетворительной, то, вполне возможно, игра сборной несколько изменится и команда может вернуться к схеме 4-1-4-1, при которой очень многое зависит от центрального атакующего полузащитника. С Дзагоевым в этой роли, как показала практика, не сложилось. Широков же до того, как травмировался, отвечал всем требованиям итальянца. Посмотрим, что решит Капелло.
15 ноября. Вена. Стадион "Эрнст Хаппель". 20.00 (Первый канал – 20.00).
Судьи: Аткинсон, Кэнн, Чайлд, Оливер, Посон (все – Англия).
Делегат: Дамгор (Дания).
Судейский наблюдатель: Пшесмыцки (Польша).