Дик Адвокат: "С Капелло поступили честнее, чем со мной"

Telegram Дзен

Бывший главный тренер "Зенита" и сборной России, возглавляющий АЗ, накануне матча с "Анжи" рассказал специальному корреспонденту "СЭ" о своем отношении к России, выразил желание вернуться в Санкт-Петербург и вспомнил скандал после Euro-2012

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ из Алкмара

Небольшой стадион АЗ стоит уже за пределами Алкмара, метрах в ста пятидесяти от знака с аккуратно перечеркнутым названием города. Вокруг расстилаются неестественно ровные поля, крутятся белые ветряки и пахнет свежим навозом. Вспомнился сверкающий подъезд Дома футбола на Таганке и подумалось, что Адвокат, должно быть, чувствует сейчас себя все равно что Наполеон на острове святой Елены. Или еще только на Эльбе?

Между тем, Дик совсем не изменился. Все так же бодр и свеж. Разве что цепкость во взгляде сменилась какой-то мягкостью, если не сказать – добротой. Родные стены и несовместимый со сборной России и даже с ПСВ статус не дают поводов принимать боевую стойку и дать кому-нибудь жесткий отпор. С немногочисленными журналистами из Алкмара Адвокат вежлив, обстоятелен и почти по-отечески ласков. Пресс-конференция протекает в формате неторопливой беседы старых друзей, и, пожалуй, только правила УЕФА не дают этому всему перерасти в товарищеское чаепитие.

Появление гостей из России грозило внести хаос в устоявшийся порядок вещей, поэтому Дик, узнав в числе старых знакомых и спецкора "СЭ", попросил не вмешиваться. Зато потом пригласил в просторный кабинет, где перед моими глазами, наконец, предстал тот, прежний Адвокат.

КОНТАКТЫ С "АНЖИ"

– Дик, а вам не скучно здесь, в Алкмаре, после Москвы и Петербурга?

– Разнообразие – не такая плохая штука. Мне нравится. К тому же решение возглавить АЗ было своего рода дружеской услугой. Считайте, что помог другу, который обратился ко мне. Команде нужен был тренер на полгода, и я согласился взять на себя эту миссию.

– А ведь могли бы приехать в Алкмар вместе с "Анжи", верно?

– Ну, это было уже давно! – заулыбался Дик.

И, подумав немного, добавил:

– Хотя не так, чтобы очень... В любом случае, мне приятно, что нам в соперники досталась команда из России – страны, с которой у меня столько всего связано. Можно сказать, это своего рода возвращение, пусть и не то, о котором говорили раньше. Да, у меня были контакты с "Анжи" еще в 2012 году, но речь, как вы знаете, шла о совмещении должностей, что мало кого устраивало. Однако я всегда с интересом следил за этой командой. Встреча с господином Керимовым когда-то произвела на меня сильное впечатление. Было бы здорово увидеться с ним вновь. Тем более что повод хороший.

– У него, кстати, день рождения.

– В самом деле? Поздравляю! Сколько ему исполняется?

– 48.

– О, это совсем немного! Столько всего еще впереди. Желаю ему здоровья и успехов в работе. Пусть все-таки сделает из "Анжи" успешный клуб! Предпосылки-то есть. Все понимают, что ситуация немного изменилась, но качество игроков у "Анжи" все равно высокое. Нам придется непросто. Я видел матч против "Рубина", и это о многом говорит. Знаю, как трудно играть против Казани, пусть она переживает не лучшие времена.

– АЗ, насколько можно понять, подходит к игре с полным спокойствием.

– Да, это так. Я рад, что мы дошли до этой стадии Лиги Европы. АЗ – единственная команда из Голландии, которая еще выступает на международной арене, и это создает хороший микроклимат в коллективе. У нас нет никаких иллюзий насчет своего статуса. Но и тогда, когда я возглавлял АЗ в прошлый раз, и сейчас, мы четко понимаем, какие задачи нужно перед собой ставить. В этом наша сила. Нас ничто не сковывает, и мы готовы просто показать интересный футбол.

– Вам ведь хорошо знакомы игроки "Анжи"?

– Конечно. И это не только Билялетдинов и Быстров. Мне известны также Бухаров, Ахмедов, Алиев, Михаил Кержаков. Это достойные футболисты.

– А тренера Гаджиева помните?

– Как же его забудешь? Ведь это он в 2007 году должен был помешать нам с "Зенитом" стать чемпионами России и помочь это сделать "Спартаку"! Он ведь в "Сатурне" работал? Помню-помню, его команде еще большое вознаграждение предлагали.

БУДУ РАД ПРИГЛАШЕНИЮ ИЗ "ЗЕНИТА"

– Раз уж зашла речь о "Зените" – как вам последние новости из команды?

– Скажу так: я пристально слежу за всем, что происходит в Санкт-Петербурге. Это важная часть моей жизни. Просматриваю официальный сайт, читаю новости, не пропускаю трансляций. Уверен, команда должна играть лучше. И она может это делать! По всем показателям "Зенит" – это хороший европейский клуб. Потенциально. В то же время меня не удивил результат матча с "Томью". В последнее время в "Зените" происходило явно что-то не то. Но когда вкладываются такие деньги, результаты должны быть принципиально другими. Потенциально "Зенит" способен обыграть кого угодно.

– Даже "Боруссию"?

– А почему нет?

– Но ведь не после 2:4.

– Послушайте, в футболе все возможно. Уж извините, но я буду приводить примеры из собственной практики. Мы вот, например, когда я работал в "Зените", проиграли "Марселю" со счетом 3:1, а потом победили их дома 2:0. И в итоге вообще завоевали кубок УЕФА. Опять же, потенциал у "Зенита" колоссальный. Просто его надо правильно использовать.

– У нас есть сведения, что спортивный директор "Зенита" уже выходил на ваших представителей.

– Лично ко мне из "Зенита" еще никто не обращался. Если же обратятся, то, конечно, я буду рад. Никогда не скрывал, что мне очень нравилось работать в Санкт-Петербурге. Определенные амбиции у меня есть. И вернуться в Россию было бы интересно.

– А есть ли в вашем контракте пункт, позволяющий уйти в другой клуб за определенную компенсацию?

– На этот вопрос я вам ответа не дам!

– И все же. "Зенит"-то не чужой вам клуб, да?

– Не чужой. К слову, нынешняя ситуация в клубе видится мне более легкой, чем та, которая была в те времена, когда пришел я. Напомню, в тот момент мы шли в конце первой десятки и пришлось проделать большой путь, прежде чем "Зенит" стал тем, кем стал. Хочу заметить, солидные инвестиции тоже появились позже.

– Из ваших ответов следует, что вы регулярно смотрите чемпионат России. Кто, на ваш взгляд, фаворит?

– "Зенит", конечно же. Далее назову "Динамо" и "Локомотив", которые усилились сильнейшими футболистами "Анжи" и выглядят уверенно. Не забывайте и о ЦСКА со "Спартаком". Они, как мне кажется, поборются за место в Лиге чемпионов.

– На уровне сборных вы работали и в Бельгии, и в Корее, и в России. Ваши прогнозы на чемпионат мира?

– Трудно предсказать, как все сложится, хотя, на мой взгляд, из группы должны выходить Россия и Бельгия. Ваша сборная производит очень неплохое и целостное впечатление. Но, с другой стороны, в мое время все тоже надеялись, что после череды хороших товарищеских матчей и на чемпионате Европы все сложится как надо. Вы не хуже меня помните, чем все кончилось. Надеюсь, в этот раз у России все получится. Во всяком случае, у нее есть отличный тренер и талантливые футболисты.

– Бельгия действительно так хороша, как об этом говорят?

– Все покажет большой турнир. Я работал с теми ребятами, которые сегодня составляют основу – они сильны и знают об этом. Посмотрим, в каком состоянии им удастся подойти к Бразилии. Думаю, что в хорошем. Многое будет зависеть от психологии.

ХОРОШИЕ МАНЕРЫ? ПОСЛЕ ТОГО КАК СО МНОЙ ПОСТУПИЛИ?

– Дик, вы часто вспоминаете тот чемпионат Европы?

– Да.

– Можете сейчас, по прошествии двух лет сказать, в чем же все-таки причина? Почему мы вылетели из группы?

– Вы помните, как складывался турнир? Если нет, я напомню. После первого матча, который мы выиграли со счетом 4:1, болельщики были в полном восторге. По-моему, журналисты тоже. Результат, красивые голы, сам футбол – все это не оставляло никаких сомнений. Затем была ничья с Польшей. Справедливая ничья против, не будем забывать, хозяев турнира. И, наконец, против нас вышла Греция, команда-контратака. У нее было две возможности, одну из которых удалось использовать, тогда как мы этого сделать не сумели. И проиграли. Одно поражение в одном конкретном матче – да, так бывает. Футбол. Но как тут можно говорить о чем-то большем?

– Называлось много причин. Например, команда поселилась в шумном центре города.

– Бросьте! Вы в каком веке живете? Очень редкие команды нынче запираются в отдаленных гостиницах вдали от друзей, семей и журналистов. Так было раньше, но ситуация полностью изменилась. Социальные контакты теперь играют для игроков куда более важную роль, чем в былые времена. Короче, жаловаться на отель – глупые отговорки. Дело не в нем. Дело в футболе.

– Хорошо. Тогда другой вопрос: почему вы покинули Варшаву и больше никогда не возвращались в Москву?

– Я отправил каждому президенту клуба подробный письменный отчет. Точно такой же получил и новый президент РФС, сменивший господина Фурсенко. В этом отчете было все и про матчи, и про конкретных игроков, и куча всевозможных чисто футбольных деталей. У меня есть копия, могу вам прислать как-нибудь.

– Было бы здорово. А что скажете по поводу внезапного отъезда? Это походило на бегство.

– Знаете, с моей стороны было бы странно соблюдать хорошие манеры после того, как со мной поступили. С какой стати я должен был возвращаться в Москву, если сначала мы договаривались об одном, а потом, незадолго до чемпионата, мне сказали совершенно другое? Ведь было принято устное решение продлить сотрудничество, но вдруг, по до сих пор непонятной мне причине, в апреле все поменялось. Давай, Дик, сказали мне, подождем Euro. Хотя в контракте четко оговаривалось, что решение о новом соглашении мы должны были принять до конца марта. Я догадываюсь, кто там мутил воду.

– Скажете?

– Не сейчас. Но надеюсь, вам понятно, почему я тогда уехал.

– Вполне.

– В случае с Капелло, как видите, поступили по-другому, и это правильно. Честнее, чем со мной.

– Повлияла ли та история с контрактом на ваше настроение в дни чемпионата и отношение к работе?

– Конечно, я не был счастлив, но, поверьте, к делу относился точно так же, как и раньше. Во мне было ни капли меньше энергии, чем раньше. Я честолюбивый человек и хотел удачно выступить на Euro. Просто по отношению к работодателю был настроен уже иначе.

– Капелло сейчас периодически жалуется, что у него очень ограниченный выбор игроков.

– Ха, так и я говорил то же самое, а вы, я помню, все меня обвиняли: Дик, ты зажимаешь молодых! Как видите, дело не в том, что кто-то кого-то зажимает. Тренер – не враг себе, и он не будет игнорировать Кокориных и прочих ребят со сложными фамилиями, если они действительно талантливы. Но таких футболистов можно по пальцам пересчитать.

– Вам не обидно, как тренеру, что в России общественное мнение настроено по отношению к вам неоднозначно?

– Страна с населением более 140 миллионов человек не может думать одинаково. Нет никакого общественного мнения – есть множество разных оценок и мнений. Ведь вы не думаете, что общественное мнение – это тот мужик с седыми волосами, знаменитый российский эксперт, который всегда меня критиковал. Да, это его работа, и у меня к нему нет никаких претензий. Но я, как человек, работавший, например, со сборной Голландии, не могу воспринимать всерьез все советы, которые мне дают. Если люди знают, как построить команду – что ж, я рад за них. Потому что я тоже знаю, как это сделать. Но в отличие от многих, доказал это на деле.