ОТЕЦ ГОВОРИТ: НАДО ЖДАТЬ
– Как узнали о том, что можете оказаться в сборной России?
– Из прессы. И в клубе об этом спрашивали. Ребята звонили: "Ты будешь играть за сборную России?" Отвечаю: мол, сам ничего не знаю. Потом мне прислали парочку сообщений из российских газет – там пишут, что меня якобы хотят взять на чемпионат Европы.
– А из сборной вам никто не звонил?
– На данный момент нет.
– А если вас пригласят, как к этому отнесетесь?
– Об этом еще не думал. Но если разговор состоится... Конечно, это был бы для меня большой шанс.
– Но для себя какое-то решение приняли? Сыграть на Euro-2016, а потом на ЧМ-2018 в России для вас наверняка было бы интересно.
– Очень. Но повторяю, я пока об этом не думаю, ведь со мной никто не говорил.
– Чтобы получить российское гражданство, нужно отказаться от немецкого паспорта...
– Об этом не слышал. Решу, когда будет что-то конкретное. Что обо всем этом думать, если мне не позвонят? Одно дело – газета пишет, другое – звонок из федерации.
– Что советует отец?
– Ждать.
– Он много лет играл в бывшем СССР. Как относится к этой истории?
– Говорит приблизительно так: если в России захотят, чтобы ты за нее играл, то это, конечно, очень интересно.
– За ситуацией в российском футболе следите?
– Смотрю команды, выступающие в Лиге чемпионов. В обзорах – обязательно. А наблюдать за чемпионатом страны не могу – у меня нет русского телевидения. За сборной, разумеется, слежу. Радовался, когда она попала на чемпионат Европы.
– Обратили внимание, как она изменилась после прихода Леонида Слуцкого?
– Если появляется новый тренер и команда пробивается на чемпионат Европы, значит, все сделано правильно. Может быть, Капелло так по-настоящему и не узнал русский футбол, менталитет игроков. Но мне, конечно, трудно судить.
ЦСКА МОЖЕТ ВЫИГРАТЬ У "ВОЛЬФСБУРГА"
– Знакомые футболисты из России у вас есть?
– Нет... Хотя во второй команде "Шальке" играет Гасилин. Но мы почти не пересекаемся. Не уверен, знает ли он, что я говорю по-русски. Как Гасилин играет, я не видел.
– Вы отлично говорите по-русски. С кем на этом языке общаетесь в Германии?
– Только с мамой, папой, братом и бабушкой.
– А как относитесь к русской еде?
– Пельмени, вареники, манты – все люблю. Ем это только у мамы.
– В среду "Вольфсбург" сыграет в Москве против ЦСКА. Немецкая команда на ходу, разгромила в субботу "Вердер" – 6:0. Каковы шансы армейцев?
– В Лиге чемпионов всегда все по-другому. Конечно, у ЦСКА есть шансы, ведь команда выступает дома, в Москве будет холодно. Думаю, "Вольфсбург" не играл при такой температуре. Полагаю, москвичи могут победить.
– Что нужно для победы над такой командой, как "Вольфсбург"?
– Прежде всего, хорошо обороняться – у "Вольфсбурга" сильное нападение. С другой стороны, когда "Вольфсбург" атакует, его защита располагается довольно высоко, а это значит, что ее можно поймать на контратаке.
– А в четверг дортмундская "Боруссия" выйдет на поле в Краснодаре...
– В первом матче "Боруссия" забила победный гол только в добавленное время. Думаю, у "Краснодара" тоже есть шанс. У всех он есть – даже против больших команд. Тем более "Боруссия" проиграла сейчас "Гамбургу" – 1:3... В принципе Дортмунд проводит очень хороший сезон. Но ведь каждая игра начинается со счета 0:0...
– Какое вообще у вас мнение о сегодняшнем российском футболе?
– Сборная нынче хороша, в ней много опытных мастеров. Футбол в стране быстро развивается, сильные иностранные игроки на виду, они помогают партнерам повышать уровень.
– Кого из российских футболистов отметили бы?
– Жиркова. Очень нравится, как действует на левом фланге обороны или полузащиты. Солидно играют опытнейшие братья Березуцкие, Игнашевич.
БЕСЕДЫ СО ШТРАНЦЛЕМ
– В менхенгладбахской "Боруссии" вашим партнером был Мартин Штранцль, долго защищавший цвета московского "Спартака". Что он вам рассказывал о России?
– Говорил, что было очень интересно. Русский язык неплохо знает... Играл за "Спартак" года четыре, и ему понравилось. Рассказывал, что Москва очень красива.
– А вам в российской столице приходилось бывать?
– Да. То ли в 16, то ли в 17 лет. А потом уже времени не было. У меня тетя под Москвой живет. А бабушка в Саратове – к слову, это она подарила мне футболку сборной России, в которой я ходил во время чемпионата Европы-2008. Болел за Россию, команда показывала очень красивый футбол.
– Что отец вам рассказывал о тех временах, когда играл в футбол в СССР?
– Очень строго было. Не говорили, как долго будет продолжаться тренировка. Если давали команду бежать, то не объясняли, сколько, когда заканчивать. Рассказывает, футбол был жесткий – нередко играли в кость.
– Если к вам обратятся из сборной России и вы согласитесь, то на какой позиции охотнее всего играли бы?
– Мне все равно. Играю там, куда ставит тренер. В защите, опорником – везде могу.
– В "Шальке" вам тоже все равно, где выходить?
– Да. Там, где больше всего нужен, там и буду. Я рад, если играю – остальное не важно.
– В сборной России тоже серьезная конкуренция. В центре защиты – опытные Игнашевич, Березуцкий. В опорной зоне – Денисов, Тарасов, Глушаков, Дзагоев... Вас это не смущает?
– Так в каждой команде большая конкуренция. Это хорошо, когда много классных игроков. И для команды, и для футболистов, которые быстрее совершенствуются.
– Березуцкий и Игнашевич – футболисты уже возрастные. Наверное, именно в защите у вас больше перспектив в сборной России?
– Не знаю, что обо мне думают в российской сборной. Если меня пригласят, то посмотрим.
– Поговаривали, что вас и в сборную Украины перед чемпионатом Европы-2012 хотели позвать...
– Об этом только что-то в газете написали. Говорили, что я был готов отдать немецкий паспорт. Это все неправда, потому что никто со мной из Федерации футбола Украины не говорил. Поэтому об этом много не думал.
– На вашем счету две игры за сборную Германии, вы – немецкий футболист. Можете себя представить в форме россиян в матче Германия – Россия?
– Конечно. В футболе нередки истории, когда игроки меняют сборную. Такое может случиться. Но так далеко мне заглядывать, думаю, не надо. Я ведь еще не играю за сборную России.
– Но, похоже, все-таки склоняетесь к тому, что если вам предложат, согласиться играть за Россию?
– Да. Потому что это очень интересно для меня, и это был бы большой шанс. Конечно, буду думать и, наверное, на это пойду.
– На что способна сборная России на чемпионате Европы, на домашнем ЧМ-2018? Есть у команды перспективы хорошо выступить? Особенно с Нойштедтером...
– Шансы всегда есть (смеется). Тем более дома. Да и на чемпионате Европы – если хорошо начнешь турнир. Первая игра особенно важна, а потом, если добился успеха, возможно все. Всегда надо выходить на поле с позитивным настроем. Уровень футболистов у России высокий.
ХАВИ И БЕККЕНБАУЭР
– На вашем сайте есть снимок, как вы на ринге с кем-то боксируете. Что это за бой?
– "Шальке" проводил тренировку в одном боксерском клубе.
– Но лично вы победили?
– Это было больше шоу, мы не дрались. Важно было расслабиться, чуть-чуть посмеяться, провести какое-то новое занятие. Получилось хорошо, мне понравилось.
– При Люсьене Фавре, который к вам прекрасно относился в менхенгладбахской "Боруссии", тоже бывали оригинальные тренировки?
– Нет, занимались сугубо футболом.
– Когда вы уходили из "Боруссии" в "Шальке", Фавр сказал, что вы для Менхенгладбаха как Хави для "Барселоны"...
– Читал. Тренер всегда прав (смеется).
– Вы до сих пор дружите с Марко Ройсом?
– У нас отличные отношения, но видимся уже редко. И в дерби с Дортмундом его из-за травмы не было.
– В Германии о вас, как правило, хорошо пишут. Как-то одна газета озаглавила статью о вас так: "Современный Беккенбауэр".
– Это было года три назад. Не знаю точно, кто так меня назвал, но, думаю, Арсен Венгер. Так, кажется, и в Англии писали.
– Видно, что вы футболист умный, техничный, все умеете. Но на поле особенно не заметны. С чем это связано?
– Если заранее знаю, куда пойдет мяч, мне не надо бросаться, идти в подкат. Если стоишь в нужном месте, отобрать мяч намного легче. Потому-то мне часто и не надо биться. Всегда пытаюсь мяч технично отобрать, без фола. Чтобы штрафной не получить. Внешние эффекты – не мое.
– Немецкие журналисты вас расспрашивают о том, что можете оказаться в сборной России?
– Да, после игры с "Баварией" вопросы задавали.
– Летом у вас заканчивается контракт в "Шальке". Говорят, клуб хочет его продлить. А если бы предложили интересный вариант в сильном российском клубе?
– Во-первых, мне пока никто не предлагал новый контракт в "Шальке". Во-вторых, я так далеко не заглядываю. Надо хорошо отыграть следующие матчи, а для этого нужны концентрация, силы, свежая голова. А все остальное придет потом.