Уже больше десяти месяцев прошло с отставки специалиста, "легшего на амбразуру" в уже, казалось, обреченных, но в итоге спасшихся "Крыльях Советов".
- Да, пауза затянулась, - соглашается тренер. - Никогда столько не отдыхал. Работая в "КАМАЗе", каждый год имел предложения, порой серьезные - из "Кубани", "Шинника". Полагал, что прежний интерес сохранится и после Самары, но этого не произошло. Хотя и там мне нечего стыдиться. Любая экстремальная ситуация развивает человека. Я вообще ни разу не приходил в состоятельный клуб: в "Моздоке" имелись сложности даже с питанием, в "Автодоре" было 13 человек, в "КАМАЗе" - долги...
Однако то, с чем столкнулся в Самаре, не сравнимо ни с чем. Помочь "Крыльям" очень попросил глубоко мною уважаемый гендиректор завода "КАМАЗ" Сергей Когогин. А потом уже не мог бросить команду наедине со всеми бедами.
Прошлый сезон мы начали с 23 игроками в общей заявке первой и молодежной команд. Фактически без предсезонки. И задача на весеннюю часть чемпионата, до периода дозаявок, была одна: не отпустить далеко конкурентов в борьбе за выживание. И мы ее выполнили, а затем провели хороший сбор в Венгрии, создав все предпосылки для того, чтобы "Крылья" остались в премьер-лиге.
- В отставку вы подали сами, причем после ничьей со "Спартаком"...
- Сделал это ради команды. В тот момент сложилась рабочая ситуация, при которой я понял, что надо так поступить. Вспоминать детали считаю мелочным, тем более что искренне благодарен людям, с которыми работал в Самаре. Допускаю, что мой нынешний простой связан с имиджевой потерей: мол, ушел из команды посреди сезона. Но я ни в одном клубе не дожидался увольнения, чтобы получить неустойку.
- Работать уже хочется?
- Когда в последний год в "КАМАЗе" совмещал должности главного тренера и гендиректора, нагрузка была большой, взять паузу хотелось. И когда после Самары она возникла, был даже рад. Но сейчас уже очень хочется включиться в серьезное дело.
- Что значит серьезное?
- То, где руководители искусственно не останавливают клуб в росте, имеют целостное видение картины и желание развиваться. В отдельно взятом сезоне какое-то место можно добыть очень быстро. Но что дальше? Мне куда больше по душе поступательное развитие клуба. Его жизнь должна быть плановым хозяйством, а продажа футболистов - делом системным. Когда игрок перерастает команду, останавливать его нельзя - нужно, чтобы его трансфер принес пользу и ему, и клубу.
Именно так было у нас в "КАМАЗе", где немалую часть бюджета мы закрывали за счет продажи игроков, при этом сохраняя уровень игры - ибо все было продумано. В премьер-лиге играет или играла целая команда выходцев из "КАМАЗа" - Джанаев, Игнатьев, Цораев, Белозеров, Грачев, Козлов, Комков, Калимуллин, Жосан, Гогниев, Монарев... Мы построили много полей, вывели школу на достойный уровень.
- Почему после Самары вы возглавили московскую любительскую команду "Маккаби"?
- Потому что дорожу теплыми отношениями, которые у меня сложились с ее руководством. Вот и согласился помочь им подготовиться к европейской Маккабиаде.
Игорь РАБИНЕР