Анатолий Зинченко: "Советский футбол я не подвел"

Telegram Дзен

КАК ДЕЛА?

Первый в отечественном футболе легионер (за рубеж, в австрийский "Рапид", он уехал в 1980 году) ныне работает генеральным директором Федерации футбола Санкт-Петербурга и делегатом на матчах премьер-лиги.

- Делегатом езжу уже второй сезон, - рассказывает бывший нападающий ростовского СКА, ленинградских "Зенита" и "Динамо", сборной СССР. - Когда организовывался институт делегатов, каждый клуб рекомендовал туда своих кандидатов. "Зенит" выдвинул нас со Славой Мельниковым (бывшим полузащитником питерцев, чемпионом СССР 1984 года. - Прим. "СЭ"). Но главная моя работа - в Федерации футбола Санкт-Петербурга. Проводим первенство города среди мужских, юношеских и ветеранских команд.

- Сами-то в 62 года на поле выходите?

- Тренируюсь, но в этом сезоне уже не играл - времени не хватает.

- С "Зенитом" у федерации хорошие отношения?

- Деловые, дружеские. "Зенит" нам оказывает помощь в организации соревнований, да и материальную тоже. Его президент Александр Дюков представляет клуб в нашей федерации. При академии "Зенита" сейчас создано шесть районных филиалов, развитию детско-юношеского и массового футбола в клубе придают большое значение.

- Часто вспоминаете, как играли за "Рапид"?

- Кажется, что было это совсем недавно - настолько приятная страничка в моей биографии. Ехал в неизвестность, не зная, чем эта Австрия закончится. Но получилось все хорошо: стал двукратным чемпионом страны, обладателем Кубка Австрии. Не подвел, в общем, советский футбол.

- И немецкий, наверное, выучили?

- Поначалу было трудно, база-то - школьная программа, но за три года на бытовом уровне язык освоил, с людьми общался нормально. Даже когда пришлось давать на немецком интервью телевидению - ничего, справился, получил оценку "Gut".

- Как попали в "Рапид"?

- В 1979 году мне стукнуло 30 - решил заканчивать с футболом, тем более что на носу были госэкзамены в институте имени Лесгафта. Но старший тренер "Зенита" Юрий Морозов отпускать меня наотрез отказывался. И вдруг сообщает: "Вячеслав Колосков предлагает тебе поехать на год в венский "Рапид". Я еще подумал: какая там Австрия, наших ведь за границу не отпускают. А он говорит: "Ты оформляйся, а там видно будет". Тянулось все больше полугода, и вдруг 26 октября приходит телеграмма: "Вылет в Вену 28-го". Вообще-то австрийцы Олега Блохина хотели заполучить, но кто отпустил бы обладателя "Золотого мяча"! Почему всплыла моя кандидатура, до сих пор не понятно. Но вместо года я отыграл три в классной команде, пожил в спокойной стране. Австрийский футбол тогда был на подъеме - блистали Вальтер Шахнер, Тони Польстер, Роберт Зара, вратарь Фридрих Консилиа. И в "Рапиде" настоящее созвездие образовалось. Дерби "Рапид" - "Аустрия" собирало на "Пратере" по 70 тысяч зрителей.

- С кем из рапидовцев особенно сблизились?

- Самым близким моим другом стал чех Антонин Паненка, с которым мы на выездах всегда селились в одном номере. Он мне помогал осваивать немецкий, я ему - русский. Футболисты, часто забивающие со штрафных, есть и сейчас, но Антонин был настоящим уникумом. Однажды у нас тяжело складывался матч с "Зальцбургом" - и тут штрафной. Вратарь соперников установил стенку, а в угол за ней поставил к штанге дополнительного игрока. И Паненка четко положил мяч в эти сантиметров сорок, что оставались между головой защитника и перекладиной. Мы и сейчас общаемся по интернету. В 2008 году на чемпионате Европы встречался с Хансом Кранклем, с Йозефом Хикерсбергером, который возглавлял там сборную Австрии.

- Кранкль ведь тоже бомбардиром был уникальным?

- Что интересно, он на тренировках ко всему, что не касалось ударов по воротам, относился с ленцой, зато по этой части был первоклассным мастером. Тренировал удары с фланговых передач, с ходу, с лета. Были случаи, когда "Рапид" выигрывал, а он не забивал, и я видел его слезы в раздевалке: "Я же голеадор, я должен забивать!" С таким настроением он выходил на каждую игру.

- В "Рапиде" вас сейчас помнят?

- Еще лет пять после отъезда на родину мне присылали приглашения на различные клубные мероприятия, в том числе и на праздники коммунистической газеты Volksstimme, которая была тесно связана с "Рапидом". Но эти приглашения где-то оседали и до меня не доходили. В середине 80-х я, работая тренером в Череповце, повез команду на сбор в Узбекистан. А "Рапид", о чем я не знал, как раз совершал турне по нашей Средней Азии. Когда я появился у них в раздевалке, все обалдели! Столько шума, крика было: "Анатоль приехал!" Президент клуба Хольцбах отозвал меня в сторонку и спросил: "Почему ты к нам не приезжаешь? Мы же каждый год шлем тебе приглашения и получаем ответы: "Занят по работе, выехать не может". Ты что, министром работаешь?"

- Кстати, как вы себя чувствуете в роли не министра, но делегата на матчах?

- Серьезная ответственность - контролировать организацию, проведение матча, заниматься вопросами безопасности. Но главное - продолжается моя жизнь в футболе. Куда ни приедешь, везде встречаешь тех, с кем раньше играл. Общение продолжается, и меня это радует.

Павел АЛЕШИН