Леонид Назаренко: "Бросаться в омут не собираюсь"

Telegram Дзен

КАК ДЕЛА?

Поработав за свою 18-летнюю тренерскую карьеру с 12-ю клубами, известный российский специалист Леонид Назаренко сейчас в профессиональном простое. Отчасти по собственной инициативе.

- Завершив прошлогодний чемпионат Латвии с "Даугавой" из Даугавпилса бронзовыми медалями, я покинул латвийский клуб, - рассказывает ныне 56-летний бронзовый призер Олимпиады-1976 в Монреале.

- Третье место "Даугавы" позволило ей, как и в прошлом году, пробиться в Лигу Европы. Неужели вам не хотелось проявить себя в еврокубке?

- Начнем с того, что возглавить "Даугаву", лишившуюся в июле, в разгар сезона, тренера, меня попросили московские друзья. Рассчитывал, что доработаю до декабря и на том закончу. В Латвии три сравнительно богатых клуба - рижский "Сконто", "Вентспилс" и лиепайский "Металлург", между которыми обычно идет борьба за медали. "Даугаве", обладающей по сравнению с ними мизерным бюджетом, удалось вклиниться в эту тройку, вытеснив из нее "Сконто". Конечно, Лига Европы интересна для любого тренера, но в нее нужно идти готовыми к борьбе хотя бы на начальных этапах, чтобы не получать по пять сухих мячей от норвежского "Тромсе", как в прошлом году в первом же матче. Олимпийский принцип - главное, не победа, а участие - в данном случае не для меня.

- У вас ведь есть опыт участия в подобного рода турнирах?

- В 2001 году павлодарский "Иртыш", в котором я работал главным тренером, вышел в финал четырех Кубка азиатских чемпионов. Помимо нас в нем участвовали японский "Джубила Ивата", в котором выступали девять игроков национальной сборной, корейский "Самсунг", где тоже было полсостава сборников, и иранский "Пирузи". В решающем матче мы лишь в добавленное время уступили чемпиону Японии, показав не превзойденный до сих пор в Казахстане результат. С тем же "Иртышом" я дебютировал и в Лиге Европы в свой второй приход в команду спустя восемь лет.

- Значит, короткий латвийский этап для вас проходной?

- Не сказал бы. Любой чемпионат своеобразен, дает пищу для размышлений, для творческой мысли.

- Почему в последнее время вы задерживались в различных клубах лишь на год-полтора, а то и меньше?

- У меня свои воззрения на футбол, на тренерскую работу, на организацию дел в клубе. Сейчас же все чаще сталкиваешься с менеджерами, которые, распоряжаясь бюджетными деньгами клуба, пытаются сами вести какую-то тренерскую линию, вмешиваются в тренерские дела. Покупают, например, футболистов на собственный вкус. А порой убирают тренера и сами начинают командовать игроками. Не вижу смысла работать в подобных условиях. Для таких людей я неудобный тренер, мне бесполезно приказывать, ставь в состав того, а не этого, навязывать свои понятия об игре команды. ВШТ работает продуктивно, каждый год происходит выпуск молодых тренеров. И руководители подобного толка все чаще приглашают их в свои команды, рассчитывая на то, что они неопытны, а значит, и более податливы.

- Но оставаться безработным, наверное, тяжело, прежде всего психологически?

- Всегда надеешься, что это состояние временное, хотя и оно имеет свои плюсы. Появляется время уделить серьезное внимание семье, решить какие-то бытовые вопросы, да и заняться самообразованием полезно. Сейчас телевидение показывает много разного футбола: смотрю, анализирую. Никаких планов не строю, в околофутбольных тусовках не участвую, агента у меня нет. А поступит предложение - обязательно рассмотрю.

- А вам не кажется, что при такой вашей скромности предложение, если и поступит, то только из-за рубежа?

- Скорее всего, так и будет. Уже звонили из Литвы, из клуба, который стартует в новом розыгрыше Лиги Европы.

- Если пригласят в клуб, участвующий в первенстве ФНЛ, согласитесь?

- Этот турнир, безусловно, интересен, насыщен квалифицированными специалистами, такими, как Олег Долматов, Валерий Петраков. Валерий Газзаев сейчас работает президентом клуба, а не тренером, но тоже в рамках этого турнира. Но любое предложение требует осмысления. Бросаться в омут, затыкать образовавшуюся вакансию, когда руководство уже решило, что команда должна вылететь и не думает об ином исходе, грести против течения нет смысла. Рассматривать можно любые предложения, принимать - только перспективные.

Павел АЛЕШИН