Юрий Гаврилов: "В наше время на синтетике у тапочек подошвы отлетали"

Telegram Дзен

ЕСТЬ ТЕМА
Наследие ледникового периода // Газон седьмого поколения Хиддинку понравился

Знаменитый в прошлом полузащитник "Спартака" и сборной СССР вспоминает о первых искусственных полях в нашей стране

– Сейчас играют на искусственных полях 5-го, 7-го, 10-го поколений, – начинает рассказ Юрий Гаврилов, который дебютировал в чемпионате Союза в 1972 году в составе "Динамо", а спустя 20 лет выступил в первом российском первенстве за экзотический "Асмарал". – Они все больше похожи на натуральные. Хотя настоящую траву, понятно, полностью не заменишь. У нас же все было по-другому.

– Как?

– Зимой все команды готовились к сезону на юге. В Абхазии, Грузии, но больше всего – в Сочи. На натуральных полях. Погода же, сами понимаете, в это время не позволяла там полноценно играть и тренироваться. Снег, дождь и так далее. И когда в манеже в Сокольниках постелили первое искусственное поле, Константин Иванович Бесков от южных сборов отказался, и "Спартак" стал каждую зиму работать дома, под крышей. То покрытие, правда, было как наждачная бумага. Зато ровное. И сверху не каплет. Ни грязи, ни луж. Тренироваться намного комфортнее.

– А играть?

– Вот играть на том ковре было категорически неприемлемо – из-за очень жесткого сцепления ноги с покрытием. Травм люди получали несчетно! Все вылетало – колени, суставы... В кроссовках вообще невозможно бегать было, приходилось надевать легкие тапочки. Не поверите: при сильном торможении или развороте подошвы рвались! Резина не выдерживала... Но "Спартак" все равно выбирал манеж, потому что там мог спокойно оттачивать технику, заниматься тактикой. И тем самым получал определенное преимущество перед командами, месившими грязь на черноморском побережье.

– В 80-е годы, помнится, в СК "Олимпийский" ранней весной и поздней осенью проводились и официальные матчи.

– Было такое. Хотя составители календаря старались все же стартовые и заключительные туры чемпионата сместить в южные города – Ереван, Тбилиси, Баку, Ташкент.

– Современные искусственные поля далеко шагнули вперед?

– Земля и небо! Раньше они напоминали ковер-палас: тонкая пленка зеленого цвета. У нынешних же полей даже ворс совсем иной. Хотя все равно синтетика более травматична. С другой стороны, за такой поляной ухаживать особо не надо: подсыпал резиновой крошки, песочку немножко – и все. Только поливать газон надо обязательно, чтобы хотя бы небольшое скольжение было. Иначе на жаре ноги в нем попросту вязнут.

КТО ЧТО СКАЗАЛ

Максим БОКОВ, бывший защитник "Зенита" и ЦСКА:

– Сейчас технологии дошли до того, что не отличишь, где газон искусственный, а где естественный. А вот раньше такие покрытия были травмоопасны. И сцепление было совершенно другим. Но каким бы суперсовременным ни был искусственный газон, натуральный он никогда не заменит.

Помню, когда играл еще в "Зените", тренировались в манеже на улице Бутлерова, в детской школе. Там прямо во время игры разошелся шов – и многие на этом месте стали спотыкаться. Ничего удивительного – ведь ковер положили прямо на бетон.

Я синтетику застал уже после операции. Поэтому старался на ней не играть.

Сергей ГОРЛУКОВИЧ, экс-защитник "Спартака" и "Локомотива":

– В футбол надо играть на естественных полях! Да, с учетом наших климатических условий синтетические тоже должны быть. Но когда на главной спортивной арене страны уложен искусственный газон, это уже о многом говорит. Приходится играть на синтетике – не откажешься же выходить на игру из-за этого.

При мне искусственных полей было мало, их только начинали стелить. Мы играли в грязи, на песке – земля все равно была нам роднее.

Евгений КОРНЮХИН, бывший вратарь "Сатурна" и "Шинника":

– В манеже ЦСКА на Ленинградском проспекте покрытие было похоже на палас в квартирах. Колени "горели" так, что и никакие штаны не спасали. Ожоги на коже заживали очень долго. Поэтому на матчи надевали по трое штанов.

Помню, когда играл за детско-спортивную школу, у меня однажды штаны с обеих сторон протерлись. Запомнил на всю жизнь. На протяжении недели по утрам просыпался, шел в ванную, чтобы отмочить прилипшие к бедрам болячки.

Более или менее хорошее покрытие впервые увидел только в 1995 году, в Финляндии, где уже на ковер подсыпали песочек, чтобы ворс был повыше. Но и тогда при падении на колени ощущения были не из приятных.

Руслан НИГМАТУЛЛИН, экс-вратарь "Спартака" и "Локомотива":

– С одной стороны, плохо, что сейчас дети в спортшколах доходят до выпуска, ни разу не сыграв на естественном поле. С другой, хорошее синтетическое гораздо лучше, чем гаревое покрытие.

Впервые на искусственном поле я сыграл после 20 лет, уже на профессиональном уровне. Помню, это был матч на Кубок Содружества в одном из манежей – еще на покрытии первого поколения. Оно было жестковатым. Особо ничем не отличалось от домашнего ковра.

Сейчас искусственные поля ни в чем не уступают натуральным. Я вот тренирую детишек в школе вратарей и скажу, что сам с удовольствием падаю, показывая те или иные приемы. Это абсолютно безболезненно.

Андрей ТИХОНОВ, бывший полузащитник "Спартака":

– Что было раньше и сейчас – это небо и земля. Сегодня качество синтетики на высочайшем уровне!

А прежде картина была ужасной. В манеже ЦСКА, помню, если упадешь – можно было разбиться. Но самое неприятное воспоминание с синтетикой у меня связано с 2005 годом. Играли на втором поле "Петровского" в Санкт-Петербурге – тогда я выступал за "Химки". Там покрытие было положено на асфальт. Причем в нескольких местах "газон" был порван. Делать подкаты было рискованно для здоровья.