7 июня РФС созывает внеочередную конференцию. Ключевой вопрос – включение в его состав Федерации футбола Крыма. Речь, вполне вероятно, идет о расширении премьер-лиги до 18 клубов за счет "Севастополя" и "Таврии". Вопрос сложный, срочный и не сугубо спортивный. Футбольным властям предстоит принять быстрое, но одновременно взвешенное решение.
Евгений ЗЫРЯНКИН
О том, что премьер-лигу нужно увеличить, наперебой заявляют все важные люди российского футбола. Не устает твердить о необходимости такого шага главный тренер сборной Фабио Капелло. Согласен с ним министр спорта и экс-президент РФС Виталий Мутко, чье слово по-прежнему имеет определяющий вес в футбольных делах. Такая же точка зрения у президентов-частников Евгения Гинера и Сергея Галицкого, а глава лиги Сергей Прядкин недавно выразил общее мнение: "Подавляющее большинство руководителей – за 18 клубов".
Узкие календарные рамки сезона реформаторов не пугают. Хотя уложить 34 тура в наши природные сроки – задачка не из легких. Считайте сами: осенняя часть нынешнего сезона, с первого до предотпускного тура, продлится 20 недель. Четыре из них отберет сборная. Могло быть три, но октябрьский матч в Швеции назначен на четверг, а ровно за неделю до него играется Лига Европы, и втиснуть между ними тур чемпионата не получится.
В оставшиеся 16 недель надо вписать хотя бы 20 игровых дней, учитывая, что свободных вторников-сред-четвергов, не отягощенных еврокубками и сборными, всего-то 5 (или 6, если провести тур сразу после сентябрьской встречи с Лихтенштейном, которая пройдет в понедельник). А ведь еще нужно куда-то рассовать матчи Кубка России.
Весной же, если отмерять с 1 марта до 6 июня (финал Лиги чемпионов), наберется 15 уик-эндов, один из которых заберет сборная, и 5 "срединедельников", осложненных кубковыми боями. А значит, ведущим нашим футболистам ("наконец-то!", воскликнут сейчас многие) предстоит провести весь футбольный год в режиме нон-стоп.
* * *
Видимо, вопрос предварительно уже решен. В таком случае эшелон премьер-лиги в ближайшее время обогатится двумя прицепами и со 2 августа двинет в путь удлиненным составом. Если, конечно, Николай Толстых не заартачится и не извлечет в решающий момент из-за пазухи очередную папку с тесемками снаружи и отказной бумагой-броней внутри. Однажды такое уже было.
Осенью 1994 года президенты нескольких клубов на неформальной встрече тоже решили к 16 прибавить 2 – чтобы спасти от вылета ставропольское "Динамо". Явились к Толстых, в ту пору главе Профессиональной лиги. "Голосуйте", – дружелюбно предложил он. Собрались, провели плебисцит, приняли нужное решение. А потом Николай Саныч развязал тесемки, вынул регламент и напомнил, что документ принимался на два года – 1994-й и 1995-й. А значит, любые изменения возможны только с 1996-го…
Ставрополь благополучно вылетел, через год высший дивизион увеличился до 18 команд (никуда не денешься, сами проголосовали), а как только истек срок нового регламента, их снова стало 16.
Ну да в этот раз, похоже, все участники процесса, включая Толстых, заодно, а "пятая колонна", представленная Леонидом Федуном, в абсолютном и невлиятельном меньшинстве. Поэтому главная интрига: кем именно прирастет премьер-лига?
Ответ известен. На следующей неделе грядет историческое событие: РФС созывает внеочередную конференцию, на которой в его ряды могут войти клубы Крыма.
Вряд ли тему Крыма стали бы поднимать на пустом месте, без предварительных консультаций и одобрительных заверений со стороны верховных властей страны, а также ФИФА и УЕФА. Какая бы политическая конъюнктура ни складывалась, незачем нарываться на санкции и дисквалификации за неделю до чемпионата мира, в канун отбора на Euro-2016 и очередного розыгрыша еврокубков. Это, в конце концов, имидж и деньги.
В общем, все идет к тому, что лозунг "Крым наш" через десять дней распространится и на футбол. А раз так, то резонно предположить, что 17-й и 18-й командами РФПЛ автоматически станут "Севастополь" и симферопольская "Таврия", отыгравшие прошлый сезон в премьер-лиге Украины.
Так – да не так. На бумаге и с помощью политической воли подобное решение принимается легким движением руки. Но в спортивном и экономическом плане ситуация вовсе не очевидна и далеко не однозначна.
* * *
Взять хотя бы тот факт, что "Таврия" из украинской "вышки" вылетела и на данный момент имеет не больше оснований претендовать на вход в РФПЛ, чем "Титан" из Армянска, третий крымский новобранец. "Томь", "Крылья Советов", "Волга" и "Анжи" вправе возмутиться и, например, потребовать проведения дополнительного турнира за место в премьер-лиге.
Другое дело, если "высшие силы" еще в марте намекнули симферопольцам, что они получат зачет автоматом и могут не упираться в борьбе за выживание. Вот те и махнули на концовку сезона, дожидаясь глобальных перемен. Но тогда это выглядит как-то некрасиво. К любому чемпионату нужно относиться с уважением и достоинством и играть в нем по-настоящему. Будем надеяться, что ничего подобного не было и в помине.
Допустим, у "Таврии" все-таки есть неопровержимые аргументы в пользу того, чтобы выступать в нашей премьер-лиге. "Севастополь" в этом контексте не обсуждается: он – добротный середняк УПЛ и не должен страдать от "смены гражданства". Только вот оба этих клуба катастрофически не готовы к российским реалиям и требованиям. Им необходимо искать новые источники финансирования и наращивать бюджет. Они очень слабо укомплектованы, и даже если предоставить им лимитные послабления, не успеют за полтора месяца собрать боеспособные составы (трансферное окно откроется только в июле) и хорошенько подготовиться.
Без "административного ресурса", очевидно, не обойтись. Есть подозрение, что оба клуба станут, по типу "Терека", проектами республиканского ("Таврия") и федерального ("Севастополь") значения. Есть смутная догадка, что к ним может быть применен "принцип "Пахтакора", который после страшной авиакатастрофы 1979-го был на несколько лет застрахован от выбывания в первую лигу. Само собой, и тех и других лицензируют по предельно упрощенной процедуре. Иначе им не выжить в нашей мясорубке.
* * *
Есть еще одна проблема: стадионы. Ее простым щелчком пальцев не решить.
Симферопольский "Локомотив", на котором не раз выступала сборная СССР эпохи Валерия Лобановского, – в целом неплохой, симпатичный 20-тысячник. Но трибуны на нем очень невысоки, и показ матчей с них станет для "Лиги-ТВ" большой головной болью. Получить с "Локомотива" картинку, не то что отвечающую строгим требованиям качества и масштаба, а хотя бы минимально приемлемую, крайне затруднительно. Вероятно, для съемочной бригады придется городить городки.
Севастопольская "СКС-Арена" вообще не вписывается в параметры. Вместимость – пять с половиной тысяч зрителей. На главной трибуне чуть больше 20 рядов, напротив – 13, за воротами по 9. Между собой не соединены и по углам поля открывают взору не слишком ухоженную территорию. Многие телезрители, поразившись недавно видам уфимского стадиона, голосили: провинция, фу-у-у, как не стыдно! Они просто севастопольского не видели.
Теоретически "Севастополь" мог бы пока проводить домашние матчи в Симферополе. Других подходящих арен в Крыму нет. Но выглядит это как-то нелепо.
* * *
Нет ничего дурного в том, что вопросов пока больше, чем ответов. А критический взгляд на возможности крымчан вовсе не означает высокомерного отношения к ним. Скепсис здесь – всего лишь форма беспокойства о будущем этих клубов. А в беспокойстве уже априори заложено приятие, сочувствие и робкая надежда на лучшее.