Валерий Карпин: "В какой футбол играет "Спартак", я понять не смог"

Telegram Дзен

Корреспонденты "СЭ", совершающие турне по Испании, накануне матча "Сельта" - "Спартак" встретились с футболистом, выступавшим за обе эти команды, одним из самых именитых российских игроков, а ныне удачливым испанским бизнесменом.

     В день встречи выяснилось, что Карпин приболел. Заподозрив угрозу нашим планам, мы стали искать разные компромиссные или смягчающие варианты, но оказалось, что этого не требуется: привыкший ценить свое и чужое время, наш собеседник выполнил все предварительные договоренности. И в назначенный час заехал за нами в одну из гостиниц Виго. Персонал отеля тут же зацокал языками, узнав популярного в городе человека. Мы же слегка покупались в лучах чужой славы. Сам Карпин, элегантный, подтянутый, мы бы сказали - роскошный, источал бездну шарма. Успех в делах и в жизни, если придумать ему конкретное воплощение, должен, казалось, выглядеть именно так.

     Карпин усадил нас в турбированный Мini, в котором каким-то образом умудрились спрятаться сразу 173 автомобильные лошади, и умчал на этой рычащей пуле в свой офис в центре Виго - удивительное здание, выделяющееся на фоне старинной испанской архитектуры блеском материалов и форм. Его фирма занимает в доме, который сама же и построила, один этаж. Еще четыре этажа - дорогие квартиры, уже распроданные.

     После того как Мini вместе со всем своим содержимым, то есть с нами, был поднят на лифте в отдельный гараж, примыкающий непосредственно к офису (дорогое, но очень удобное решение общеиспанской проблемы уличных парковок), мы расположились для беседы. Правда, до этого Карпин успел еще посмотреть диск с его игровыми фотографиями, который мы привезли из редакции.

     - Сейчас и не вспомню, где это мы со сборной. Колотовкин, Киря, Хлестов, Витек еще с волосами... Кончита, иди посмотри, какой я был!

     Последняя фраза - уже на испанском - адресовалась симпатичной секретарше. Впрочем, другой у Карпина, наверное, и быть не могло.

     - Сейчас ты лучше, - профессионально резюмировала Кончита, отсмотрев фото. Несмотря на разницу в ее и нашем восприятии Карпина, корреспонденты "СЭ", пожалуй, склонны были с ней согласиться.

     - Вы не в Москве случайно захворали, когда ездили на игру "Спартак" - "Сельта"?

     - Может быть. После Испании подмерз немного в Лужниках.

     - По приглашению ездили или как?

     - Сам собрался и поехал. Мне купили билет в ложу VIP, там и сидел. Нет, не "Спартак" купил, он-то здесь при чем?

     - Ну и как игра?

     - Никак, если честно.

     - Готовы по ее итогам сформулировать свое мнение о нынешнем "Спартаке"?

     - Команда по игровым принципам полностью отличается от той, в которой когда-то выступал я. Остался Титов, я давно не видел его в деле, но против "Сельты" играл далеко не тот Титов, каким он был раньше. А все остальное... Защита - четыре иностранца, причем левый защитник - австриец, да? - вообще непонятно во что играл. Спартаковского футбола я не увидел, по стилю команда ничем не отличается сейчас от многих других. Игроки сильнее или слабее, чем в "Динамо", допустим, или в ЦСКА, - об этом можно спорить. Но если раньше "Спартак" всегда выделялся своим игровым почерком - не важно, выигрывал он или проигрывал, - то сейчас такого нет.

     - Этот почерк у команды изменился или он, по-вашему, вообще отсутствует?

     - Нет, какую-то идею в команду Владимир Федотов, наверное, закладывает, как любой тренер. Просто раньше всегда сохранялась преемственность стиля. При Бескове и при Романцеве "Спартак" играл в один и тот же футбол. Теперь играет в другой. В какой - я не смог понять.

     - Разве можно в наше время хранить верность одним и тем же игровым традициям?

     - Сложно, согласен. Если раньше Бесков или Семин имели возможность работать в одном клубе много лет, то теперь тренерские перестановки в футболе - обычное дело. И та же "Барса", скажем, тоже совершенно по-разному играла при ван Гале и при Райкарде, вернувшем сейчас команду к временам Кройфа. "Реал" с его чехардой вообще непонятно во что превратился. Та же "Сельта" при нас с Мостовым пять лет показывала футбол, близкий к спартаковскому. Но это было ненормальное явление. А нормальное - это как сейчас, когда играют как получится.

     - У кого в ответном матче больше шансов, как думаете?

     - У "Сельты", хотя и ненамного. Испанцы будут играть от обороны, как всегда играют в последнее время, и, скорее всего, на 0:0, как обычно в Кубке УЕФА.

БОЛЕЗНЬ ПРЕЗИДЕНТОВ

     - С кем из старых знакомых в Москве встречались?

     - С футбольными друзьями - Писаревым, Поповым, Черчесовым, Онопко.

     - И как Виктор Савельевич Онопко после Испании чувствует себя в атмосфере РФС?

     - Пока присматривается, притирается. Квадратные глаза? Нет, этого я у него не заметил, но некоторые вещи, ясное дело, кажутся непонятными при смене обстановки. Не только в РФС это есть. Вообще в России. Или в том же "Спартаке".

     - Например?

     - Не хочется быть голословным, поскольку с ситуацией я глубоко не знаком, но вот мое мнение. Люди, которые вкладывают деньги в футбол, нанимают для вида ничего не решающих специалистов. А командуют всем сами, хотя в футболе разбираются слабо, а то и вообще не разбираются. Наверное, это есть не только в "Спартаке", но и в других командах.

     - В том числе и в испанских?

     - Эта болезнь общечеловеческая, она не имеет национальности. Тот же Флорентино Перес, когда пришел в "Реал", утверждал, что не станет ни во что лезть, поскольку дилетант, и что всем будет заправлять спортивный директор Хорхе Вальдано. А через полгода выяснилось, что президент куда более активен. Эти люди всегда хотят известности и популярности, стремятся сами всем заправлять и быть на виду. Я вот не знаю, как в "Челси" обстоит дело - Абрамович решает, когда кого продавать-покупать, или Моуринью?

     - А кто должен решать?

     - Человек, который за это получает деньги, - спортивный директор. Кто в "Спартаке" спортивный директор?

     - Если по аналогии с испанским футболом - Сергей Шавло.

     - Он что-нибудь решает по большому счету? А Черчесов? А Попов? Кто тогда решает? Вот вам и ответ на ваш вопрос. И пока эти люди - не важно, президент "Спартака" или многие его коллеги - не поймут, что должны для достижения результата доверять профессионалам и спрашивать с них, ничего не изменится. Допустим, я хочу получить на выходе то-то и то-то, плачу специально приглашенному человеку большие деньги. Есть результат - хорошо, нет результата - говорю ему до свидания. Все очень просто.

ИГРУШКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

     - Представьте, что вы купили "Реал". Или "Спартак", или "Агрокомплект" какой-нибудь. Пригласили тренера, спортивного директора. У вас получится не лезть в их епархию?

     - Не очень корректный пример, потому что я играл много лет и футбол знаю. Возьмем лучше велоспорт и команду, которой я сейчас владею, Karpin Galicia. Вот в велоспорте я ничего не понимаю. И потому пригласил спортивного директора, Альваро Пино. Я, президент, говорю ему: "Альваро, на 60 - 70 процентов команда должна состоять из галисийских гонщиков, поскольку в проекте участвует правительство Галисии. Кроме них можешь звать кого угодно. Второе условие - запросы гонщиков должны устраивать меня по деньгам". Все, больше в его работу не вмешиваюсь.

     - И ни разу не возникло желания сказать, кто не так крутит педали, на ваш взгляд?

     - Как я могу ему такое сказать, если в этом ничего не соображаю?!

     - Но вы же платите деньги!

     - Вот в том-то и проблема. Футбол - не велоспорт, в нем все разбираются. Человеку свойственно думать, что, если он 40 лет смотрел футбол или играл в него в школе, он уже очень крупный спец. А уж если еще и деньги дает!.. Я вот 35 лет смотрю фильмы в кинотеатрах. Но я же не знаю, как они делаются!

     - Вы сейчас сможете отличить хорошего гонщика от плохого?

     - Ни сейчас не смогу, ни вообще. Но мне этого и не надо. Вот я был недавно на Мальорке, проехал всю гонку в машине спортивного директора. Мне объясняли, что к чему, рассказывали, кто в хорошей форме, кто в плохой. Многое становилось понятным, но это было чистое самообразование. Потому что главное для меня - результат. Мой гонщик занял третье место из 210 участников. Значит, выступили неплохо.

     - Велоконюшня - дорогая игрушка?

     - Дорогая. Наш бюджет около 3,5 миллиона евро.

     - Все деньги ваши?

     - Нет, конечно. Еще участвует один испанский банк и галисийское правительство.

     - Каков уровень вашей команды?

     - Если на футбольный язык перевести - дивизион В. Дивизион А - это "Ислес Балеарес", "Рабобанк", "Астана", "Дискавери Чэннел". Комады "Про-тура", словом, с минимальным бюджетом 10,5 миллиона. А вот мы или "Тинькофф" уровнем ниже. В "Джиро" или "Тур де Франс" нас пока не пустят, но на "Вуэльту" в этом году на 99 процентов поедем.

     - Кто лидер вашей команды?

     - Их три-четыре человека. Эррера, Серрано, Носаль, который стал вторым на "Вуэльте" в 2003 году.

     - Вопрос, через который хотелось бы понять ситуацию с нашими футбольными президентами: финансируя велоспорт, вы себе за деньги кайф покупаете или несете какую-то социальную нагрузку?

     - В данном случае - социальную нагрузку, потому что мои усилия здесь инициировались и поощряются местными властями. Ну а раз уж взялся за это дело, учусь понемногу и кайф получать. На Мальорке, к примеру, когда три километра оставалось до финиша, ощутил вдруг то, что испытывал раньше перед выходом на поле.

     - "Сельта" для ее нынешнего президента Карлоса Моуриньо тоже социальный проект?

     - Нет, ему захотелось известности в Галисии, и он купил себе игрушку.

     - А если эта игрушка ему надоест, желающих на нее много найдется?

     - Не думаю. У "Сельты" около 50 миллионов долгов. Если кому-то не больно потерять такие деньги, как Абрамовичу, может, и найдутся желающие.

     - Мостовой говорил, что тоже пытается отсудить заработанное у "Сельты".

     - Не знаю, не знаю. Там уже президент сменился, тяжело это сделать будет.

     - Вы один из ведущих воскресной футбольной передачи на TVE2. Редчайший случай для иностранца. Вспоминается разве что Вальдано, он был носителем испанского языка. Как вы попали на телевидение?

     - Отдыхал в Марбелье, позвонили, предложили. Решил попробовать.

     - Хорошие деньги пообещали?

     - Да нет, обычные. Плюс перелеты за их счет, которые считаю единственным минусом во всей этой процедуре. Я вообще не из-за денег согласился, а из-за стремления быть ближе к футболу. Программа построена на спорах между журналистами и людьми футбола.

     - Какой в Испании уровень футбольной журналистики и аналитики, на ваш взгляд?

     - Никакой, как и везде. Кто-то выделяется, понятно, но в целом преобладают болельщицкие взгляды. А есть вещи, которых я вообще не понимаю. Например, как журналисту можно приходить на программу с клубным значком на лацкане, да еще и целовать его в эфире! Ладно, фанатеешь, так хоть скрывай это от народа!

     - Популярности у вас прибавилось?

     - В Виго меня и так знали, а в Мадриде, пожалуй, прибавилось, поскольку программа построена главным образом на обсуждении "Реала".

     - Торпедовский ветеран Немесио Посуэло говорил нам, что вы у "галактикос" главный враг, критикуете "Реал" в хвост и в гриву.

     - Говорю, что думаю. А думаю чаще всего критично, потому и дубашу их все время.

SELF MADE MAN

     Уже здесь, в Виго, спартаковский врач Юрий Васильков рассказывал одному из нас:

     - Помню, как впервые увидел Карпина. Ко мне пришел худенький, щупленький паренек, которого только что взяли в "Спартак". Он был очень вежлив, в нем чувствовался интеллект. Все это удивительным образом сочеталось с неуступчивостью характера. А в ночь перед московским матчем с "Барселоной", когда "Спартак" впервые выступал в групповом турнире Лиги чемпионов, Карпин разбудил меня стуком в дверь. Оказалось, у него рассечена бровь: во сне он уже начал играть против великой "Барсы"! К счастью, швы накладывать не пришлось.

     В бизнес self made man - сделавший сам себя - Карпин тоже начал "играть" еще до ухода из большого футбола.

     - В строительстве вы уже профи?

     - Хочется верить, что так.

     - Раствор, кирпич, шифер, рубероид...

     - Нет, этим я не занимаюсь. Тут как в велоспорте или в футболе: цементом и шифером должны заниматься специалисты, а я ставлю задачу и отслеживаю результат.

     - У нас если хозяин не лезет в тонкости, неизбежны сами знаете какого рода утечки.

     - Не знаю, как у вас (Карпин именно так и сказал - "у вас". - Прим. авт.), а здесь это все не до такой степени. Ну и контроль присутствует с моей стороны, разумеется.

     - Много у вас сотрудников?

     - Восемь человек. Остальные - подрядчики, субподрядчики.

     - Нравится вам ваша работа?

     - Да. Но не раствор и кирпич, как вы заметили, а дизайнерство, скажем.

     - Вы закончили карьеру в "Реал Сосьедад" в 2005 году. Получается, всего за два года успели достичь больших высот в строительстве, возглавить велокоманду и подписать контракт с телевидением?

     - Ну, фирма существует с 2003 года. Пока играл в Сан-Себастьяне, компаньон меня тут прикрывал.

     - Что строите?

     - Недавно вот квартал выкупили в центре Виго. Будем людей расселять, новые дома на месте старых возводить.

     - А люди вас агрессором считать не станут, который их с насиженных мест выгоняет?

     - Они меня спасителем считают. Потому что в старом квартале воды не было, газа, крыши текли. А я им благоустроенное жилье взамен предлагаю.

     - А если не согласятся?

     - Им все равно придется переехать, здесь этот механизм прописан. Но я таких пока не встречал.

     - Что такое ваш досуг при такой загрузке?

     - Времени нет, вы правы. А досуг - это утренние пробежки вдоль моря, километров по семь-восемь, тренажерный зал, теннис или паделл в обед. Это такая разновидность сквоша. Дневные перерывы здесь длинные, с двух до пяти, так что успеваю.

     - За российским футболом следите?

     - Нет.

     - А сборная, Хиддинк?

     - Результаты узнаю в основном. Правда, Хиддинка видел сейчас в Москве, поговорили с ним.

     - Что он сказал?

     - Что ему уже получше стало.

"ВЫ И ТАК МЕРТВЫЕ"

     Финальная часть интервью состоялась в машине и в морском ресторане на берегу океана, куда Карпин привез нас попробовать разнообразных обитателей Атлантики, размерами и формой напоминающих врагов Сигурни Уивер из фильма "Чужие". Во время этого процесса ему с поклоном вручили визитки два явно незнакомых человека, долго объяснявшие свой род занятий. Это было не мимолетное общение футбольной звезды и ее поклонников. Это было уважительное обращение деловых людей к известному в городе бизнесмену, преследующее в первую очередь коммерческие цели. Знай наших, однако!

     По пути в марискерию Карпин показал нам трассу, по которой совершает пробежки, и свой недавно купленный дом. Здание это о двух этажах расположено в такой близости от воды и в таком престижном месте, что не подлежит по испанским законам ни сносу, ни перепланировке. Новый дом Карпина можно только благоустраивать, чем он сейчас и занимается. Не сам, разумеется, а с помощью профессионалов, которым привык доверять. В отличие от некоторых арбитров.

     - Помните, кто хотел судье Поллу в Любляне "накатить" после матча Словения - Россия, в котором он поставил нам пенальти на последних секундах?

     - Мост с Витьком.

     - Первый от этого открестился в недавнем интервью "СЭ", а Онопко - он вроде вообще спокойный.

     - Тогда злой был. Очень. И Колоскову на словах досталось. Он перед игрой обещал, что тащить нас не будут, но и не убьют точно. "Не убили", называется.

     - Вы совсем не допускаете, что там могла быть ошибка?

     - Нет, конечно. Таких ошибок не бывает... О, глядите, из Karpin Galicia парень навстречу едет! (Нам и впрямь встретился на дороге один из гонщиков в фирменной "Карпинской" форме, вовсю налегающий на педали. - Прим. авт.)

     - Давным-давно в таллинском "Спорте" вас тренировал Валерий Овчинников. Помните такого?

     - Разве его можно забыть? Если Романцев научил меня играть в футбол, то Овчинников - во что-то другое. Знаю, как лучше сказать: он меня закалил!

     - Чем же?

     - Когда тебя с 8 утра до 12 ночи гоняют, как тузика, обзывают всеми возможными словами, закалка неизбежна.

     - Тоже педагогика, если разобраться.

     - Кому-то такая педагогика поможет, а кого-то убьет. Не забуду, как "закладывали физику" в высокогорном Цахкадзоре. Зарядка - 5 километров по снегу и льду, в гору. И сразу на завтрак, не моясь. Потом на тренировку. А там десять по тысяче. Или двенадцать по восемьсот. Или двадцать по триста - когда как. Или просто двадцать километров в зале. Шестьдесят три круга, к примеру. Сам Валерий Викторович с "Мальборо" в зубах и чашкой кофе в руке блатных включит на весь зал, а мы бегаем под музыку.

     - Году в 92-м, когда "Спартак" выиграл у Нижнего Новгорода, вы как-то сказали Овчинникову под трибунами в ответ на его "Убили! Убили!": "Да что вас убивать, если вы и так мертвые!" А самому вам никогда не предлагали поработать тренером в России или Испании?

     - Нет. Но я всегда говорил, что пока не готов выслушать или рассмотреть подобные предложения.

     - Хотя очень многие именно вас считают одним из самых перспективных в этом смысле из плеяды российских футболистов, недавно закончивших карьеру.

     - В ближайшие год-два я точно не буду работать в футболе. В настоящий момент сложно представить, что могло бы вернуть меня к этой деятельности. А там посмотрим.

     Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ, Максим КВЯТКОВСКИЙ
Виго