Одним из главных идеологов Объединенной футбольной лиги небезосновательно считается президент ЦСКА
- В процессе обсуждения Объединенного чемпионата, в дискуссиях вокруг этой идеи у вас наверняка подобрались стандартные аргументы "за". Может быть, они изменились за год с момента объявления о самой идее?
- Нет. Аргументы были понятны всегда. Объединенный чемпионат, если нам удастся его создать, увеличит количество хороших команд в турнире и тем самым значительно усилит конкуренцию - это самое важное. Поднимется болельщицкий интерес, больше станет зрителей на трибунах. Внимание телеаудитории к такому турниру тоже в значительной степени возрастет - и не только в России и на Украине, но и в Европе, в мире. А это уже совсем другие, серьезные деньги.
Конкуренция, рост числа зрителей и рост интереса телеаудитории - вот три кита, на которых, как Земля в древности, стоит совместный чемпионат. А уж о сопутствующих плюсах говорить не буду - о них и так много сказано и написано.
Основной же минус только один, да и тот скорее не идейного, а организационного плана: Россия и Украина - две разные страны со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хотя, насколько я знаю, с 2015 года стартует совместный чемпионат Латвии и Литвы, а это тоже две разные страны. Но УЕФА уже оформил и подписал все бумаги: что проводить, как проводить и прочее. Поэтому и мы, без сомнения, можем решить все проблемы, возникающие по ходу реализации идеи.
- Украина нам нужна, чтобы делить с нею деньги?
- Благодаря объединению наша инфраструктура сможет вырасти до уровня соседей. Все, кто побывал на Украине, отмечают очень хорошие стадионы. Не только в городах, принимавших Euro-2012, но и в Днепропетровске, Одессе. Если в Объединенном чемпионате будет играть, скажем, "Ворскла" из Полтавы, то и она подтянется. Поэтому Украина сейчас нас опережает и тот, кто считает ее нахлебницей, явно не прав.
- Неужели без объединения российскую инфраструктуру никак не улучшить?
- Мы должны это сделать в любом случае, хотя при объединении задача значительно упростится. Но так или иначе мы должны раздвинуть футбольный календарь, увеличить сроки проведения игр - до середины декабря и с середины февраля, вне зависимости от того, будет ли чемпионат объединенным или останется российским. Сейчас для этого развивается инфраструктура: строятся стадионы, появляются манежи в холодных регионах. В Москве с Петербургом подходящие залы уже есть - "Олимпийский" и "Кировский". Снимаем покрытия, кладем поля и играем в декабре и феврале, как вся Европа! Однако без других городов изменить даты не получится, а у Украины все необходимое уже есть.
- Насколько идея ОФЛ близка к осуществлению?
- Непосредственно к осуществлению она пока еще не приближалась. Но проработана гораздо лучше, чем в самом начале, и все уже четко понимают, что нам предлагают и как все должно происходить. Нам осталось получить согласие украинских партнеров. Как только они скажут "да", в течение года УЕФА выдаст официальное разрешение, и все начнется.
- Украина пока против?
- Честно говоря, не знаю. Это надо у Валерия Георгиевича Газзаева спросить.
- А что, вы лично с украинцами не общаетесь? И участия в организации ОФЛ не принимаете?
- Общаюсь, как же без этого? Украина - моя родина, почти до 30 лет жил там. Когда встречаемся с Суркисом, Ахметовым, обязательно обсуждаем Объединенный чемпионат. Но непосредственно в деятельности оргкомитета участия я действительно не принимаю, поэтому полной информацией не владею. Даже не знаю точно, на каком этапе сейчас процесс - садимся мы в лодку или уже подплываем к другому берегу? Знаю только, что работа ведется, и уверен, что берег достижим.
- Позиция УЕФА и ФИФА в отношении Объединенного чемпионата вам известна?
- Позиция ФИФА, при всем уважении к Зеппу Блаттеру, никого в данном случае не интересует. Эта организация не имеет никакого отношения к проведению турниров в Европе. Это прерогатива УЕФА. А что касается европейского союза, то я не вижу причин, почему он должен быть "против". Наоборот, создается еще одна конкурентоспособная, прибыльная лига.
Ведь если УЕФА говорит о финансовом fair play, то должен дать нам возможность зарабатывать. Или пойти на компромиссы: разрешить российским клубам принимать от акционеров не 15, а 150 миллионов долларов. Насколько я знаю Мишеля Платини, он готов идти навстречу клубам. Во всем, кроме несоблюдения финансовой честной игры.
- То есть Объединенный чемпионат - единственный путь спасения от финансовых ограничений?
- Наверное, не единственный. Просто очень разумный и выгодный. Поэтому уверен, что, когда мы будем готовы показать Платини этот проект и явимся к нему, он не будет стучать кулаками по столу и кричать: "Этому не бывать!" Да и у президентов Российского футбольного союза и Федерации футбола Украины нет резона отказываться. По крайней мере я на их месте согласился бы. Организаторы сулят хорошие деньги на детский футбол, на первую лигу, на РФС и ФФУ. Чем плохо-то?