КАК ДЕЛА?
С тренерского горизонта Долматов исчез прошлой зимой, когда неожиданно для всех оборвались его отношения с "Ростовом". С той поры - тишина: дом в Малаховке, семья, томительное ожидание звонка с предложением поработать. Все то, о чем люди его профессии мечтают, вкалывая в команде, и что их всегда давит, когда они остаются без любимого дела. Такая вот усмешка судьбы.
- Что же главное для тренера, оказавшегося в вашей ситуации? - спрашиваю я Долматова, который довольно долго отказывался от разговора на эту тему.
- Не опускать рук. Наш брат - человек зависимый. Это в работе мы принимаем решения только сами. А во всем остальном многое зависит от того, как складываются обстоятельства.
- Поясните.
- К примеру, в прошлом году мне позвонили из Белгорода и предложили приехать на переговоры по поводу работы с "Салютом". Встретились с исполнительным директором Виктором Прохоровым, обсудили все вопросы. Потом побывали у мэра, поговорили о том же самом. Прощаясь, начальники пообещали: "Мы с вами свяжемся". С той поры - ни слуха ни духа. Почему, так и осталось загадкой.
- Может, и к лучшему - где теперь этот Прохоров, где этот вылетевший во вторую лигу "Салют"?
- Да нет, не к лучшему: тренер должен работать. В этом суть его профессии. А на вольных хлебах мы киснем.
- Сильно творческий простой влияет на рабочую форму тренера?
- Конечно, когда ты при деле, чувствуешь себя увереннее. Но даже затянувшаяся безработица не может повлиять на квалификацию тренера. Знание и опыт всегда остаются при нем. К тому же, оказавшись без команды, ты еще внимательнее следишь за тем, что происходит в футболе. Вот я все это время со своим бывшим помощником Сергеем Францевым, который сейчас "Балтику" принял, созванивался. Обсуждали события в российском чемпионате, обменивались впечатлениями, информацией. Словом, от жизни не отставал.
- Сейчас иногда приходится слышать: мол, тот же Романцев уже не сможет работать не прежнем уровне, поскольку уже пять лет без практики. А что по этому поводу думаете вы?
- Уверен, будь у Олега Ивановича повод и желание вернуться, он без проблем набрал бы прежнюю тренерскую форму. Не случайно же Валерий Карпин пригласил его пару лет назад на роль консультанта. И это сразу же принесло реальные плоды. Ясно, что футбол не стоит на месте. Но не настолько глобальны в нем перемены, чтобы даже пятилетнее отсутствие практики могло лишить Романцева профессиональных навыков. Несерьезно это.
- Вам, кажется, в Сухуми тоже довелось попробовать себя в роли консультанта?
- Да, в этом качестве я потрудился там в прошлом году. Попросили помочь друзья, которые решили возродить в Абхазии футбольные традиции. Я ведь в начале 90-х, будучи еще молодым тренером, с сухумским "Динамо" поработал. Теперь вот пришлось новую команду создавать для участия в чемпионате республики.
- Сколько клубов в нем выступает?
- Девять.
- И какое место заняло ваше "Динамо"?
- Третье. Плюс кубок выиграло. Для начала неплохо. Ребят интересных удалось подобрать. Да и тренеры с ними хорошие работали - Юрий Логуа, затем Мераб Квеквескири.
- Народ на футбол ходит?
- В Гудауте до пяти тысяч собирается. В Сухуми поменьше. Вообще, в Абхазии мечтают, чтобы одна из их команд стала участницей российского чемпионата. Есть надежда, что со временем этот вопрос решится.
- Насколько сказывается на работе тренера возраст?
- Здесь все условно. Есть футболисты, которые до сорока играют, а есть такие, кто в двадцать заканчивает. Точно так же и у тренеров. Лично я в свои шестьдесят два физическую форму поддерживаю постоянно: кроссы бегаю, плаваю, в тренажерном зале бываю. Луис Арагонес выиграл чемпионат Европы со сборной Испании в семьдесят лет. Фергюсону шестьдесят девять, а он на себе такую махину, как "Манчестер Юнайтед", который сезон тянет. Константин Иванович Бесков почти в семьдесят пять выиграл с "Динамо" Кубок России. Так что для тренера возраст - понятие условное.
- Сергей Павлов и Сергей Юран частенько повторяют, что тренер должен работать, невзирая на ранг команды. Если бы вам поступило предложение от клуба второй лиги, согласились бы?
- Без проблем, если бы перед командой ставились серьезные задачи.
- Какое впечатление осталось от прошлого чемпионата?
- Практически это был сезон "Зенита", который провел его на одном дыхании. Остальные, за исключением ЦСКА и "Рубина", выглядели неважно - нестабильная игра, провальные матчи, моментами бесхарактерность. Имею в виду "Спартак", "Локомотив", "Динамо", у которых и подбор футболистов был неплохой, и с финансами все в порядке.
- В чем, на ваш взгляд, причины столь невыразительного выступления "Динамо", которому полузащитник Долматов отдал лучшие семь лет карьеры?
- Думаю, руководство явно поспешило расстаться с Андреем Кобелевым, который после португальского безумия сумел поставить команду на ноги. Наивно полагать, что Божович - волшебник, одно появление которого способно изменить все и сразу. Сейчас вот клуб всех удивил, выставив на трансфер Якубко, Чеснаускиса и Ребко, с которыми перед этим подписал долгосрочные контракты. Сплошные загадки.
- Какой момент в своей тренерской работе считаете самым неприятным?
- Скорее всего, два очень странных месяца в "Локомотиве".
- А что вспоминается с особым удовольствием?
- Работа в ЦСКА: 1998 год, серебряные медали и первая в истории российских чемпионатов победа над "Спартаком" - 4:1. Много хорошего осталось в памяти после работы в Ставрополе, Новороссийске, Ярославле, Ростове. Славное было время, за которое не стыдно перед болельщиками.
- Чего бы вы пожелали тренеру, делающему в этом сезоне первый шаг?
- Не раскисать при неудачах и не успокаиваться, когда все идет хорошо. И еще - всегда верить только самому себе.
- Звонков с предложением продолжаете ждать?
- Конечно. Это тоже работа тренера.
Александр ЛЬВОВ