Кто займет пустующее кресло?

Telegram Дзен

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Варшавы

Во вторник автор этих строк перебрался из Киева в Варшаву, где сегодня пройдет второй полуфинал Euro. Заодно хотелось разобраться: а как в Польше обстоят дела с президентом местной футбольной федерации? Тоже ведь, как ни крути, коллизия: польская сборная выступила плохо, тренер ушел, министр спорта страны Иоанна Муха жестко прессует того самого президента федерации Гжегожа Лято... Но потом я поостыл. Потому что российская и польская ситуации, при всей их формальной схожести, абсолютно разные.

Лято - известнейший в прошлом хавбек, то есть человек насквозь футбольный. Мы вроде бы хотим как раз такого. Чтобы, значит, чувствовал кожей, знал подноготную, видел проблемы и т.д. Но принесло ли Польше счастье это видение, знание, понимание? Отнюдь. Лято врос в польский футбол, как куст картошки, элегантно поплевывает на критиков и не обращает внимания на то, что футбольных людей, позитивно к нему относящихся, в Польше, в общем-то, не осталось. Провал сборной не слишком поцарапал его президентскую душу, и уходить со своего поста пан Гжегож не планирует. Жужжи, Муха, дальше.

Что тут общего с отставкой главы РФС, кроме одинаковой всеобщей усталости от работы бывшего футболиста и на все руки менеджера? Лято никуда не вызывали, никто с ним задушевно не беседовал, к пересмотру карьерных планов вежливо не побуждал. Уроки на будущее польский футбол должен извлечь сам: так, наверное, решила местная власть. Потому что если всякий раз водить мальчика за ручку, он не набьет шишек, не познает жизнь и не перестанет писаться в штаны. Запрещено опять же государству вмешиваться в дела подотчетной ФИФА общественной организации. Да и не солидно. Где власть и где футбол? У нее, у польской власти, других дел мало, что ли?

* * *

В России картина иная. Далек от мысли, что заявление об отставке выбивали из Сергея Фурсенко в подвалах Лубянки. Однако о том, что уход президента РФС общественное мнение накрепко свяжет с волей руководства страны, наши политики не могли не знать. И им такая связь на руку. Захотел народ - получил ответ на свои чаяния. Все весьма прозрачно.

Что ж, в этом есть некий позитив. Если только не помнить, что и назначение Сергея Фурсенко главой РФС, будем реалистами, - дело рук той же власти. И приход-уход Виталия Мутко. И отставка Вячеслава Колоскова. Логично, что человек, не нашедший взаимопонимания с российским футболом по многим вопросам, покинул свой пост. Но было это ничем иным, как исправлением властью собственной же ошибки. Общий КПД этой кадровой нелепицы - ноль. Процесс налицо - результат отсутствует.

Нынче мы снова занесли ногу над теми же граблями. Российскому футболу нужен новый кормчий. Будем избирать или в очередной раз назначать? Мы, кажется, опять не видим разницы. И уже назначили бы, наверное, только никто не знает кого. Даже самые главные назначальщики.

* * *

Спасибо Гжегожу Лято - за то, что стал для нас живым примером чиновной нефутбольности бывшего футболиста. "Игроцкое прошлое - не индульгенция, - отправил нам Лято беззвучный "месседж". - Зрите в корень, а не в статус". Однако скажем ли мы спасибо еще и Сергею Фурсенко за то, что, отважно поработав ставленником верхов, он научил нас искать другие подходы и методы? Сильно сомневаюсь. Поиски нового президента РФС, сдается, ведутся прежним, хорошо отработанным и заведомо проигрышным способом.

Послушайте, а вдруг власть угадает и назначит "хорошего"? Ведь есть же сугубо математическая вероятность удачного попадания? На мой взгляд, нет. По той простой причине, что успех деятельности будущего главы РФС во многом должен определяться не столько лояльностью к власти, сколько определенным фрондерством. А фрондеров у нас на ключевые посты не назначают, не считая неожиданной губернаторской аномалии, случившейся в одной из проблемных российских областей.

Предыдущий пассаж требует расшифровки. Вмешательство государства в футбольные дела необязательно состоит в прямых указаниях, кадровых перестановках и так далее. А еще и в абсолютном согласии футбольных властей с устоявшимися политическими перекосами, мешающими развитию футбола.

Сколько уже было сказано, к примеру, о необходимости дистанцировать профессиональные клубы от бюджетных и госкорпоративных денег! Ведь этим попирается одно из главных условий спорта - стартовое равенство участников соревнований. Не финансовое, замечу, которое в принципе невозможно, а равенство ответственностей и рисков. Одни взвалили на горб тяжелую поклажу и тянут ее, как могут, рассчитывая только на себя, насилуя собственный карман и собственную психику. Другие черпают финансы из "общака", не тратя, а управляя тратами. И "общак" этот, в зависимости от конъюнктуры, имеет поистине резиновые свойства. А заодно подкармливает длинную цепочку благодетелей и посредников, отучая клубы от самостоятельных поисков пропитания. Где тут равенство возможностей? Почему одним финансовый допинг принимать можно, а другим нет? Спорт ли это вообще?

Или взять, к примеру, матч "Терек" - "Крылья Советов", сыгранный в 2009 году, а также прошлогоднее избиение Спартака Гогниева в Грозном. Мы не маленькие, все видим и понимаем. Но мнение футбольного союза по данным вопросам было обязано пойти вразрез с принятыми по умолчанию стандартами. Потому что наш футбол получил имиджевый удар, выбивший из-под него подпорку на годы вперед. Единые правила игры, как и в случае с бюджетным финансированием, накрылись медным тазом. РФС, словно унтер-офицерская вдова, предпочел высечь себя, лишь бы не иметь дела с обстоятельствами, которые давно уже являются секретом Полишинеля.

* * *

Это, понятно, частные примеры. Которые доказывают, однако: власть футбольная с властью государственной должна порой не соглашаться, жить по законам спорта, а не политики, стремиться к чистоте и честности, а не к полному "одобрямсу". Постулат "в спорах рождается истина" никто не отменял, единство и борьба противоположностей - по-прежнему двигатель прогресса. А умение искать компромиссы - очень ценное качество для главы РФС, если только речь не идет о компромиссах с совестью.

Не думаю, что государство способно самостоятельно найти и назначить футбольным боссом человека, который в ответ станет трепать ей нервы, требовать, отстаивать, доказывать, лоббировать непопулярные законы, звонить в колокола и т.д. Такие люди в карьерном смысле как правило не доживают у нас до сколько-нибудь заметных постов, становясь жертвами естественного отбора. Или неестественного, что в данном случае точнее.

И все-таки - кто сядет в кресло президента РФС? Из "выживших" и тех, кто на слуху, Виталий Мутко уже отказался. Аркадий Дворкович, только-только ставший вице-премьером, завален отраслями и поручениями, куда ему еще и футбол? Борис Грызлов, напротив, ничем не завален, но это-то и смущает, ибо заваленной при назначениях по остаточному принципу может оказаться футбольная работа.

Раз так, не вспомнить ли нам про штатный механизм выборов? Ну-ка, как оно там в уставе прописано? Члены РФС выдвигают... Конференция назначает... Бурные дебаты... Предвыборные прения... Лучший - на трон, проигравшие - в оппозицию...

К несчастью, отвыкли мы от этого. Механизм сломан, запылен, брошен в чулан.

15 августа сборная сыграет с Кот-д’Ивуаром. Главного тренера нет, потому что нет президента РФС (при этом Дик Адвокат удружил всем тренерам-иностранцам, в которых нам теперь какое-то время будут мниться его черты). С момента регистрации кандидатов до выборной конференции должно пройти не менее 40 дней. Где она, регистрация? Где выдвижения? Когда конференция? Почему молчат жутко независимые региональные федерации и прочие члены РФС, якобы определяющие вектор развития российского футбола? В каком направлении им хотелось бы двигаться, кому подставить свое плечо?

Члены съежились, скукожились, замерли, замолчали. Тревожный момент, сейчас лучше не высовываться. Вот спустят сверху фамилию - они все как один. А пока переждут, ибо ничего эти члены на самом деле не определяют, лишь голосуют за определенное другими. Сказано же - общественная организация! Какое общество - такая и организация.

Один ВОБ не молчит. Готовится выдвинуть из своих рядов достойного кандидата. А может, не из своих, но все равно достойного. Политически активная сила, что вы хотите! Страшновато представить, правда, что потребует эта сила взамен, если ее выдвиженец действительно выиграет выборы.

* * *

Между тем самовыдвижение в руководители РФС по уставу запрещено. Иначе, думаю, мы смогли бы увидеть в борьбе за кресло, пока власть пребывает в легкой оторопи, нескольких неординарных людей. К примеру, исполнительного директора Олимпийского комитета России Николая Толстых.

Помните его историю? Сергей Фурсенко выдавил, вытравил из футбола человека, имеющего в крови куда более высокий процент футбольных телец, нежели... Впрочем, важнее другое. Если кому-то не нравятся слова "выдавил" и "вытравил", позволю себе напомнить: документ УЕФА, в соответствии с которым Толстых сняли с одного из его футбольных постов, не воплощен в "эрфээсовскую" жизнь до сих пор. То есть в части, касающейся Толстых, циркуляр выполнили. На остальное забили. И письменных оснований разрыва договора РФС с юридически все еще существующей ПФЛ эта лига на руки так и не получила. Это ли не чистой воды аппаратное киллерство? Это ли не нарушение законов, на стражу которых большой футбольный начальник и был поставлен вышестоящими товарищами?

У Толстых, как у любого руководителя, есть недостатки: личностные и профессиональные. Он не слишком продвинут в коммерции, иногда резок, медийно тих. Но, во-первых, на этот случай существуют разные сценарии: либо часть вопросов возьмет на себя толковая команда, либо Толстых возглавит не весь РФС, а хорошо ему знакомое направление - при обязательном его возвращении в футбол. Во-вторых, у Толстых есть качества, которые в последнее время в особом дефиците: честность, системность и глубокое знание футбола, особенно управленческих его основ.

Почему бы нам в кои-то веки не сплясать от честности? Или опять выберем лукавство, личную лояльность, разделение на ровных и тех, кто еще ровнее, и, наконец, любовь к лозунгам, за которыми нет дел?

* * *

"Крестный отец" Euro-2012 Григорий Суркис во вчерашнем интервью "СЭ" привел слова премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, сказанные на открытии последнего конгресса ФИФА в Будапеште: "Власть и спорт идут рядом: они должны объединять людей. При этом власть может быть благословением для спорта, а может - проклятием".

Благослови нас, власть, на что-нибудь футбольное. Хочется объединиться, но никак не получается.