ЧЕМПИОНАТ СНГ
Обозреватель "СЭ" - о назначении Валерия Газзаева директором автономной некоммерческой организации "Объединенный чемпионат по футболу".
Александр ГОРБУНОВ
Газзаев получил новогодний подарок – руководители ЦСКА, "Анжи" и "Зенита" поручили ему возглавить новую организацию, в которую сами вошли на правах членов попечительского совета.
Не понимаю, признаться, зачем это нужно Валерию Георгиевичу. У него и так не перечесть хлопот, связанных с деятельностью на постах президента и главного тренера "Алании", оказавшейся в сложнейшей турнирной ситуации и требующей ежечасного внимания. И вдруг – появление на посту главы АНО "Объединенный чемпионат по футболу". Означает ли, к слову, поддержка владикавказским клубом идеи создания наднационального турнира ее автоматическое, вне зависимости от занимаемого в системе российских чемпионатов места, участие в этом соревновании?
Новая структура, напомню, названа автономной организацией. Не задаваясь вопросом, по отношению к кому она автономна (к Российскому футбольному союзу, наверное), не могу не обратить внимания на динамику изменений в имени намечающегося первенства.
Поначалу его окрестили "чемпионатом СНГ", совершенно при этом не представляя, что по состоянию на сегодня представляет собой это самое СНГ, каким содержанием наполнена аббревиатура. Когда сообразили, что из представителей всех стран, входящих в Содружество, вряд ли можно даже в теории сформировать какой-либо приемлемый футбольный чемпионат, стали оперировать названием "Суперлига России и Украины". Потом в какой-то момент вернулись к "чемпионату СНГ".
Сейчас возник "Объединенный чемпионат". Ни слова уже, ни полслова о том, кого с кем планируют объединить. Понятно, почему у авторов идеи по-прежнему нет никакой конкретики. Их, во-первых, далеко не все поддерживают ее в России. Евгений Гинер говорит о десяти клубах. На самом деле их на данный момент не больше четырех (ЦСКА, "Зенит", "Анжи", "Алания"; быть может, скажет "да" кто-то из пребывающих в глубинах таблицы - если получит гарантии непременного участия в затее). Во-вторых, нет полномасштабной поддержки Украины. Общий тон заявлений соседей по этому поводу следующий: "Если это будет в интересах украинского футбола". А о каких интересах можно говорить, если даже сейчас, на самом предварительном этапе, клубы наших южных соседей отодвинуты в сторонку. Они не участвовали в выборе руководителя оргкомитета. Их представителей нет в наблюдательном совете. При виртуальном перечислении возможных участников чемпионата в Москве называют обычно 10 российских команд и всего лишь 6 украинских. Глава РФПЛ Сергей Прядкин поведал, что в задачу оргкомитета будет входить разработка концепции турнира, которая потом будет представлена в РФС и УЕФА. Разработчики могут, разумеется, сообщить о своих намерениях РФС, но в УЕФА вправе обращаться только национальная ассоциация. А как в этом случае быть с Украиной? Ее, выходит, к разработке концепции не подпускают. И кто же в таком случае будет представлять ее, если до этого вообще дойдет дело, в тамошней федерации футбола?
Украина, к слову, как и Грузия, выступает за усиление своего национального чемпионата. Чемпионат же российский назван руководителем лидирующего клуба "болотом". Оно, надо сказать, нуждается в осушении. Например, в прозрачности бюджетов. В строительстве удобных стадионов, которых по сей день нет у ведущих команд России.
Неверных посылов у революционеров, на мой взгляд, несколько.
Первый. Они почему-то считают, что вырастет интерес к матчам турнира, в котором, допустим, будут играть клубы из России и Украины. Если в Санкт-Петербурге почти любая встреча собирает полные трибуны, то в Москве даже дерби "Спартак" - ЦСКА не всегда вызывает аншлаг. Можно только представить, какой ажиотаж вызовут игры армейцев с "Волынью" или, условно, "Ростова" с донецким "Металлургом". И поединков с такой афишей в новом соревновании ожидается не менее 60-70 процентов. Телевидение спит и видит, чтобы заплатить за право транслировать подобные матчи миллиард евро (цифра не придумана, она прозвучала на пресс-конференции клубов-учредителей оргкомитета).
Второй. Вошедшим в попечительский совет клубам почему-то кажется, что "Объединенный чемпионат" получит в еврокубковых турнирах столько мест, сколько в сумме имеют сейчас страны, которые будут представлены в ОЧ. Если только Россия и Украина, значит – четыре места в Лиге чемпионов. Если добавится еще и Белоруссия, то – пять. А вместе с Грузией и с кем-то еще – шесть, семь, восемь… Утопия. Максимум – два-три места.
Третий. Удивительная самоуверенность в том, что имеет отношение не к разработке вариантов (на бумаге можно расписать все, что угодно, и получится гладко), а в том, что касается взаимоотношений с РФС, УЕФА и ФИФА. "Мы с Толстых найдем общий язык", - заявление Гинера выглядит довольно смелым, если не забывать о главенстве РФС в футбольной жизни страны. Впрочем, президент ЦСКА говорит также: "Вот сейчас часто спрашивают: а нельзя ли нашей лигой отделиться от РФС? Да легко!" Не исключено, что необоснованной, мягко говоря, представление о "легкости" и стало основной движущей силой реализации мечты о революционных преобразованиях.