Александр ПРОСВЕТОВ
В первую очередь швейцарец обрушился с критикой на УЕФА и Платини, бывшего союзника, превратившегося во врага. Устроенная ими Фронда, по его мнению, и спровоцировала кризис управления в ФИФА, который затем перерос в "политические разборки". Проигравшие выборы за право провести чемпионаты мира 2018 и 2022 года страны (читай, Англия и США) включились в кампанию "по развалу ФИФА".
Примечателен сам факт беседы с тремя журналистами, представляющими государственное информационное агентство России, которое всегда в первую очередь специализировалось на материалах политического характера и при этом отражало позицию руководства страны. И Блаттеру это прекрасно известно, что он косвенно подтверждает в интервью репликой: "Вы из ТАСС, вы хорошо знаете, что между США и Россией есть проблемы. И так вышло, что чемпионат мира и президент ФИФА оказались в эпицентре конфликта двух крупнейших геополитических сил".
Наверняка, Блаттер отдавал себе отчет, что ТАСС-то уж точно не опустит критические пассажи в адрес США и политиков из ЕС, дважды принимавших в европарламенте резолюции с призывом не избирать Блаттера. РФС, между тем, голосовал за швейцарца вопреки общей позиции УЕФА. Россия, таким образом, не кинула человека, с которой ее связывала многолетнее сотрудничество, которого в Кремле принимал еще Леонид Брежнев и который впоследствии не раз встречался с Владимиром Путиным и другими российскими руководителями.
В настоящее время западные СМИ создали Блаттеру репутацию диктатора и казнокрада под стать африканскому правителю Мобуту, который стоял во главе Заира в течение почти 32 года и при котором пышным цветом процветала коррупция. США, кстати, при этом предстают в выгодном свете не мирового полицейского, а всепланетного честного шерифа, хотя разбирательство ФБР непосредственно касается периферийных вопросов на американском материке.
Что касается прокуратуры Швейцарии, с рвением взявшейся за расследование деятельности ФИФА, самостоятельного и благополучного островка на своей территории, то нельзя исключать, что она что-то конкретное и нароет. Но пока злоупотребления не доказаны, в отношении Блаттера, как и Платини, должна действовать презумпция невиновности. Француза, между тем, не допускают к выборам президента ФИФА, хотя не будь дела о выплате ему из кассы ФИФА 2 миллионов швейцарских франков, он их выиграл бы "в одну калитку".
Невольно возникает подозрение, что политическим кругам не нужна во главе ФИФА сильная независимая личность. Ведь и Платини при всей своей тяге к Европе, которая, впрочем, ничуть не противоестественна, отвергал, например, всякие попытки пересмотреть по чьему-то "щучьему велению" итоги выборов стран-хозяек ближайших ЧМ.
То, что интервью появилось сразу после того, как истек срок выдвижения кандидатов в президенты ФИФА, представляется информационным поводом. Блаттер не дает характеристик всем претендентам. Он лишь выражает интересное мнение, что у его земляка генерального секретаря УЕФА Джанни Инфантино, которого Европа выдвинула фактически на случай отстранения Платини, нет шансов, так как большинство ассоциаций швейцарца не любят.
У кого они есть, все еще действующий президент не говорит. Фаворитом называют шейха Салмана, члена королевской семьи Бахрейна, страны, в которой, если включить пресловутую геополитику, размещена главная оперативная база Пятого флота США. Значит ли это, что шейх выгоден Америке? Жизнь сложнее подобных выводов "в лоб". Салман, в частности, активно агитировал за предоставление чемпионата мира Катару, с которым Россия невольно идет в связке – голосовала-то одна и та же компания в одно и то же время. Следовательно, если его изберут, шейх должен отстаивать выполнение уже принятых решений по месту проведения обоих ЧМ.
У Америки зуб на ФИФА за поражение на выборах – причем, не от России, а Катара. Блаттер, однако, в интервью ТАСС ловко перевел стрелки на Платини и УЕФА. О том, что француз отдал голос за Катар после беседы с президентом своей страны Николя Саркози, писалось не раз. Блаттер, однако, добавил подробностей, заявив, что к Катару отошли сразу четыре европейских голоса, что и "спутало все карты". Предполагалось, что американская заявка победит в 4-м туре голосования со счетом 12:10. Получилось, как известно, 14:8 в пользу государства Персидского залива.
Блаттер сводит счеты. Тем более, что Платини еще может "восстать из пепла". Но это уж его дело.