Никита Баженов: "Лаудруп мне меньше замечаний делает, чем тесть"

Telegram Дзен

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

из Белека

     Отдыхающие из отеля Cornelia Diamond в субботу и воскресенье вечером - от 20.15 до 20.30 - могли лицезреть одну и ту же сцену: в отдельный зал ресторана на тележке въезжает огромный торт. Потом оттуда доносятся аплодисменты вперемешку со смехом. "У этих ребят в красных куртках сплошные праздники", - подумает сторонний наблюдатель. Но если бы он видел хотя бы одну изматывающую тренировку, после которой жить не хочется, то взял бы свои слова обратно. И дни рождения эти ребята отмечают, хоть и с тортом, но скромно - без тостов и шампанского.

     Так вот в субботу 25 стукнуло Владимиру Быстрову, а в воскресенье - на год меньше - его другу Никите Баженову. И если первый сравнительно часто гостит на страницах "СЭ", то второй пока старается избегать встреч с нашим братом-журналистом. И лишь потому, что я знал его еще мальчишкой, лучший бомбардир "Спартака" на предсезонных сборах (два гола в двух матчах) согласился поговорить по душам.

     А начался разговор с воспоминаний о прошлом сезоне.

     - В чемпионате страны вы отличились шесть раз, что помешало забить больше?

     - В каких-то матчах не везло. В каких-то не ладилась игра у команды. Плюс травмы. Первую получил накануне стартового матча с "Зенитом". Выбыл на две недели, а потом заново пришлось набирать форму.

     - В гостевом матче с "Рубином" вы отличились дважды - эффектным голом в дальний от вратаря угол и голевой передачей на Павленко. Да и гол во встрече с ЦСКА получился на редкость красивым. Какую роль вы выполняли в тех играх?

     - В Казани играл одного из инсайдов. С ЦСКА - тоже. Только не правого, а левого. А еще приходилось выполнять функции крайних хавбеков и выдвинутого вперед форварда.

     - От какой же роли получаете наибольшее удовольствие?

     - Трудно сказать... Но с детства тянет вперед. Забивать голы куда приятнее, чем выполнять черновую работу. Даже приятнее голевого паса. По крайней мере для меня.

     - Какую установку давал вам Гус Хиддинк, когда впервые выходили на поле в футболке национальной команды, заменив по ходу матча с Голландией травмированного Павлюченко?

     - Хиддинк словно предвидел эту ситуацию. Во всяком случае, на тренировках отводил мне ту же роль наконечника, что и Павлюченко при чуть оттянутом назад Аршавине. А что именно говорил мне у кромки - не помню. Зато помню, что волновался как никогда в жизни. Эмоции захлестывали.

     - Приглашение в сборную было неожиданным?

     - Перед этим я неплохо отыграл несколько матчей и в глубине души надеялся, что тренеры сборной это заметили и меня позовут. А когда позвали, когда вышел на поле - хотелось сделать что-то невероятное.

     - Если бы постоянно действовали на одной и той же позиции - ваши игра могла стать более стабильной?

     - Это палка о двух концах. С одной стороны, когда действуешь на разных позициях, превращаешься в универсала, и тренер чаще прибегнет к твоим услугам. Но если один матч играешь хавбека, другой - инсайда, третий - форварда, сложно довести свои действия до автоматизма. Это все-таки разная работа. Когда живешь в одном и том же доме - каждый угол в нем знаешь. А когда переезжаешь с квартиры на квартиру - нигде не будет комфортно.

     - 45 минут, которые вы провели в контрольной встрече с венгерским "Дьором", открыли лично для меня нового Баженова. Я увидел игрока, у которого мяч был словно на привязи, который за счет финтов раз за разом обыгрывал опекунов, отменно ассистировал партнерам и смело вступал в единоборства с соперником. Откуда все это взялось?

     - По-моему, вы несколько преувеличили. Хотя, если игрок наделен определенными способностями, то рано или поздно он раскрывается. Все ведь от головы идет.

     - И что подсказывала вам нынче голова?

     - Что в такой атмосфере, которая создалась в "Спартаке" и при той работе, которую проделываем на тренировках, грешно не показать все то, на что способен. Лаудруп постоянно говорит: "Будем делать каждое упражнение до тех пор, пока не научитесь с завязанными глазами обрабатывать мяч и выкладывать его на ногу партнеру". И еще призывает нас думать, думать и еще раз думать.

     - Судя по последнему матчу, у вас отличные взаимоотношения с Саенко, хотя располагаетесь вы на противоположных флангах.

     - Важно, чтобы партнер умел использовать твои сильные стороны. Например, Быстрову я всегда дам "на ход", даже если защитник имеет фору в два метра. Вот и Саенко перед игрой с венграми сказал мне: "Я могу не видеть тебя, но подам в ту самую зону, куда ты должен поспеть первым". И я за счет скорости дважды за 10 минут завершал его передачи ударами по воротам.

     - И "Черноморцу", и "Дьору" вы забили головой, сыграв на опережение. Вас самого это не удивило?

     - Удивило то, что в прошлом сезоне головой ни одного мяча не забил. Даже сказал своему тестю Борису Викторовичу: "Странно, что забивать стал только ногами - ведь прежде половину мячей в сетку головой отправлял". Что касается голов в контрольных матчах, то после подач Рыжкова и Саенко мне оставалось лишь выскочить из-за спины защитники и правильно подставить голову.

     - Вас неоднократно приглашали в другие российские клубы, но всякий раз вы отвечали отказом. Почему?

     - Понятно, что сидеть на скамейке запасных, даже в "Спартаке", не очень-то приятно. Но чувствую, что заиграю именно в этой команде. Ну а тем, кто не верит в меня… Известно ведь: сколько людей - столько мнений. Знаком с человеком, которому не нравится Криштиану Роналду.

     - Тренер по физподготовке "Спартака" Оскар Гарсия дал всем еще в прошлом году специальные упражнения, которые должны были бы свести травматизм к минимуму. Вы ощутили пользу от этой программы?

     - У многих ребят были проблемы с мышцами. И наши специалисты в области медицины, в том числе Гарсия, каждому предложили индивидуальную программу. Я свои упражнения делаю ежедневно и уже сейчас чувствую реальную пользу. Не зря на первых порах Оскар брал меня за шкирку и тащил в тренажерный зал (смеется).

     - Вы дружите в "Спартаке" с вашим конкурентом - Владимиром Быстровым. Какие качества в нем привлекают?

     - Он открытый, добродушный, искренний человек. Никогда не бросит упрек человеку за его спиной. И мне порой говорит неприятные вещи в глаза. Мы дружим семьями. Моя жена, к слову, была свидетельницей на Володиной свадьбе.

     - С кем разбираете свою игру в домашней обстановке?

     - Исключительно с тестем. Порой спорим до хрипоты. Да мне Лаудруп меньше замечаний делает, чем тесть. Имеет право - он ведь меня в футбол привел.

     - О чем может мечтать 24-летний молодой человек, играющий в "Спартаке"?

     - О том, чтобы в семье всегда было взаимопонимание. Чтобы "Спартак" стал чемпионом. Чтобы своим трудом заработать на просторный дом и классный автомобиль. Не хочу, чтобы это свалилось на меня с неба.