Дик Адвокат: "Один раз простить можно. Но не больше"

Telegram Дзен

     Успешный старт "Зенита" в сезоне дал корреспонденту "СЭ" повод поговорить с главным тренером питерцев и об очередном немецком барьере, благополучно преодоленном командой, и о многом другом

Максим ЛЯПИН

из Штутгарта

БАББЕЛЬ ПРАВ

     - Это была красивая победа над сильным соперником, - подытожил ответный матч 1/16 Кубка УЕФА Дик Адвокат. - В родных стенах "Штутгарт" очень опасен, что вновь и продемонстрировал. Но мы грамотно сыграли в обороне, задействовав жесткий прессинг. А что, кстати, сказал о матче мой коллега Маркус Баббель?

     - Он признал победу "Зенита" более чем заслуженной.

     - Я с ним согласен! (Смеется.)

     - После игры некоторые игроки и болельщики "Зенита" говорили, что от "Штутгарта" ждали большего. А вы?

     - Считаю, в том, что вчера "Штутгарт" не показал привычного футбола, заслуга по большому счету наша. Мы не позволяли немецкой команде играть в ее игру, из-за чего сопернику мало что удавалось создать у ворот Малафеева.

     - Довольны ли вы тем, как в четверг сыграла оборона?

     - Да, мне очень понравилось, как действовали наши защитники. Мы не позволили ни Гомесу, ни его партнерам чувствовать себя свободно. Реальных угроз они создали минимум.

     - Нет ли у вас опасений, что акции болельщиков, устроивших фейерверк на стадионе, могут принести вашему клубу неприятности?

     - Тренера подобные вопросы волновать не должны. Моя задача - готовить команду.

     - Тогда позвольте задать вопрос о следующем сопернике - "Удинезе".

     - Извините, но подробно обсуждать итальянскую команду пока не готов.

ТРЕНЕР-ОДИНОЧКА

     За дни, проведенные с "Зенитом" в Роттахе и Штутгарте, не раз имел возможность лишний раз убедиться в чувстве юмора Адвоката. Еще перед матчем, прежде чем начать беседу, он подозвал Николаса Ломбертса и попросил его показать колено, пережившее за последний год три операции. Бельгиец задрал штанину, а Маленький Генерал обратился к сидевшей неподалеку немке: "Это он перед вами ножками красуется".

     - Тренер должен уметь пошутить, - говорит голландец. - Ты же не можешь всегда быть строгим с подопечными. Главное - знать, когда пошутить, а когда поговорить строго. Вот это и называется тренерским искусством.

     - Кстати, об искусстве: вас считают учеником великого Ринуса Михелса, который в свое время пригласил вас на пост ассистента в сборную Голландии.

     - Наверное, Михелс увидел во мне какие-то схожие с ним качества, поэтому и делился со мной опытом и знаниями. Думаю, именно то, что он считал нас во многих вопросах единомышленниками, и стало причиной.

     - А у вас есть такой ученик?

     - Моя проблема в том, что я как тренер - сам по себе. Никогда не ходил ни на какие церемонии, не участвовал в коллективных дебатах. Мне доставляет удовольствие пообщаться с людьми на футбольные темы, обсудить какие-то игровые тонкости. Но далеко не со всеми. Тренерские тусовки меня никогда не привлекали, поэтому не появилось и человека, которого я мог бы назвать своим учеником или преемником.

     - А как насчет Константина Сарсания? Вы как-то сказали, что у вас очень схожее видение футбола.

     - Небольшая поправка: у нас схожий взгляд на футболистов. Я не знаю, что Константин думает как тренер, а вот с его взглядом на тех или иных игроков знаком. К слову, оценки футболистов у нас с Костей зачастую почти одинаковы.

     - А взгляды на игру неужели никогда не обсуждали?

     - Как правило, мы разговариваем о других вещах. Например, о возможных трансферах. Кого где купить, кого куда продать. Сарсания хороший и приятный человек, мой добрый друг, не раз помогавший "Зениту" в решении трансферных вопросах. Костя мог бы в качестве агента или технического советника зарабатывать в десятки раз больше, чем будет получать сейчас как тренер. Но он все равно сделал выбор в пользу тренерской профессии. Это показывает, что у него большие амбиции: человек предпочел любимое и интересное дело деньгам. Таких людей я уважаю.

ВАГНЕРА И ЖИРКОВА ЦСКА НЕ УДЕРЖАТЬ

     - Читал, что игроком вы были с не самым легким характером. Могли, скажем, прямо высказать тренеру свое несогласие с ним. В этом плане вы были похожи на Аршавина?

     - Я был командным игроком, полузащитником, выполнявшим большой объем работы. А Аршавин - нападающий, яркий, техничный. И характер у меня был другой. Сходство, может быть, в том, что Аршавин, как и я в свое время, - большой профессионал. В трудной ситуации он продолжал усердно работать на тренировках. Это может вызывать только уважение.

     - Ваш предшественник Властимил Петрежла рассказывал, что Аршавин всегда мог высказать ему несогласие. С вами он тоже позволял себе подобное?

     - Мне случается разговаривать с некоторыми игроками о футболе у себя в кабинете.

     - И вы действительно прислушиваетесь к лидерам команды?

     - Когда им есть что сказать, почему нет? Иногда просто интересно узнать их мнение по какому-то конкретному вопросу. Таким образом тренер придает ответственности игрокам, во многом определяющим результат. Если у тебя есть какие-то идеи по поводу того, как должна играть команда, а в коллективе в них не верят, лучше придумать что-то другое. Игроки должны быть убеждены в том, что твоя работа может принести результат, поэтому я предпочитаю работать сообща.

     - А правда, что в середине чемпионского сезона, когда дела у команды шли не лучшим образом, вы провели долгую беседу с Тимощуком и Аршавиным, после чего перешли на систему 4-3-3?

     - Аршавина тогда не было. Но, если вкратце, вот что тогда произошло. Мы купили Домингеса и еще нескольких игроков, с которыми система 4-4-2 выглядела самой подходящей. Но из-за травм и других причин мы редко могли рассчитывать на аргентинца, и вместо него приходилось ставить других игроков. После поражения от "Динамо" в Москве мы перешли на другую систему. "Зенит"  и до той игры регулярно терял очки: мы не использовали свои шансы и позволяли сопернику часто бить по воротам. Это происходило из-за того, что игроки слишком часто увлекались атакой. Стало окончательно ясно, что без перемен не обойтись. Оптимальным вариантом мне показался переход на схему 4-3-3. Через пару недель мы обыграли то же "Динамо" в Кубке России с не совсем футбольным счетом - 9:3. После этой феерической победы игра "Зенита" пошла вверх. Со временем игроки все лучше приспосабливались к новой расстановке и на сегодняшний день понимают друг друга с полуслова.

     - Переход на новую схему был общим решением?

     - Нет, я уже долгое время думал сделать это.

     - А если бы не помогло?

     - Тогда бы руководству пришлось меня уволить. Поймите, при схеме с двумя форвардами их роль исполняли Кержаков и Аршавин, на тот момент два определяющих футболиста "Зенита". Кроме них, остальных в Европе мало кто знал. Их даже в сборные не приглашали. Шкртел, Крижанац, Ширл, Денисов только потом стали постоянно вызываться в национальные команды. Наши футболисты серьезно прибавили, и было обидно расставаться с некоторыми из них. Если хочешь входить в элиту, таких игроков, как Шкртел, Аршавин, Тимощук, нужно оставлять в команде, дополняя другими классными исполнителями. Но они хотели уехать, и другого выхода, кроме как отпустить их, у руководства не было.

     - Как же ЦСКА до сих пор удается удержать Вагнера и Жиркова?

     - Они тоже скоро уйдут.

     - Откуда такая уверенность?

     - Я об этом говорил еще три года назад, но готов повторить: Вагнер Лав - отличнейший игрок. Как и Жирков. Удержать их будет невозможно. Если российский хавбек летом еще может остаться в России, то бразилец уедет точно. Удержать игрока при нынешнем интересе к нему руководству ЦСКА вряд ли удастся.

ДОМИНГЕС ЗАШЕЛ СЛИШКОМ ДАЛЕКО

     - Существует ли вероятность, что как-то изменится ситуация с Домингесом?

     - Не знаю. Парень зашел слишком далеко. Мое доверие к нему исчерпано.

     - В свое время Аршавин, Денисов и Анюков тоже были отправлены в дубль, но второй шанс получили...

     - Это правда. Но вы не знаете, что тогда произошло на самом деле, и не можете оценить степень серьезности их проступка.  Ссылка в дубль - знак, что я не принимаю того или иного поступка. Домингес в дубле не потому, что он плохой игрок, а из-за его отношения к работе и к "Зениту".

     - Думаете, его перевод в резервный состав даст какой-то позитивный толчок команде?

     - Уверен в этом. Игроки должны знать, где находятся границы, которые нельзя пересекать. С какими-то вещами мне смириться очень сложно. Например, с неуважением к партнерам, тренерскому штабу и клубу. Не отреагируй я на ситуацию с Домингесом, потом и другие стали бы каждый раз звонить в клуб и говорить, что прибудут на день-два, а то и на неделю позже. Мы профессионалы и прежде всего должны друг другу доверять. После истории с Аршавиным, Денисовым и Анюковым я ждал, что они подойдут ко мне и извинятся. Так и вышло. Они пришли, извинились, и я вернул их в основу. Больше никто из них меня не подводил.

     - А Домингес - слишком гордый?

     - Он извинялся. Но я его извинений не принял.

     - Может, получи аргентинец второй шанс, его бы это окрылило, дало новую мотивацию?

     - Ему были даны и второй, и третий, и энный шанс. Думаю, Домингесу лучше заняться поиском нового клуба.

     - С аргентинцем очень дружен Данни. Не опасаетесь, что португальцу станет скучно и он уйдет в себя, как в свое время Текке?

     - Данни - совершенно другой человек, чем Домингес: победитель по духу и большой фанат футбола. Вы бы видели, как он пашет на тренировках! А к футболистам, определяющим атмосферу в коллективе, Домингес не относится.

А НУЖНА ЛИ ЗАМЕНА ТИМОЩУКУ?

     - В декабре вы сказали, что в этом сезоне Файзулин может стать игроком основы. Особенно с уходом Аршавина. Но пока вы отдаете предпочтение другим.

     - Виктору надо хорошенько поработать над скоростью. Знаете, тренер всегда поставит в основу игрока, который в его глазах лучший на той или иной позиции. Надеюсь, у Файзулина хватит терпения дождаться своего шанса. Нынешний год станет для него определяющим. Тот же Денисов шансом воспользовался сполна, хотя два года назад был в схожей ситуации.

     - Почему "Зенит" практически никогда не берет с собой на сбор игроков из молодежного состава?

     - В прошлом году при каждой возможности я посещал игры дубля и знаю, что там происходит. Как видите, в Германии с нами занимался молодой Ионов.

     - Он уже три года как с вами занимается.

     - Ему всего 20 лет, и за это время он серьезно повысил свой уровень. С такими ребятами мне работать интересно. Лучше буду заниматься молодым перспективным парнем, который рвется в бой, чем теми, кто не хочет тренироваться.

     - В прошлом сезоне у Ионова было не много шансов проявить себя.

     - Это проблема большого клуба. Перед нами стоят задачи, и для их достижения мы стараемся использовать лучшие на данный момент резервы.

     - Странная ситуация получилась с Риксеном: сначала его отправили в дубль, потом он уехал в Голландию на операцию. Может, стоило его позвать хотя бы для конкуренции?

     - Перед Новым годом я рекомендовал Фернандо найти новую команду. Тогда мы бы начали поиск другого правого защитника. Но Риксен решил остаться. В "Зените" хорошо платят, поэтому игроки хотят уйти куда-то хотя бы на такие же деньги. У всех ведь семьи, какие-то важные дела... Кстати, именно поэтому и Чонтофальски остался в команде. Я их понимаю и ни в коем случае не осуждаю.

     - На место в первой команде Риксен в этом сезоне может рассчитывать?

     - После операции посмотрим.

     - Довольны ли вы прогрессом Анюкова?

     - Да. Он сейчас гораздо спокойнее действует при владении мячом.

     - Присматриваете ли вы уже преемника Тимощуку?

     - Пока нет. Посмотрим, нужна ли будет вообще замена. Может, обойдемся собственными резервами.

     - Как идут поиски нового защитника?

     - Отлично. Уже работаем с кандидатурами.

     - Что с техническим директором? Говорят, скоро эту вакансию заполнят.

     - Неправда. Конкретики по техническому директору пока нет.