Арнольд Эпштейн
из Самары
ПО ШТИРЛИЦУ
Минувший месяц, за время которого не произошло ровным счетом никаких значимых для "Крыльев" событий, оказался одним из самых странных в истории самарской команды. Штандартенфюрер Штирлиц даже не предполагал, насколько был прав, говоря: запоминается последнее. Если бы матч волжан с "Тереком" состоялся не перед паузой в чемпионате, его эхо наверняка не было бы таким звонким. Через неделю грянул бы новый тур со своими коллизиями и скандалами, и журналистская мысль вновь забила бы ключом. Но в пустой комнате каждый звук разносится особенно громко. И точно так же в лишенной событий жизни любое эхо становится неповторимо гулким.
К тому же "Крылья" - мишень для уколов подходящая. В наше непростое для критики время круг объектов, по которым можно палить из газетно-журнально-телевизионных орудий, не опасаясь эффекта бумеранга, становится все уже. Вот скромному самарскому клубу и выпала в компании с "Тереком" почти историческая миссия хоть как-то компенсировать дефицит.
Так что задание редакции - посмотреть, как живет футбольная Самара после такого массированного обстрела, - выглядело вполне логичным. Редко, знаете ли, выпадает шанс побывать на линии огня в момент, когда он то ли стих, то ли ненадолго ослаб. Ведь после грозненской эпопеи взорвалась еще одна бомба, на сей раз местного производства - в виде интервью на финансовую тему игрока "Крыльев Советов" Иржи Ярошика.
ОТ НЕНАВИСТИ ДО ЛЮБВИ ОДИН МЕСЯЦ
Что ж, докладываю: жертв и разрушений пока нет. Реакция футбольной Самары на последние события в мире медиабизнеса вообще оказалась довольно показательной. Если в первые дни после грозненского матча потребители с удовольствием впитывали весь негатив в адрес "Крыльев", то со временем эта тема стала людей откровенно раздражать. Апофеозом стали два события последней недели. Сначала, когда на сайте одного из спортивных изданий решили устроить голосование на "грозненскую" тему, болельщики "Крыльев" моментально объединились и "отмазали" по-прежнему любимую команду. А затем, когда клуб сообщил о том, что это самое издание не получит аккредитацию на матчи еврокубков, весь самарский футбольный интернет единодушно высказался в поддержку такого решения. Хотя обычно в сети, где у каждого своя точка зрения, подобного братания не бывает.
В результате накануне матча болельщики спорили лишь о том, каким образом высказать "фи" желтой прессе. Идей было много, в том числе масштабных, но в итоге все свелось к одному скромному баннеру: "Желтую прессу не читаем".
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИГРЕ
В остальном же - не поверите - в субботу на "Металлурге" было все точно так же, как всегда. В клубе подумывали о том, что, может быть, в сложившейся ситуации стоит отказаться от объявления состава команды вместе с болельщиками. Напрасно сомневались: отклик трибун оказался таким же дружным, как обычно. Разумеется, когда "Крылья" в первом тайме впали в откровенный ступор, и игра "зависла", как неисправный компьютер, с трибун раздался сочный продолжительный свист. Но вы можете назвать хоть один стадион, где болельщики воспринимают такое зрелище с благодарностью? Зато стоило Леилтону, убежавшему за мячом за бровку, по ходу дела попросить народ о поддержке, как трибуны сразу устроили ему овацию. И гол Коллера люди встретили восторженно. И в адрес арбитра высказались, как всегда, громко и слаженно. Может, и не совсем заслуженно, но на этот раз уж пусть Юрий Баскаков простит Самару. Она в последнее время и так на нервах. А потому в субботу особенно хотела помочь "Крыльям".
Финальный свисток трибуны встретили в бессильной тишине. "Рубин" победил по праву, спорить с этим никаких оснований не было, и лично у меня совершенно не сложилось ощущения, что этот результат как-то повлияет на отношения "талантов" и "поклонников".
СПАСТИ НЕЛЬЗЯ РАЗРУШИТЬ
И вообще события последнего времени показали: футбольную Самару едва ли возможно разрушить извне. Не для того, извините, она десятилетиями жила любимыми "Крыльями", чтобы возненавидеть их после одного, пусть даже самого нелепого матча. Здесь умеют любить и умеют прощать. А зрелище порой ставят выше результата.
Этот мир можно уничтожить только изнутри. Если взять на вооружение, например, волгоградскую методику. Или чуть менее разрушительную, но тоже весьма эффективную владикавказскую. Там ведь тоже радовались не только победам, причем, заметим, куда более многочисленным, чем выпали на долю Самары. В этих городах к футболу относились как к "празднику, который всегда с нами". Оказалось, не всегда.
Так что бомба имени Ярошика куда опаснее грозненских раскатов. И поэтому за восстановительными работами после ее падения стоит следить особенно пристально.