В минувшем туре "Спартак" прекрасно воспользовался осечками "Москвы", "Динамо" и "Крыльев Советов", впервые в сезоне воспарив на второе место.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
"Спартак" вышел на второе место в турнирной таблице. Два года назад, при Станиславе Черчесове, красно-белые тоже были вторыми, спустившись с первой строчки на финише сезона. Теперь - поднялись из глубин таблицы. Про вес этих вторых мест говорить рано, но вектор движения команды сегодня другой.
Любые оценки размываются плотностью результатов команд в нынешнем розыгрыше. Поэтому вопрос, что происходит, вызывает желание уйти от ответа до прояснения ситуации. Тем не менее обозначились некоторые черточки-моменты, о которых хочется говорить как о тенденциях. В том числе и в "Спартаке".
Больше всего бросаются в глаза, конечно, внешние проявления перемен. Или того, что мы выдаем за перемены, вглядываясь в "Спартак". Лютые глаза и крики Джанаева. Окровавленное лицо Макеева в Ростове-на-Дону. Потный насквозь Баженов, падающий на газон со сведенной судорогой ногой. Это уже точно не Лаудруп, если говорить о датчанине как о периоде в жизни "Спартака". Это почти Черчесов времен дуэли с "Селтиком". То же неравнодушие, граничащее, пожалуй, с отчаянием. С жаждой проявить себя и добиться на поле максимума. "Спартак" нынче не играет - он почти воюет. Ничего более оздоровительного для духа, чем жаркие военные действия, в футболе пока не придумано. Даже если команда проиграет, но истечет при этом кровью, - не только в прямом смысле, как Макеев, но и в переносном, - ей не в чем будет себя упрекнуть. Это значит, что в следующий раз снова случится бой.
Есть во всем этом что-то карпинское? Несомненно. Карпин - мачо. Кому не нравится само это слово, рекомендую сосредоточиться на содержащихся в нем смысле и образе. Главный тренер "Спартака" брутален со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами. Он не цацкается с игроками, не разводит сюси-пуси с журналистами. Иной раз от него хочется получить развернутый комментарий, а натыкаешься на сухой ответ или даже встречный вопрос: "Ну и что?"
Так же, полагаю, обстоит дело и в команде. Недолюбливающий пустой треп спартаковский вождь своим поведением не просто дисциплинирует окружающих - он их в какой-то степени милитаризует. Для любой военной кампании это плюс. При условии, что обойдется без палочных перегибов.
Еще одно свидетельство спартаковского мачизма - отношение Карпина к бразильцам. Не могу сказать ничего худого про положение этих кудесников мяча в ЦСКА. За исключением того, что они часто болеют, решают личные проблемы и пропускают из-за этого важнейшие матчи. В "Спартаке" Рафаэл Кариока попробовал пойти тем же путем, проторенным еще Жедером и Моцартом. Тогда при странном попустительстве не-разберешь-кого-именно бразильцы оказались амнистированными.
Кариока был порублен Карпиным в лапшу морально и материально. Даже явная полезность бразильца в центре поля не заставила тренера сменить гнев на милость перед матчем с "Ростовом" - и на позиции "опорника" появился Саенко. Глядя на все это пиршество закона и порядка, Алекс, получивший соизволение задержаться в Бразилии на чуть-чуть, и Веллитон явили собою образец профессионализма и творческого отношения к игре. А иначе, собственно, и нельзя было - эти парни сегодня несут едва ли не основную "спартакообразующую" нагрузку.
Завтра красно-белым играть на Кубок с "Краснодаром". Говорят, обязательно выйдет на поле Кариока. Летит на Кубань и Ананидзе, на которого давно уже хочется посмотреть. Пока приходится довольствоваться роликами в youtube и приглашениями на матчи спартаковского дубля. Но как знать, как знать…