В ночь на понедельник закончилась эпоха Дика Адвоката в "Зените": совет директоров клуба принял решение об отставке голландца.
Игорь Рабинер
Грустной получилась развязка трехлетнего голландско-питерского сюжета. Не так должен уходить тренер, который привел клуб к высшим достижениям в его истории. В ЦСКА Евгений Гинер и Валерий Газзаев подали пример цивилизованного прощания (и закономерно, что в это воскресенье на праздновании 55-летия тренера президент армейцев был желанным гостем), но в Питере получилось иначе. Жаль.
Все надо делать вовремя - и, право, было бы гораздо красивее, если бы Адвокат и "Зенит" с почестями и реверансами распрощались после окончания прошлого, триумфального сезона. Теперь же в ощущениях болельщиков превалирует горечь - не столько даже от самого факта отставки, сколько от того, как она была обставлена. Как со стороны клуба, так и самого тренера. Разрыв отношений - это всегда беда.
Хотя громом среди ясного неба эту отставку, конечно, назвать нельзя. Скандал с обвинениями Адвоката в адрес Игоря Корнеева показал: Рубикон перейден, и ожидать можно чего угодно. Голландец, при всем уважении к его заслугам, в данном случае поступил, полагаю, некорректно. Эгоцентризм тренера взял верх над интересами клуба. Заключив контракт с Бельгийской федерацией футбола, Адвокат сам превратил себя по сути в отрезанный ломоть - и не имел морального права требовать, чтобы за полгода до отставки "под него" покупали дорогостоящих игроков.
Тому же Газзаеву в середине прошлого сезона такое и в голову не приходило - и атмосфера в ЦСКА оставалась здоровой. Тогда как Адвокат oбстановку в "Зените" своим заявлением взорвал, и конфликт Широкова c Малафеевым, думаю, в определенной степени стал его следствием. Если главный тренер может через прессу воевать со спортивным директором, то публичная перепалка между партнерами на этом фоне выглядит невинной шалостью.
В то же время неадекватная капризность, которую проявил Адвокат, как мне кажется, не только его собственная вина, но и следствие ситуации в руководстве "Зенита", сложившейся в последний год.
Когда клубом руководил Сергей Фурсенко, в "Зените" существовал руководящий триумвират: Фурсенко - Адвокат - Сарсания. Втроем они обсуждали не только стратегические, но и текущие вопросы - и решения были общими, согласованными. Президент и спортивный директор ненавязчиво корректировали тренера, когда видели, что того, человека авторитарного, заносит. Не то чтобы навязывали ему свою волю - но постоянно общались с ним и давали пищу для размышлений. Получалось это у них, видимо, и корректно, и профессионально - коль скоро Адвокат и по сей день называет обоих своими друзьями.
Что же происходит сейчас? Президенту Александру Дюкову, человеку чрезвычайно занятому и к тому же руководящему клубом из Москвы, времени для оперативного управления "Зенитом" не хватает катастрофически. А "на хозяйстве" в Питере сидит гендиректор Максим Митрофанов, которому нет еще и 30. Примеров того, чтобы руководителями солидных западных клубов были столь же молодые люди, признаться, не знаю. Логично предположить, что Адвокату было непросто на равных общаться c функционером, который вдвое моложе его и скорее всего не свободен в принятии решений. (Кстати, об этом же свидетельствует и развитие событий в истории с отставкой. Интервью Митрофанова сразу после матча с "Томью" подобного исхода не предполагало).
Прежнего баланса уже не было, и голландец постепенно почувствовал себя в "Зените" даже не Генералом, а Маршалом, и отнюдь не маленьким. Если тому же Гусу Хиддинку хватает такта и широты восприятия окружающей действительности, чтобы на фоне больших успехов оставаться человеком земным и самоироничным, то Адвокат в какой-то момент, есть ощущение, возомнил себя мессией, до которого в Санкт-Петербурге футбола не было и после - не будет.
Отсюда и его поведение в ситуации с Корнеевым. То, что клуб должен как-то жить и потом, тренера уже, видимо, не интересовало. К тому же, думаю, Адвоката, чье ревнивое отношение к Хиддинку общеизвестно, наверняка уязвил тот факт, что "Зенит" нанял на работу человека из штаба сборной. Опять эгоцентризм!
На матче "Зенит" - "Томь" обратили на себя внимание две вещи. Во-первых, всегда эмоциональный Адвокат всю игру сидел на лавке с безразличным видом, не выказывая интереса к происходящему. Во-вторых, проигрывая на своем поле, он демонстративно не сделал ни одной замены. Такое отношение к собственным (и щедро оплачиваемым) обязанностям не могло не передаться игрокам. Обида на клуб за приобретение Розины и Корниленко? Но кто, спрашивается, в этом виноват, если не сам Адвокат, поспешивший заключить контракт с бельгийцами?
Кстати, его упрямое нежелание работать с молодежью, подтягивать к основному составу дублеров говорит о том же подходе: "После меня хоть трава не расти". В Питере - городе, где наличие в составе своих воспитанников ценится особо (еще со времен золота 1984 года, когда вся команда состояла из ленинградцев), - подобный подход восторга вызвать не мог. И понятна логика известного питерского телекомментатора Геннадия Орлова, заявившего: "За команду Адвоката будут болеть, только пока она на первом месте. А в "Зените" 25-летней давности было то неповторимое патриотическое чувство, из-за которого люди ходят на стадион: "Это моя команда!" Это была "команда с нашего двора", и за нее болели вне зависимости от занятого места".
Тут-то и возникает вопрос: каким путем "Зенит" пойдет после Адвоката?
Факт переговоров с Лучано Спаллетти и Роберто Манчини (а ранее - с Хуанде Рамосом) полностью вписывается в клубную стратегию, один из принципов которой - привлечение именитого иностранного тренера. Но не секрет, что далеко не все в Питере готовы за этот принцип безоговорочно голосовать. Многие резонно интересуются: а что, если новый тренер будет работать, руководствуясь той же философией, что и Адвокат: во славу дня сегодняшнего и в ущерб завтрашнему? В таком случае у питерских родителей, видящих из года в год, что у воспитанников местных школ, по сути, нет шанса попасть в главную команду города, пропадет желание отдавать детей в футбол. Какой смысл заведомо обрекать их на мытарства по низшим лигам?
На футбольных сайтах в интернете уже вовсю идет дискуссия о будущем тренере "Зенита". Называют разные фамилии - и не только иностранные. В том числе, кстати, упоминают и Андрея Кобелева, хотя это, предположу, и не вызывает энтузиазма у динамовских болельщиков.
Кобелев, если кто забыл, три года играл в "Зените", брал Кубок в 99-м, в роли капитана выиграл для Питера бронзу-2001. Возможности "Динамо", если они останутся на сегодняшнем уровне инвестиций, он явно перерос. Зато уроки Юрия Морозова в Питере усвоил, и молодежь для основы у Кобелева растет словно в инкубаторе. Скажете, у него нет другого выхода? Но десятки других тренеров находятся не в лучшем кадровом положении, однако предпочитают покупать опытных игроков, а не возиться с дублерами. Кобелев делает это потому, что таков его подход к тренерской работе, причем подход этот - по духу абсолютно питерский.
То же, кстати, можно сказать и об Анатолии Давыдове. Думаю, все, кто знает этого порядочного человека с зенитовским сердцем, рады такому и.о. Именно с Давыдовым "Зенит" в 99-м выиграл свой единственный Кубок России. О его исключительной преданности команде говорит одно то, что в 2000-м, после отставки, он согласился работать в дубле, хотя с кубковым титулом за плечами легко мог строить карьеру на стороне. Если сейчас "Зенит" при Давыдове раскрепостится и начнет побеждать - может, и не нужно будет искать от добра добра?
...Мы уже стали размышлять о будущем, но давайте вновь оглянемся назад. И, невзирая на жесткий разрыв с голландцем, скажем Адвокату спасибо. Пусть супер-"Зенит" образца первой половины 2008 года и не стал командой на годы, пусть его лидеры быстро разъехались, забыть тот коллектив невозможно. Пройдут годы, и победы над "Баварией", "Рейнджерс" и "МЮ" станут легендами. Маленький Генерал подарил не только питерским, но и всем российским болельщикам много счастливых минут. Их и запомним. Пусть и утверждал Штирлиц, что запоминается последнее...