Клубы против ужесточения лимита. А некоторые - и за смягчение

Telegram Дзен

Одна из наиболее актуальных тем, которая будет поднята сегодня на общем собрании РФПЛ, - лимит на легионеров. "СЭ" выяснил позицию по этому вопросу руководителей клубов премьер-лиги.

- Какое соотношение иностранцев и россиян вы считаете оптимальным и почему?

Курбан БЕРДЫЕВ, главный тренер "Рубина":

- На мой взгляд, нынешняя ситуация позволяет создавать в лиге хорошую конкурентную среду, помогая игрокам расти. Благо к нам сегодня приезжают легионеры хорошего класса, игроки сборных или перспективная молодежь, способная прогрессировать. К тому же всегда стоит помнить о том, что нашим клубам в Европе приходится играть с соперниками, чьи составы порой напоминают сборные мира.

Очередное ужесточение лимита в существующих условиях не принесет пользы ни самой лиге, ни российскому футболу вообще. К снижению количества легионеров мы пока не готовы. Новый лимит - это ведь не 16 вакансий для россиян в лиге, а как минимум вдвое больше. Дублировать-то позицию придется тоже россиянами. К тому же есть риск нарушить и без того хрупкий баланс. Спрос неизбежно возрастет, и это - очередной скачок цен.

Возможно, уже в ближайшем будущем, когда заработают на полную мощь специализированные интернаты, этот вопрос не будет столь болезненным. Пока же ситуация просто не созрела, хотя общий прогресс очевиден. Нельзя ведь говорить о том, что выбор в сборной сегодня предельно узок. Напротив, Хиддинк постоянно привлекал к работе молодых. Вспомните Дзагоева, Тарасова, Бухарова, Ребко, а новые имена в нашей лиге появляются ежегодно. Только в этом году заиграли в основных составах Паршивлюк, Джанаев, Гатагов, Щенников, Касаев, Хагуш, Садаев, Пилиев. Дальнейшие меры, заставляющие включать россиян в основной состав, будут выглядеть несколько искусственными. В конце концов, мы двигаемся в нужном направлении, а спешка - не тот союзник, который может принести пользу делу.

Валерий КАРПИН, генеральный директор "Спартака":

- Мы не против ограничений на легионеров вообще, но нынешняя схема - 6 иностранцев, 5 своих - себя не оправдывает. Уверен: такой лимит приносит зло не только российскому чемпионату, но и сборной. Оптимальное число зарубежных футболистов - семь. Ведь когда не было соотношения "6+5", ЦСКА и "Зенит" выиграли Кубок УЕФА, а национальная команда пробилась в полуфинал Euro. Сегодня же она не попала на чемпионат мира, а четыре наших представителя не сумели выйти в основную сетку Лиги Европы. Не устаю повторять: у нас катастрофически мало российских игроков высокого класса. Бог даст, через пару лет появятся - ведь наконец-то заработали школы, есть хорошие условия для тренировок. Но нужно ждать, пока ребята подрастут. В условиях же нынешнего лимита клубы развратили россиян, фактически подарив многим из них места в стартовом составе, поскольку иного выхода нет.

Максим МИТРОФАНОВ, генеральный директор "Зенита":

- Любой лимит имеет какую-то цель. Лимит на легионеров подразумевает уменьшение количества дешевых зарубежных игроков и усиление нашего чемпионата футболистами высокого уровня. Хотя в нашем случае получилось, что стало больше средних отечественных игроков, а цена на хороших российских футболистов как была, так и осталась высокой. Мне кажется, лучше вводить лимит по английскому принципу. В Англии не столь важен паспорт футболиста, сколько его уровень. Важно, чтобы легионер развивал российский футбол, а не облегчал бюджет клуба или преследовал свои интересы.

Николай НАУМОВ, президент "Локомотива":

- Считаю, что административно лимит вводить нельзя. А раз уж ввели, то оптимальна на сегодня система "7+4". Как только перешли на "6+5", начались проблемы. Это та грань, при которой молодые российские футболисты, вместо того чтобы расти, начали набивать себе цену. Даже не столько они сами, сколько их агенты. При системе "7+4" таких проблем не было. На "6+5" просто нет достаточного количества квалифицированных игроков.

Евгений ГИНЕР, президент ЦСКА:

- В ЦСКА никогда проблем с российскими игроками не было. Однако уверен, что мы не должны подходить к вопросу лимита на легионеров революционно: "Все, завтра делаем пять и шесть". А почему не семь или четыре или два и девять, например? Кто доказал, что должно быть именно так?

Можно пойти английским путем - когда допускаются только те легионеры, которые отыграли 75 процентов матчей за свою сборную. Или итальянским - разрешается купить только одного легионера в год. А на поле выпускай хоть одиннадцать иностранцев. Но все должно быть обосновано, а не взято с потолка.

Игорь ДМИТРИЕВ, президент "Москвы":

- Вижу смысл в существовании лимита до семи легионеров. В этом случае есть возможность и российским футболистам развиваться, и клубам оставаться достаточно интегрированными в плане наличия иностранных игроков.

Игорь ЕФРЕМОВ, генеральный директор "Сатурна":

- Существующий в данный момент лимит "6+5", на мой взгляд, оптимален.

Юрий ИСАЕВ, президент "Динамо":

- На наш взгляд, оптимально для премьер-лиги то соотношение, которое действовало в минувшем сезоне: не более шести легионеров на поле.

Борис ВАЙНШТЕЙН, первый заместитель генерального директора "Томи":

- Нынешнее соотношение "6+5", наверное, оптимально. Получается почти 50 на 50. Наличие сильных легионеров способствует росту нашей молодежи, да и российские футболисты количественно представлены достаточно.

Юрий МАКЕЕВ, генеральный директор "Крыльев Советов":

- Нынешний лимит на легионеров мне представляется оптимальным. Он защищает российский футбольный рынок и не препятствует конкурентоспособности наших клубов на международной арене.

Юрий КРАСНОЖАН, главный тренер "Спартака" Нч:

- Мне кажется, нам стоит остановиться на шести легионерах в составе. Дальнейшее ужесточение лимита на пользу чемпионату не пойдет. По крайней мере в нынешних условиях. Игроков с российским паспортом и уровнем мастерства, которое требуется для премьер-лиги, не так много, как всем бы хотелось. Если ситуация будет меняться, к этому вопросу можно вернуться.

Хайдар АЛХАНОВ, вице-президент "Терека":

- Признаюсь, ежегодное обсуждение этой проблемы уже набило оскомину. Говорил и еще раз повторяю, что нынешний лимит с пятью россиянами и шестью легионерами вполне приемлем. Но, как бы ни развивалась ситуация, "Терек" твердо держит курс на собственных воспитанников.

Валерий ЧУПРАКОВ, президент "Амкара":

- Ныне существующее. Дальнейшее ужесточение лимита приведет к резкому удорожанию российских футболистов, что особенно больно ударит по периферийным клубам, не обладающим большими финансовыми возможностями. Цена будет далека от реальной стоимости игроков - придется в большей степени платить за их гражданство, чем за профессиональные качества.

Александр ШИКУНОВ, спортивный директор "Ростова":

- 7 иностранцев на поле.

Омари ТЕТРАДЗЕ, главный тренер "Анжи":

- На мой взгляд, оптимальным вариантом был бы тот же, который практиковался в Европе, то есть три-четыре иностранца, но в нашей ситуации шесть футболистов из других стран - нормально. А если резко сократить их количество, упадет уровень российского футбола. Для начала следует подготовить молодежь.

Лев СТРЕЛКОВ, генеральный директор "Сибири":

- "Сибирь" как дебютант премьер-лиги с этим правилом столкнется впервые. Считаю, у него есть как плюсы, так и минусы. Уменьшая количество иностранцев, которые одновременно могут выйти на поле, мы автоматически взвинчиваем цены на российских игроков. С другой стороны, если вернуться к соотношению семь легионеров плюс четыре россиянина, то доморощенных игроков будет, конечно, маловато. А это неправильно с точки зрения стратегии развития нашего футбола.

- Должны ли по-прежнему не считаться легионерами футболисты, имеющие гражданство РФ, но заигранные за сборные других стран?

Бердыев: - Очень сложный вопрос. К тому же, принимая решение о любых запретах, легко ущемить права человека на труд, на профессию.

Карпин: - Представьте ситуацию. Игрок сборной России уехал в Испанию. Прожил там 10 лет, получил испанский паспорт. От российского гражданства отказался. Все, теперь по документам он - испанец. Пускай и заигранный за российскую сборную. Но неужели кто-то на Пиренеях будет считать его иностранцем? Абсурд! В любом суде это решение можно обжаловать в два счета. Конечно, при условии, что паспорт получен легально. Так и здесь. Если же футболистам дают российские паспорта, а они продолжают играть за сборные других стран, этой проблемой должны заниматься миграционные службы, а не РФС или РФПЛ.

Митрофанов: - Считаю неправильным решать футбольные дела путем присвоения гражданства. Ведь если кто-то из иностранцев получил российский паспорт, означает ли это, что он стал соответствовать тем требованиям и целям, ради которых вводился лимит на легионеров? Думаю, нет. И развитию российского футбола появление таких людей уже в качестве "россиян" не способствует.

Наумов: - По этому поводу высказывался не раз. Если российский гражданин получил законный российский паспорт, ограничивать его в правах никто не может. Это антиконституционно. Одемвингие, например, российский гражданин на законных основаниях. Если ему ограничат возможности работы, он подаст в суд и выиграет. Поэтому, если человек на законных основаниях гражданин России, считаться легионером он не может. Допустим, это определение легионера действительно введут и Одемвингие откажется выступать за сборную Нигерии. Кому от этого польза? Футболисту? Нет. Сборной? Нет, потому что игрок не может за нее выступать. Клубу - тоже нет: для него престижнее, когда футболист вызывается в национальную команду.

Считаю, можно называть спортсмена легионером, если он намеренно отказался от возможности выступать за российскую сборную в пользу другой национальной команды.

Гинер: - Не должны. Одемвингие, к примеру, - воспитанник нашей школы, ЦСКА. В его стране разрешено двойное гражданство - отлично. Но пусть определяется сам. Если хочешь играть за сборную Нигерии, значит, будь легионером в российском чемпионате. Пользуясь при этом всеми правами как гражданин России. Мы не ограничиваем его по расовой или какой-то иной принадлежности, но в регламенте нашего чемпионата игрок другой сборной должен считаться легионером.

Дмитриев: - Граждане РФ, имеющие иностранный паспорт, но заигранные за другие сборные, считаться легионерами не должны. Так исторически сложилось, что после распада СССР у нас создалась неоднозначная ситуация. В основном это касается футболистов, родившихся до 1991 года. Со временем они закончат карьеру и проблема уйдет сама собой. И потом, таких футболистов не так уж много. Так что не вижу смысла заострять внимание на проблеме, которая не столь значительна.

Ефремов: - Эти футболисты должны считаться легионерами.

Исаев: - Пока надо сохранить нынешнее положение. Но при этом дополнительно изучить вопрос, в том числе с учетом европейского опыта: там также существуют определенные ограничения.

Вайнштейн: - Таких игроков, скорее всего, надо считать легионерами.

Макеев: - Главное - чтобы гражданское и футбольное законодательства были приведены в соответствие друг другу.

Красножан: - Это больной и очень сложный вопрос. Если у человека имеется паспорт, полученный законным путем, как он может считаться в своей стране иностранцем?! Другое дело, что есть понятие спортивного гражданства, которое в иных видах спорта превалирует над общегражданским паспортом. Но в футболе подобной практики нет. По крайней мере высшие футбольные власти подобных норм не вводили. Если мы хотим ввести свою практику, то, наверное, либо должен измениться лимит, либо нужно разобраться с нормой, которая будет определять статус этих игроков. В конце концов, есть и обратные примеры: люди меняли гражданство, получая предложение играть в сборной той или иной страны. Мне кажется, попытки сделать легионерами тех, кто родился в другой стране, но теперь живет в России, выглядят дискриминацией. Обратной силы решение обычно не имеет, но в нашем случае ситуация может измениться. И потом, ситуации бывают разными. Согласитесь, Одемвингие трудно отказать в праве считать себя россиянином. У нас, например, есть Амисулашвили. Он давно не играет в сборной Грузии, абсолютно законно получил российский паспорт и соответствующим образом выстраивает свою жизнь. Почему он должен теперь попадать под лимит?!

Алханов: - Убежден, что футболисты, имеющие российские паспорта, легионерами считаться не должны. Они граждане нашей страны, и этим сказано все. А за сборные каких стран выступают - их личное дело. Почему, скажем, Лахиялов не может играть за сборную Азербайджана, если его не приглашают в российскую?

Чупраков: - Твердо убежден: футболисты сборных других стран, имеющие российские паспорта, должны считаться легионерами.

Шикунов: - Конечно. Скажем, в Белоруссии разрешено двойное гражданство, а наш футболист Александр Кульчий имеет два паспорта. Почему мы должны заявлять его как иностранца?! Сейчас обсуждается предложение не считать легионерами граждан СНГ - мне эта идея симпатична. В Европе ведь футболист из страны, входящей в Евросоюз, легионером не считается.

Тетрадзе: - Чтобы не считаться легионерами, те, кто принял гражданство России, уже не должны играть за свои сборные.

Стрелков: - Футболисты, заигранные за сборные своих стран, но затем получившие паспорта граждан РФ, не должны считаться легионерами.