Специальный корреспондент "СЭ" побывал в расположении "Амкара" в Турции и побеседовал с его главным тренером.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Белека
У игроков "Амкара" болят ноги. Один говорит другому перед тренировкой: "Я даже на завтрак сегодня не ходил. Скрипит все в организме".
С неба льет. Помощники расставляют по полю фишки. На мокрой траве фруктовой горкой лежат странные мячи: дынные, овальные побольше, грейпфрутовые, пестрые средние, лимонные, ярко-желтые теннисные. Разный размер, цвет и форма - повод поменять что-то во время занятия, перенастроить концентрацию, убить монотонность.
До мячей дело дойдет во второй части занятия. А пока главный тренер Рашид Рахимов собирает команду, негромко говорит о необходимости потерпеть и анонсирует сочетание беговых нагрузок с приятными футболистам тактико-игровыми. Звучит свисток. Начинается третий день первого сбора "Амкара"-2010.
- В кадровом отношении межсезонье вашей команды представляется пока не очень бурным. Из заметных потерь - Дринчич, из заметных приобретений...
- Приобретения впереди. Прошлогодний костяк сохранить удалось. Это человек 12, возможности которых я знаю и на которых могу рассчитывать. Но команда не должна состоять из 12 футболистов. Есть тренировочный процесс, есть стыки, травмы, дисквалификации и так далее. Есть потребность в конкуренции - не только турнирной, но и внутрикомандной. Значит, костяк должен обрасти "мясом". Как минимум человек 18, входящих в основную обойму, мне бы хотелось иметь в своем распоряжении. То есть разговор следует вести о строительстве если не новой, то в значительной степени обновленной команды. Этот процесс для "Амкара" неизбежен.
- 18 минус 12 равно 6. Именно столькими новичками вы хотите усилиться?
- Примерно.
- И какие рынки с этой целью отслеживаете?
- Все. Прекрасно понимаем, что существуют отличные игроки, которые нам не по карману. Поэтому ведем поиск добротных исполнителей, способных вписаться в нашу схему, усилить игру и не стать обузой для клубного бюджета.
- Дриничича была возможность оставить?
- Никола и сам хотел уйти и в общем-то заслужил это. Он сказал мне о возможном переходе, когда я пришел в команду. Спросил у него: "Серьезный клуб зовет?" - "Серьезный". - "Тогда вопросов нет".
- Сейчас в тренировках "Амкара" принимает участие группа игроков из низших российских дивизионов. Каковы их перспективы?
- Гражданство в данной ситуации - важный фактор, но не единственный. Не все из тех, кто сейчас старается нам себя показать, подойдут "Амкару". Однако если кто-то хорошо зарекомендует себя - с удовольствием оставим.
- Лимит на легионеров - серьезная проблема для "Амкара"?
- На данный момент нет, но эта проблема в любой момент может возникнуть. И стать очень серьезной, если в сезоне получат травмы два-три россиянина. К сожалению, цены на отечественных футболистов вступают в определенное противоречие с требованиями лимита. Западный игрок хорошего уровня стоит несопоставимо меньше.
- Есть ли в "Амкаре" игровые линии, которые нельзя не усилить, на ваш взгляд?
- Есть. Это центральная зона в полузащите и линия нападения. В обороне существует группа игроков, способная сыграть надежно, но и тут мы должны понимать, что попытаться пройти весь чемпионат, рассчитывая только на этих исполнителей, было бы опрометчиво. Значит, и здесь нужно усиливаться.
У "АМКАРА" БУДЕТ ТРИ ТАКТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
- С кадровой перестройкой понятно. Будет ли перестройка игровая?
- Те принципы, на которых основывалась наша прошлогодняя игра, останутся базовыми и в предстоящем сезоне. Этот футбол подходит "Амкару" и усвоен им, он позволил нам показывать на некоторых отрезках очень приличный уровень. Естественно, нужно двигаться вперед и разнообразить свою игру. Такой акцент будет сделан. Собственно, он уже сделан. Первый турецкий сбор я начал с того, что предложил команде не исключительно силовые и беговые нагрузки, а совмещенные с определенной тактической работой. Думаю, многие из моих подопечных удивились, однако я сознательно пошел на этот шаг. Сейчас мы набираем форму, работаем с пульсометрами и одновременно пробуем несколько тактических схем.
- Сколько их будет?
- Три - две основные и одна вспомогательная. Какие именно? Начнется сезон - узнаете.
- Сильно эти схемы будут отличаться одна от другой?
- Смотря что вы имеете в виду. Бывают различия незначительные, такие как у схем 4-4-2 и 4-4-1-1. Принципы игры в обороне в обоих случаях идентичны, отличия всего в одной позиции, зависящей от того, как играет соперник. Один из форвардов начинает отвечать за центральную зону - вот и вся разница, если в общих чертах. Но вот при схеме 4-3-3 все меняется кардинально и в полузащите, и в нападении.
- Но четыре человека в обороне будут играть в любом случае?
- Да, это не варьируется.
- Можно ли говорить в настоящий момент о задачах "Амкара" в предстоящем сезоне?
- Пока рановато. Будем исходить из того, кем укомплектуемся. Разумеется, амбиции у команды есть, и на зону вылета мы не ориентируемся.
- В каком состоянии нашли своих подопечных, вышедших из отпуска?
- Перед их отъездом я раздал планы индивидуальных занятий. Судя по нынешней форме большинства игроков, они их выполнили. Один-два человека выглядят хуже, из чего можно сделать вывод, что моими рекомендациями они частично пренебрегли.
- Лишний вес?
- Нет, речь о других показателях. Есть футболист, который набрал граммов пятьсот, но это поправимо.
- Вы штрафуете за прибавку в весе?
- Да, у нас принята такая система. Хотя игрок и сам должен понимать, что лишние килограммы - это нагрузка на организм и повышенный риск травмы.
- На тренировках с вами работают два австрийца. Оба - не в командной экипировке. Кто это?
- С ними была еще девушка, уехала. Это группа из австрийского института спортивной биологии, расположенного в городе Медлинг. Будут помогать нам в медико-биологическом тестировании все межсезонье, а в начале марта проведут окончательные исследования.
- Ваш давний помощник Альфред Татар, который недавно присоединился к "Амкару", будет введен в штат?
- Он не может по личным обстоятельствам. Привлекли его только на четыре сбора.
ТРЕНЕР НЕ ДОЛЖЕН МЕТАТЬСЯ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ
- За время работы в российском футболе вы сильно изменились?
- В каком смысле?
- Для начала - в тренерском.
- Не сказал бы - придерживаюсь тех же концепций, что и раньше. Тренер, на мой взгляд, не должен метаться из стороны в сторону, если у него есть свои профессиональные взгляды. Учиться, узнавать новые тенденции - другое дело. И анализировать свои ошибки - вот что еще важно для тренера. Это не значит, что нужно кричать о них на каждом углу. Но для себя выводы делать необходимо.
Прошлогодняя пауза в самостоятельной работе многое дала мне в этом смысле. Было время подумать и признать - что-то я делал не так, как нужно. Например, иначе начинал предсезонную подготовку, давал меньше тактики. Сейчас изменения внесены, о них я уже говорил. Считаю это очень важным для появления у игроков внимания, концентрации, нужных мыслей.
- А как человек изменились?
- В моем возрасте люди редко меняются. Почти никогда.
- Многие считают, что вы стали мягче.
- В чем?
- В общении с подчиненными, например.
- Вы были на тренировке, видели все. Разве я стал мягче? Не думаю. Понимаете, есть человеческие отношения, которые следует всегда поддерживать на высоком уровне, вне зависимости от возраста, должности и так далее. И есть работа, в которой нельзя переходить на дружеские рельсы. Это разное. Потому что у тренера и его подчиненных разная ответственность. Естественно, я считаю себя вправе выдвигать требования и добиваться их выполнения.
А вот сама постановка вашего вопроса показалась мне любопытной. В жизни так часто бывает: кто-то где-то скажет что-то - и слух начинает расти, как снежный ком. Полагаю, для того, чтобы судить о чьей-то мягкости или жесткости, слухов недостаточно: человека нужно знать самому.