Поменьше нефутбола

Telegram Дзен

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Спецкор "СЭ" продолжает рассказывать о подготовке "Локомотива" на первом зарубежном сборе.

Екатерина БРЕДИНА
из Кунду

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? ИГРА!

Если у среднестатистического россиянина Турция ассоциируется с отдыхом и морем, то для футболиста солнечная средиземноморская страна связана в первую очередь с постоянной физической работой. Бегать, бегать и еще раз бегать.

Но в "Локо" в этом году все немного иначе. Первое занятие на улице началось с тактики. Вечером ее же разбирали по видео. Причем изучали ошибки, допущенные в ходе тренировки, а не абстрактные примеры, как порой бывало. В команде, например, ходит байка о том, как однажды игрокам показали матч "Челси" - "Барселона" и попросили следить за огрехами футболистов своего амплуа. Все напрягались, а Гатагов расслабился. Он-то ведь не кто-либо - Месси. Теперь же "Локо" учится на собственных ошибках.

- Чем меньше человек занимается нефутбольными упражнениями, тем лучше он играет, - убежден новый тренер по физподготовке Евгений Стукалов. - Можно пробежать 14 километров за игру, быть в этом плане первым по статистике, но привезти себе кучу голов, поскольку соперник грамотнее выбирал позицию. Да, бег - хорошее средство для поддержания функциональных кондиций. Но основополагающий элемент в развитии футболиста - игра. Во время нее на малых и больших пространствах мы решаем разные энергетические задачи.

ВСЕГДА ЗА МОНИТОРОМ

Стукалов в футбол попал совершенно случайно. Он долго занимался бодибилдингом, работал тренером по этому виду спорта. Сейчас, глядя на худенького молодого человека невысокого роста, это представить трудно. Но раньше вместо нынешних 65 килограммов он весил 90. Однажды знакомый тренер предложил ему место в ФК "Запорожье", где требовался специалист по силовой подготовке. Стукалов согласился, прослужил три года и понял: только силовая работа узка и малоинтересна.

- Что я мог сделать? Провести двадцатиминутное занятие. Не больше, - вспоминает Стукалов. - Для меня это стало скучным. Начал втягивать себя в общую функциональную подготовку. Не только бегать и прыгать с футболистами, но прогнозировать и анализировать состояние игроков.

С Юрием Красножаном Стукалов познакомился именно в Турции, во время профессионального спора с коллегой, который должна была разрешить третья сторона. Ею стал тренер южного "Спартака", через некоторое время позвавший экс-бодибилдера в Нальчик. Теперь они сотрудничают в "Локо".

- Существенны ли различия в физическом состоянии игроков, начавших занятия в декабре и сразу приехавших в Турцию?

- Нельзя говорить обо всех разом. Есть люди, серьезно занимавшиеся в отпуске: Олег Пашинин раздал им планы. Я вносил в них дополнения, поскольку на сборе будут специфические задания, к которым они должны быть готовы. Поэтому сейчас никто существенно не выпадает. Слежу за всеми по монитору. Кто-то может отставать по состоянию от остальных, но не потому, что не готов.

- По монитору следите, кому какую нагрузку давать?

- Он позволяет индивидуализировать тренировочный процесс: кому, например, уже нужно бежать, а кто должен еще постоять. Следим и за пульсовой прямой на протяжении всего занятия. Команда новая, надо многое объяснять. Чтобы меньше бегать, компактнее и плотнее работаем с мячом. При этом важно контролировать процесс: смотреть, чтобы не дать много нагрузки, но и не дать мало. Нет неправильных упражнений, а есть нерациональное их использование и техническое выполнение. Все надо делать адекватно и своевременно.

ВЫЖАТЬ ИЗ ОРГАНИЗМА МАКСИМУМ

- Вы говорите: надо меньше бегать. А как относитесь к тесту Купера?

- Мы использовали тесты в Нальчике, когда появлялись люди не высшего класса. Но основной состав так не проверяли - это травмоопасно. Есть масса других средств контроля. И потом: проведем мы тест и увидим, что человек бежит 30 метров не за 4 секунды, а за 4,2. Ну и что? Зато он хорошо выбирает в своем темпе позицию на протяжении всего матча, обладает хорошим футбольным мышлением. И не факт, что улучшение показателя в беге приведет к тому же в игре. Кроме того, футбол - не легкая атлетика. Футболист постоянно должен смотреть по сторонам, куда отдать мяч, а не просто бежать. А это совсем другое дело.

- Как будет изменяться характер физподготовки от сбора к сбору?

- Первый сбор - силовой, он посвящен знакомству с принципами ведения игры. Второй - контрольный: проверка усвоения материала. На третьем сборе будем решать локальные задачи, налаживать режимы энергосбережения. Последний этап подготовки - введение футболистов в циклическую, соревновательную работу.

- Хватит заложенного фундамента на весь сезон?

- Нет футболиста, который потренировался бы две недели, и его хватило бы на весь сезон. Месяца на два с половиной.

- А потом?

- Есть перерывы, в которых мы можем встряхнуть организм игрока. Летнюю паузу заполним подобным способом.

- Велика ли разница в подготовке молодежи и возрастных футболистов?

- С возрастными игроками даже проще. Молодые быстрее достигают пика и быстрее его проходят. У футболистов старше 30 лет все стабильнее: нет таких перепадов в физическом состоянии.

ЛИШНИЕ 15 МИНУТ

Помимо Стукалова есть теперь в "Локо" еще один специалист, ранее занимавшийся совсем другим видом спорта, - регби. Но Артур Савельев уже долго работает в футболе: сначала массажистом в ЦСКА и "Крыльях", потом реабилитологом в "Сатурне".

- Я ушел в "Локо" не из-за ситуации в Раменском, - сразу подчеркнул Савельев. - Хорошо знаю медицинский штаб железнодорожников. И их предложение решил принять.

- Каковы впечатления от первых дней пребывания в команде?

- При большом количестве знакомых мне было легко войти в коллектив. Когда работаешь вместе, в контакте, общении, все происходит быстрее. Никакой робости или боязни нет.

Савельев и впрямь за пару дней стал своим. После тренировки развлекает байками Смольникова. Подсказывает, как нужно работать в зале, Мареничу. Для Гильерме написал профилактическую программу на португальском. На 15 минут больше работы, чтобы перевести текст на компьютере, зато бразильцу приятно.

- Пациенты уже появились?

- Работаю в основном над профилактикой травматизма. Укрепляем такие слабые места, как прооперированные колени. Закачиваем необходимые группы мышц. Занимаемся в тренажерном зале с Мареничем, Смольниковым, у которого небольшой подвывих. А если что-то беспокоит, каждый может прийти.

- В "Локо" печальной традицией стали хронические больные. Раньше Измайлов, в прошлом сезоне Вагнер.

- Такие больные есть в каждой команде. Они по каким-то причинам постоянно ломаются, травмируются. Не стоит искать в этом закономерностей.

- Можете назвать самый сложный случай реабилитации, с которым сталкивались?

- Травмы за 10-20 лет не изменились. Трудные случаи связаны с особенностями организма - например, стиранием хрящевой ткани. Но наука не стоит на месте. Мениск, скажем, сейчас оперируют совсем по-другому, и восстановление проходит намного быстрее.